Содержание статьи
Известная французская автомобильная фирма Renault относится к тем немногим зарубежным автопроизводителям, чей темперамент по отношению к российскому автомобильному рынку иначе как умеренным не назовешь: французский автогигант долгое время оставался в тени и только-только начал делать заметные шаги к российскому покупателю. Первым из таковых можно считать прошедшую во Франции встречу представителей пресс-службы Renault с группой российских журналистов. «Встреча-знакомство» — так сами французы назвали это мероприятие.
RENAULT ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
А между тем торговая марка Renault была известна в России еще во времена буржуазно-демократической революции. Более того, в самом начале столетия Renault имела в Петербурге своего генерального представителя —экипажную фирму Фрезе. Ас 1910 года в том же Питере успешно работало представительство Renault. Быть может, кто-то вспомнит название Русский Рено — его носил один из крупных заводов, который впоследствии вместе с такими гигантами отрасли, как АМО и Руссо-Балт, составил костяк российского машиностроения.
Французский след в отечественной машиностроительной индустрии петлял и прерывался, пропадал и возникал вновь. И несмотря на то, что многие российские машиностроительные и автосборочные заводы и в настоящее время используют технологии и оборудование Renault, автомобили с хромированным ромбом на облицовке радиатора в нашей стране большим успехом не пользовались никогда. Даже в последние годы, когда откусить лакомый кусочек девственного российского рынка пытаются все, кому не лень, говорить об активности фирмы Renault по части продажи легковых автомобилей как-то не было повода.
И это при том, что Renault очень широко представлен за границей, — но, увы, пока не у нас. В Мексике, например, успешно работает завод автомобильных двигателей, в Колумбии — совместное предприятие с японской фирмой Toyota, в Таиланде на заводах Volvo развернуто производство модели Renault 21. Сами французы, говоря о своих заграничных «походах», очень часто приводят в качестве примера Турцию. Именно в Турции фирма Renault добилась самого большого успеха: грамотно спланированная техническая и экономическая политика позволила в 1993 году реализовать в этом регионе 136000 автомобилей.
ЧТО НОВЕНЬКОГО?
Как считают аналитики из отдела маркетинга фирмы Renault, главная задача для закрепления успеха на рынке — в максимально быстром завершении работ по замене модельного ряда. Больше всего беспокойства вызывает ситуация с автомобилями среднего класса: по отношению к Renault 25 так и не удалось решить все проблемы с качеством сборки, а некогда крайне популярная машина Renault 19, похоже, морально устарела и, как следствие, поубавила в спросе (ей на смену в конце 1995 года пришла модель под условным названием Monospace, то бишь «однообъемник», минивэн).
Наряду с делами «конвейерными», фирма продолжает выставлять на суд общественности свои концептуальные разработки. Самая удивительная реакция последовала на показ внедорожника Renault Racoon чуть ли не на следующий день из Сингапура пришел внушительный заказ на партию машин Racoon. Видно в далеком Сингапуре концептуальность этого «лунохода» поняли слишком уж приземленно.
Как признались нам представители фирмы Renault, курировавшие нашу группу во Франции, они долго не могли прийти к решению по поводу того, какие именно автомобили показывать российским журналистам: серьезным анализом российского рынка, а уж тем более какой-либо адаптацией машин Renault для эксплуатации в наших условиях, здесь пока не занимались…
Но решили выступить во всеоружии: нам была представлена вся гамма выпускающихся легковых автомобилей — Espace, Safiane, Laguna, 19, Clio и Twingo. В нашем распоряжении закрытая кольцевая трасса, шесть практически незнакомых автомобилей и — о, ужас! — всего три часа времени.
Естественно, более-менее близко познакомиться со всеми машинами было невозможно, поэтому я выбрал две: Twingo, как самую необычную, и предмет своих давних симпатий — Clio. Что до остальных машин, то эта машина победила в единоборстве с Subaru Legacy, устроенном нашими испытателями.
TWINGO. ИСКУССТВО БЫТЬ ОРИГИНАЛЬНЫМ
Еще несколько лет назад этот автомобильчик мог бы запросто сойти за городской концепт-кар. Дизайнеры Renault вернулись к удачно найденной форме однообъемного кузова, впервые реализованной в модели Renault Espace. Несмотря на то, что эта симпатичная глазастенькая капелька попадалась на парижских улицах довольно часто, пройти мимо Twingo и не обернуться просто невозможно: не привык еще глаз к таким автомобилям!
Интерьер малышки — логичное продолжение того, что видишь снаружи: авангард, причем порой очень даже смелый. Похожей цветовой гаммы в оформлении салона нет даже у «пляжных» версий Suzuki Samurai и Opel Corsa. Можете себе представить переднюю панель цвета морской волны? А салатовую обивку дверных панелей? Если нет, то о рисунке тканевых вставок на сидениях лучше не рассказывать вовсе: внутри Twingo напоминает игрушку, скроенную из пестрых лоскутков. Пожалуй, самой подходящей одеждой для поездок на этом автомобиле будут легкомысленные шорты-бермуды, да солнечные очки а-ля Элтон Джон…
А все остальное можно смело оставлять снаружи, в том числе и свои привычки. Шутка ли: сквозь дырку «бублика» я не увидел комбинации приборов, а выполняющий ее функции продолговатый цифровой дисплей расположился в центре передней панели, ближе к срезу огромного ветрового стекла. Так что в первые пять-десять минут движения приходилось в буквальном смысле слова заставлять себя смотреть вправо-вверх, а не шарить беспомощным взглядом в районе руля.
А что это за крыша? Да ее здесь просто нет! Зато есть кожаный «зонтик» с приводом от патефонной рукоятки. Крутанул ее — и крыша поехала, причем слово это можно употреблять без кавычек: кожаный тент медленно «скукоживается» в районе задних стоек, открывая над головами пассажиров небесный простор. Очень похоже, что, усевшись друг другу на колени, в открытом Twingo могут разместиться человек восемь.
Забавно выглядит похожая на чертежный кульман двухповодковая щетка стеклоочистителя. Включаешь насос омывателя — и, оставляя на стекле причудливые полосы, пантограф вступает в работу. Кстати, именно эти самые полосы навели на мысль о том, что в грязную погоду эффективность очистки будет недостаточной. Впрочем, утверждать это я не берусь — ездили мы в солнечную погоду.
Несмотря на сверхоригинальность, Twingo покоряет своим удобством. Громадные боковые двери кажутся поначалу массивными и тяжелыми, наружные рукоятки — бестолковыми. но стоит лишь попробовать привести все это в действие, как иллюзия тяжеловесности пропадает вмиг. Дверной проем огромен (113 см) и, если вы не участвуете в конкурсе толстяков, то грациозно пробраться на заднее сиденье будет легко. А сколько тут места для всяких мелочей! Каждая подштамповка, каждый уголок выполнен в виде маленького карманчика или полочки. И что «добило» окончательно, так это наличие электроприводов зеркал и стеклоподъемников.
Ну, а что же в движении? Моторчик объемом 1,3 л достаточно тяговит и позволяет автомобилю неплохо разгоняться, имея «под педалью» некоторый запас тяги. К сожалению, прокатиться по городу не удалось: сказался дефицит времени.
Из серьезных недостатков хочется отметить два. Первый касается удобства посадки. Дело в том, что передние сиденья Twingo имеют развитые и удобные боковые валики, причем как на спинке, так и на подушке. Но вот уже при незначительном боковом ускорении в повороте поддержка вдруг сходит на нет — и водитель начинает медленно, но верно съезжать вбок. Если поворот крутой, а скорость на входе немаленькая, то перспектива оказаться на коленях у переднего пассажира может оказаться реальностью.
Второй негативный момент касается плавности хода и вибронагруженности. Тут дела посерьезней. Если вести речь об эксплуатации Twingo в российских условиях, то с тем вариантом подвески, который существует сейчас, машина к езде по нашим дорогам непригодна: ходовая часть крайне плохо держит жесткие удары, а малейшие выбоины на дорожном покрытии не только отзываются в виде соответствующего звукового сопровождения, но и «в полном составе» проходят на рулевое колесо. Возможно, как раз по этой причине малышка Twingo к нам пока не поставляется.
Если попытаться кратко выразить первое впечатление об этом автомобиле, то я бы сказал так. Ощущение внутреннего простора и удобства, а также удовольствие находиться все время в центре внимания.
МАДЕМУАЗЕЛЬ CLIO
Именно мадемуазель. Во-первых, потому что Clio, а во-вторых, из-за особой внешности. Внешности неброской, без ярких пятен и нарочитой косметики, но тем не менее тщательно доведенной незаметными штришками макияжа. Как у настоящей хорошенькой, но с чувством меры, француженки.
Популярность этого автомобиля среди женской половины населения Франции не знает границ. Причина, похоже, в том, что, создав типично городской автомобиль, французские инженеры сумели добиться еще и особого имиджа — строгого, но с «изюминкой». Имея такую машинку, вы можете абсолютно безущербно для собственного самолюбия отправиться на нем и на пикник, и на любое официальное мероприятие: в отличие от авангардного Twingo, СИо совершенно не выглядит легкомысленно.
Конструкторы наградили СИо и очень неплохим «приданым»: уровень серийной комплектации Clio более чем внушителен и практически не уступает оснащению машин среднего класса. Согласитесь, что такая вещь, как АБС, на маленьких городских автомобилях встречается не часто. А много вы видели маленьких машинок с дистанционным управлением магнитолой? Такая приятная сервисная штучка устанавливается во Франции абсолютно на всех автомобилях.
Очень удобны передние сиденья, нет проблем с входом-выходом, прекрасно лежит в руках рулевое колесо, достойна всяческих похвал работа привода коробки передач. Но есть и мелкие упущения: великовато усилие на педали сцепления, далека от идеала задняя обзорность, явно перегружена комбинация приборов. А еще, дабы включить головной свет, левую рукоятку приходится крутить на непозволительно большой угол.
Оснащенная бензиновым двигателем рабочим объемом 1,4 л и «обутая» в MicheHn MXL 165/65 R13, СИо демонстрирует очень неплохие динамические качества, способные доставить удовольствие водителям с самым разнообразным темпераментом. Эластичная характеристика мотора расширяет диапазон использования высших передач в трансмиссии, поэтому в городе на СИо можно двигаться очень уверенно, спокойно и без суетливых движений рычагом КПП.
Применительно к этой машине можно уже смело рассуждать об эксплуатации в России и главным образом из-за очень приличных демпфирующих свойств подвески. Кстати, СИо в Москве продается, а стоимость машины составляет $9600—10600..