Содержание статьи
Этот необычный грузовичок — плод промышленного сотрудничества между немецкой фирмои Volkswagen и австрийским концерном Steyr-Daimler-Puch. Немцы предоставили агрегаты своей модели LT, а специалисты из Австрии разработали новую схему трансмиссии, доработали ходовую часть и снабдили автомобиль некоторыми специфическими внедорожными атрибутами. В итоге получилось универсальное транспортное средство, в равной степени пригодное для хозяйственных и для военных целей. А тот автомобиль, что оказался на тесте Авторевю, представлял собой именно военную модификацию: Noriker Р200несет службу в войсках ООН.
КОНСТРУКЦИЯ
Несмотря на серьезную работу конструкторов фирмы Steyr-Daimler-Puch, черточки знакомого немецкого автомобиля с маркой Volkswagen просматриваются в облике этой машины достаточно четко. Внешность можно назвать бравоц, хотя, несмотря на военное назначение, откровенной агрессии в этом автомобиле не просматривается.
А вот о своих внедорожных качествах Noriker говорит открыто — возможности этой машины можно оценить, даже не садясь за руль. Действительно, зачем обычному транспортному автомобилю такой громадный дорожный просвет? Для чего все агрегаты максимально поджаты к днищу, а места их возможного соприкасания с грунтом имеют мощную защиту? К чему здесь сложные колесные редукторы? И, наконец, где вы еще встречали двухтонный полноприводный грузовичок, в трансмиссии которого предусмотрены блокировки всех трех дифференциалов? Судя по всему, западные военные стратеги поставили перед австрийскими инженерами жесткие требования: где прошел танк, там должен пройти и Noriker.
Это — первое впечатление. Теперь изучим машину подробнее. Итак, перед нами грузовик с бортовой платформой. Она имеет невысокие откидные борта и трубчатый каркас, обтянутый тентом из прорезиненного материала. Крепление тента позволяет при необходимости быстро от него избавиться. Замки бортов — традиционные, с поворотной скобой. Единственное замечание к грузовой платформе касается погрузочной высоты: она, мягко говоря, великовата.
Noriker имеет очень удобную кабину с громадным панорамным ветровым стеклом: забираешься в нее — и оказываешься как бы перед экраном гигантского телевизора. Посадка водителя, площадь остекления и геометрия кабины обеспечивают потрясающую обзорность вперед.
Как правило, те грузовые автомобили, которые скомпонованы по схеме «кабина над двигателем», имеют лишь два посадочных места, а центральное место в кабине занимает кожух силовой установки (пример — отечественный ГАЗ-66). Здесь же можно расположиться втроем: мотор расположен ниже, на раме, а потому не «отнимает» места в салоне.
Самая большая неожиданность на рабочем месте водителя — селектор автоматической коробки передач. Да, да, не удивляйтесь — здесь самый настоящий «автомат», причем, как нынче модно, четырехступенчатый. Зачем он здесь нужен? Придерживаемся той гипотезы: наличие гидромеханической трансмиссии существенно снижает требования к квалификации водителя. В армейских условиях это может быть актуально.
Управление раздаточной коробкой осуществляется привычным рычагом, имеющим три стандартных положения: высшая передача, нейтраль и понижающая передача — так называемый «нижний» ряд, используемый для обеспечения максимальной тяги. Блокировками дифференциалов управляют две вращающиеся рукоятки. Расположены они на передней панели.
В интерьере кабины нет ничего лишнего. А вот из вещей, действительно необходимых в военных условиях, отметим прибор-тахограф (грубо говоря, то же самое, что и «черный ящик» на самолетах), лампу штурманского света и две электрические розетки на 12 и 24 вольт.
ХОДОВЫЕ КАЧЕСТВА
Сочетание высокомоментного дизельного двигателя с автоматической трансмиссией напрочь лишило машину многих типично грузовых «болячек». Трогание с места, например, происходит очень плавно, без рывка, а при движении в городском потоке Noriker практически ничем не уступает легковым машинам. Именно благодаря автоматической трансмиссии за рулем чувствуешь себя очень уверенно: автомобиль абсолютно не мешает транспортному потоку, позволяя поддерживать достаточно высокую среднюю скорость. Вот только перестраиваться не хочется: обзорность назад (особенно при наличии тента), несмотря на большие зеркала, оставляет желать лучшего.
Как этого и следовало ожидать, незагруженный автомобиль оказался жестким: в городе подвеска постоянно напоминает о себе при проезде стыков и трамвайных путей, а на проселке особенно досаждают мелкие кочки и всевозможные бугры — на большой скорости можно даже вылететь из седла.
Теперь о проходимости. Сначала германоавстрийскому грузовику было предложено попробовать свои силы в глубокой грязевой колее. Въехали мы в нее без подготовки, в штатном режиме трансмисии. Сначала казалось, что из-за относительно небольших колес машина непременно должна остановиться и потребовать включения хотя бы одной из блокировок. Это и впрямь нужно делать, если автомобиль зацепится за грунт одним из элементов шасси. Но добиться такого касания нам удалось только при переезде большого бугра, а во всех остальных случаях выручал огромный дорожный просвет. Гак что у нас осталось впечатление, что грязевые препятствия любой степени сложности эта машина может преодолевать без подготовки. Не последнюю роль при движении по грязи играет и удачная развесовка по осям. В крайнем случае, дабы насиловать трансмиссию, имеет смысл воспользоваться нижним рядом раздаточной коробки.
Теперь — в овраг. Очень забавно! Обзорность — великолепная, и поэтому водитель имеет возможность заранее оценивать препятствие и решать: стоит с ним сражаться или лучше объехать.
Имея довольно большую колесную базу, Noriker на бездорожье часто вывешивает одно из колес. Вот в этих-то случаях и пригодились блокировки! Повернул рукоятку, внизу что-то щелкнуло, на панели загорелся соответствующий символ, и, нащупав сцепление с грунтом, автомобиль ползет дальше. Естественно, при заблокированных дифференциалах машина крайне неохотно слушается руля и постоянно норовит распрямить задаваемую водителем траекторию. Но тут уже действуют законы механики, и против них ничего не сделаешь, а хочешь повернуть покруче — выключай блокировки.
Отметим, что при движении по «помойкам» «автомат» оказывается очень кстати: водителю не надо сосредотачиваться и размышлять над выбором оптимальной передачи.
Воспользоваться максимальными возможностями трансмиссии нам пришлось только раз. Сразу оговоримся: препятствие, которое мы для этого выбрали, человек в здравом уме просто-напросто объедет.
Итак, стоял в чистом поле курган. Дабы не повредить машину, от штурма ходом мы отказались сразу. Подъезжаем — и пробуем карабкаться внатяг. Практически сразу задние колеса начинают буксовать, да и на передних сцепного веса явно не хватает.
Долго месить песок и глину мы не стали, а, врубив все, что только можно, направили Noriker на самый большой уступ. Поползли. Что интересно, ограничением возможностей машины стали отнюдь не тяговые характеристики двигателя и не сцепные свойства шин: Noriker просто-напросто уперся в грунт задней поперечиной рамы. Это и послужило причиной остановки.
Будь, задний свес чуть-чуть поменьше, мы бы, скорей всего, въехали. Но не забывайте: речь идет не о ярко выраженном внедорожнике, а всего-навсего о транспортном автомобиле, хотя и «заряженном» по полной программе.
Чуть позже нас ждал сюрприз. Оставив машину на подъеме, мы решили уделить некоторое время фотосъемке и заглушили двигатель. Фотограф сделал свое дело, мы поворачиваем ключ, а вместо привычного бодрого рыка — лишь стрекотание стартера. Еще одна попытка. Результат тот же. Причина оказалась до обидного прозаичной: из-за большого наклона машины топливо в баке оголило заборый патрубок — и дизель хватанул воздуха. Досадная мелочь, но для автомобиля такого уровня просто непростительная.
КОМУ ОН НУЖЕН?
Кому может понадобиться такая техника? Если не касаться дел военных, то Noriker — это прекрасное приобретение для геологов, нефтяников и всевозможных спасательных служб, работающих в самых разнообразных условиях. Стоит машина немало, заводская цена составляет около DM85000. Но в данном случае эти деньги идут на действительно сто ящее приобретение. Очень серьезная машина!