«Они сошлись. Волна и камень...» «..СТИХИ И ПРОЗА, ЛЕД И ПЛАМЕНЬ
НЕ СТОЛЬ РАЗЛИЧНЫ МЕЖ СОБОЙ».

Что сблизило пылкого юношу Ленского и отчаянно скучающего в деревне Онегина? Наверное, дворянство и интеллект. А что привело к смертельной дуэли?..

Да простит нас Александр Сергеевич, но строки из его гениальной поэмы вспомнились нам по более прозаичному поводу: под окнами редакции в погожий зимний день встретились два очень разных и в то же время близких друг другу автомобиля. Peugeot 406 — новинка французского автомобилестроения, переднеприводная машина с поперечно расположенным мотором, которая по своим размерам подошла к верхней границе своего «малого среднего» класса. И «маленький» BMW — гордость баварцев, автомобиль классической компоновки, знакомый нам уже шесть лет, и не сдающий высоких ценовых позиций среди «одноклассников».

Но, помимо формальной принадлежности к одному классу, эти автомобили роднит еще одно обстоятельство. Подобно героям Пушкина, и BMW, и Peugeot принадлежат к «высшему сословию» автомобильного мира, привлекая любителей активного вождения отточенными ездовыми качествами.
Обе фирмы — и BMW, и Peugeot — вкладывают в свои модели инженерный опыт многих десятилетий, направленный на совершенствование конструкции «автомобиля для водителя ». И если баварские машины — «фавориты» по управляемости среди «заднеприводников», то Peugeot, пожалуй, достиг того же статуса среди переднеприводных автомобилей.

Именно это и заставило нас поставить рядом Peugeot 406, вооруженный двухлитровой «четверкой», и BMW320i с рядной «шестеркой» того же рабочего объема.

Итак, дуэль-тест — прекрасная возможность почувствовать тонкости и нюансы в поведении двух автомобилей, каждому из которых присуща «неподражательная странность». Конечно, исход нашей дуэли не будет столь роковым, как для бедного Ленского. Но и скучать не придется… Для начала еще раз вглядимся в черты обеих машин.

ОНА, ПРОРОЧЕСТВУЯ ВЗГЛЯДУ
НЕОЦЕНИМУЮ НАГРАДУ,
ВЛЕЧЕТ УСЛОВНОЮ КРАСОЙ
ЖЕЛАНИЙ СВОЕВОЛЬНЫЙ РОЙ.

«Они сошлись. Волна и камень...»До чего же ладно скроены наши машины-«дуэлянтки»! Гармоничные, стремительные линии баварской «трешки» уже стали классическими — ведь именно они определили стайлинг всей остальной гаммы BMW девяностых годов. Но использовать при описании BMW слова женского рода несколько неловко — не такие ассоциации вызывает этот автомобиль. Он мужественен: резко очерченные «ноздри», строгие «глаза»-рассеиватели головного освещения, мощный передний бампер — все в этом автомобиле настраивает на боевой лад и «пророчествует взгляду» наслаждение от активной езды.

Внешность Peugeot тоже динамична и стремительна, но более женственна. Линии кузова изящны и грациозны, причудливой формы блок-фары напоминают миндалевидные глаза восточных красавиц, а блестящий «фирменный» лев на фалыирадиаторной решетке — кулон на женской шейке. Но в чертах Peugeot чувствуется и энергия, и напор — и особенно это подчеркивается решением задней части, очень напоминающей… BMW! Одним словом, стильная, бойкая, живая француженка с короткой стрижкой — этакая Патрисия Каас. Посмотрим, какие блюзы наша мадемуазель споет дуэтом с мужественным «баварцем»…

ОН ВАС ПЛЕНИТ, Я В ТОМ УВЕРЕН…

«Они сошлись. Волна и камень...»Интерьер выявляет особенности характера еще ярче, чем внешность. Внутри BMW сразу попадаешь в темно-серый строгий мир, заставляющий откинуть суетные мысли и сосредоточиться. Нет, BMW «не создан для блаженства» — все в нем настраивает на боевой лад. Этому подыгрывают и жесткие, хорошо фиксирующие тело сиденья с тремя механическими регулировками, и даже форма приборной панели: она большой аркой огибает водителя, переходя в центральную консоль с дефлекторами вентиляции и различными кнопочками (кстати, мелковатыми и не очень удобными — сказывается дизайн шестилетней давности). А главная ее часть кульминационно «выплескивает» всю приборную информацию, подсвечиваемую тревожным красным светом, как бы подстегивая: «ну, давай, парень, сорви стрелки с нулевых отметок!» Довершает картину прекрасная информативность и удобное расположение всех органов управления. Каждая деталь — будь то педали или рукоятка переключения механической коробки передач, — сделана так, чтобы «ее прикосновенье зажгло в увядшем сердце кровь».

Усаживаясь за руль Peugeot, испытываешь совсем другие эмоции. Создатели снабдили машину всем, «что в Париже вкус голодный, полезный промысел избрав, изобретает для забав, для роскоши, для неги модной». Утопая в мягких, обволакивающих кожаных сиденьях с удобнейшими электрорегулировками, взирая на элегантный светло-кремовый интерьер, положа руки на пухлую «баранку» с изменяемым наклоном, чувствуешь себя словно в комнате психологической разгрузки.

При этом не покидает ощущение простора и большей, нежели у BMW, ширины салона. И это действительно так: запас пространства на уровне плеч у «француженки» больше, а переднеприводная компоновка позволила сделать меньше тоннель пола. Но потолок все же ощутимо нависает над головой в обеих машинах. А для сидящих сзади разница в просторе более заметна, особенно если спереди сидят рослые люди. Места для ног у пассажиров на заднем сиденье BMW 320i очень мало, а ступни деть просто некуда — под опущенное до предела переднее кресло их не втиснешь. Peugeot в этом отношении куда более «приветлив» — у седоков на его заднем диване таких проблем не возникает.

Но, пожалуй, самое время с нашими подопечными «знакомство покороче свесть». Мы заводим двигатели и выезжаем на московские улицы, решив корректировать маршрут по мере выявления особенностей характеров обоих «дуэлянтов».
Итак, к барьеру!

ТЕПЕРЬ СХОДИТЕСЬ!

Первый выстрел делает BMW, и — в «десятку» . Этот автомобиль — мечта спортивно ориентированного водителя! Управлять им, используя все возможности «баварца», захватывающе интересно — настолько отточены по усилиям, перемещениям и реактивным действиям все органы управления. Нажимая на педаль газа, тормоза или сцепления, вращая руль или переключая передачи, приходишь в восторг — как логично машина отзывается на любые команды и точно информирует через «прозрачную» обратную связь приводов о том, что при этом происходит с автомобилем.

«Они сошлись. Волна и камень...»А двигатель… Чтобы интенсивно ускориться в любой ситуации, достаточно переключить передачу вниз, утопить педаль акселератора — и 150-сильная рядная «шестерка» с суровым, но ласкающим слух рыком уносит автомобиль вперед. А можно и не переключаться: мотор очень эластичен и уверенно тянет уже с 1500 об/мин, весело «подхватывая» после 2000 об/мин. Но это — только увертюра. Когда стрелка тахометра подбирается к отметке 3500, начинается такое «крещендо», что душа наполняется ликованием, а широкие шины срываются в пробуксовку. И тогда нужно очень осторожно дозировать тяговую силу, потому что при ее избытке — а достигается он на мокром и скользком зимнем асфальте очень быстро — срыв задних колес происходит внезапно и резко, и машина начинает «вилять хвостом». А вокруг — городская толчея…

Парировать этот «баварский удар» мотор Peugeot не в состоянии. Нет, он хорош и современен — ровно и уверенно тянет с 2000 об/мин, без «подхватов» и «провалов». И на фоне какого-нибудь другого «равнообъемного» двигателя он, вполне вероятно, выиграл бы. Но, во-первых, впечатление от разгонной динамики нашего Peugeot 406 портят по-французски «растянутые» передаточные числа коробки, о чем мы уже писали (а подбор отношений в коробке передач BMW великолепен). А, во-вторых, в нем нет тех изюминок, которых ждешь от «боевого» автомобиля и которые «горстями высыпаются» из мотора BMW. Да и басовитое урчание французского мотора так непохоже на восхитительную песню «настроенного» выхлопа «баварца»…

Но Peugeot делает ответный выстрел. Эта машина берет другим: комфортом. Если подвеска «триста двадцатой» по-спортивному жестковата и отзывается на каждую неровность под колесами, то детище французских конструкторов своим поведением на московском асфальте напоминает скорее американский, чем европейский автомобиль. Подвеска Peugeot гораздо лучше «маскирует» мелкие швы, стыки и ямки, «проглатывая» их и плавно, убаюкивающе раскачиваясь на пологих волнах. Правда, на этом фоне гораздо ощутимее «проходят» глухие удары от крупных ям и колдобин, и при этом автомобиль довольно прилично встряхивает.

Пересаживаясь во время городской езды из машины в машину, мы отчетливо ощутили разницу в их характерах. В откликах Peugeot на манипуляции рулем и педалями нет и следа той остроты и рафинированности, присущей BMW. Нельзя сказать, что информативность приводов сцепления, акселератора или тормоза «француженки» недостаточна. Нет, все это на очень высоком уровне, но управляя «четыреста шестой», невольно проникаешься ее мягкостью и «женственностью». Говоря языком поэмы, «все тихо, просто было в ней…»

Пора менять режим движения. И мы выезжаем за городскую чорту, попадая на одну из подмосковных прямых, с позволения сказать, автострад с относительно гладким и чистым покрытием, где можно хорошенько разогнаться.

И ВЕРСТЫ, ТЕША ПРАЗДНЫЙ ВЗОР,
В ГЛАЗАХ МЕЛЬКАЮТ КАК ЗАБОР.

Стрелки на спидометрах легко подбираются к полуторасотенным отметкам. Обе машины ведут себя прекрасно — отлично держат дорогу, четко отслеживают заданную траекторию. Но нюансы проявляются и здесь. BMW на высокой скорости чувствует себя как рыба в воде — рулевое управление, не напрягая водителя излишней остротой, в то же время очень чутко реагирует на малейшие подруливания, а жестковатая ранее подвеска стала почти идеальной: машина словно летит над дорогой.

Мягкая подвеска Peugeot теперь уже немного уступает немецкой. С одной стороны, машина начинает весьма подробно повторять профиль дороги, а с другой, при проезде неровностей отечественного «автобана» появляется неприятная вертикальная раскачка. Но, несмотря на это, «француженка» не разуверяет в собственной «женственности» — реакции на повороты руля остаются точными, но мягкими, вселяя в водителя и спокойствие, и уверенность.
И еще один нюанс. Мы все единодушно отметили, что высокая скорость ощущается острее за рулем… плавного Peugeot! И, честно говоря, объяснения этому не нашли.

Тем временем мы прилично отъехали от Москвы и решили сменить дорожные условия, свернув с расчищенной автострады на обычную трассу, покрытую укатанным снегом вперемешку с голым льдом. И тут-то водителю BMW пришлось мобилизовать все навыки управления заднеприводным автомобилем на скользкой дороге.

НО КОНЬ, ПРИТУПЛЕННОЙ ПОДКОВОЙ
НЕВЕРНЫЙ ЗАЦЕПЛЯЯ ЛЕД,
ТОГО И ЖДИ, ЧТО УПАДЕТ.

«Они сошлись. Волна и камень...»Надо сказать, что оба автомобиля были «обуты» в дорожные, «летние» шины. И классическая компоновка BMW в сочетании с мощным двигателем в этих условиях — отнюдь не самый приятный вариант. В быстрых поворотах «баварец» срывается в занос и при избытке тяговой силы, и при сбросе газа, так что на виражах надо быть предельно осторожным! Срыв в скольжение происходит резко, а после восстановления сцепления шин с дорогой автомобиль не менее резко стабилизируется. Для того, чтобы эффективно управлять траекторией в скольжении, нужно умело дозировать тяговую силу. И туг вновь во всем блеске проявила себя отточенная конструкция «баварца». Благодаря математически выверенной информативности привода акселератора, «газом» можно играть просто ювелирно! Плюс к тому — на необходимые при коррекции заноса действия рулем BMW реагирует идеально, и великолепно? реактивное действие рулевого управления позволяет отслеживать угол поворота управляемых колес с прецизионной точностью. Надо думать, что конструкторы сознательно смирились и с некоторым увеличением «парковочного» усилия, и с подробной передачей дорожных неровностей на руль. Но этим, право, стоило пожертвовать…

А что Peugeot 406? Пока водитель за рулем BMW шлифовал мастерство управления «классикой», «француженка», вежливо помигав левым указателем поворота, без труда обошла «баварца» и бысгро скрылась за вереницей поворотов.
Вот где наша «Патрисия Каас» запела во весь голос! Ведь, помимо очевидных в такой ситуации преимуществ переднеприводной компоновки, Peugeot 406 тоже обладает великолепной управляемостью!
На голом льду, на «летних» шинах мадемуазель чувствует себя настолько уверенно, что диву даешься. Поражает и то, что эластокинематика задней подвески исправно «подруливает» в поворотах даже на снежно-ледяном покрытии.

На входе в вираж в близких к предельным режимах стоит лишь плавно довернуть «баранку», и автомобиль начинает мягко, без пугающих резих срывов «ввинчиваться» внутрь поворота, постепенно уходя в занос. А его коррекция и последующий выход из скольжения не доставляет хлопот водителю, имеющему представление об управлении переднеприводным автомобилем. При этом Peugeot одновременно быстр, плавен, мягок, прогнозируем в своих реакциях и, пожалуй, более терпимо относится к ошибкам водителя, чем BMW…

А если придется экстренно тормозить? Оба автомобиля оборудованы антиблокировочной системой, но ведут себя чуть по-разному. Если BMW при торможении «в пол» на бугристой ледяной трассе идеально сохранял устойчивость, то Peugeot в тех же условиях слегка «крестило» — машина отклонялась от траектории. Конечно, это легко компенсировалось небольшим подруливанием, но все же…
Но вот «веселая» дорожка кончилась, и шоссе снова ведет нас обратно в город. Дуэль близится к развязке.

ОНИ ДОРОГОЙ САМОЙ САМОЙ КРАТКОЙ
ДОМОЙ ЛЕТЯТ ВО ВЕСЬ ОПОР.

Уже видны окраины белокаменной, но, пока мы едем туда, где начинался наш тест, не перестаем оценивать и взвешивать все «за» и «против».

Например, обзорность. У «баварца» с этим все O.K. — придраться не к чему. У Peugeot — неплохо, но несколько мешает высокая посадка водителя, из-за чего верхняя кромка лобового стекла иногда скрывает высокие светофоры. Зато есть задний стеклоочиститель (на седане!).

По шумам и вибрациям — тоже интересная картина. Основной источник шума в BMW — шины, но «солировать» они начинают лишь на больших скоростях. В целом, автомобиль очень тихий. А что касается двигателя, то назвать издаваемые им звуки шумом просто язык не повернется — дай Бог каждому мотору такой голосок

Peugeot 406 — тоже тихий автомобиль, и уровень шума, видимо, в нем не выше. Но он все же больше шумит, нежели поет — это относится и к мотору, и к аэродинамическим’ звукам. И к тому же здесь побольше вибраций, чем у конкурента. Зудят рычаг коробки передач, педаль сцепления. Словом, все как-то попроще, не так изысканно…
Ну вот, приехали. Можно подняться в редакцию, сесть и обсудить итоги.

МЕЖ ИМИ ВСЕ РОЖДАЛО СПОРЫ И К РАЗМЫШИЕНИЮ ВЛЕКЛО…

«Они сошлись. Волна и камень...»Автомобили настолько хороши — каждый по-своему, — что наша дуэль, похоже, оказалась бескровной, и мы вряд ли можем присудить пальму первенства кому-то одному.

BMW 320i покорил нас своей «активной» эргономикой, великолепным мотором, энергоемкой подвеской, отшлифованной до блеска, наверное, лучшей среди заднеприводных автомобилей этого класса управляемостью — словом, всем тем, что делает BMW «автомобилем для водителя». И с этой позиции детище баварских конструкторов, учитывая его немалый по автомобильным меркам возраст, по-прежнему выглядит как рафинированный аристократ с безупречными манерами.

Peugeot 406 — чуть попроще, хотя и во дворянстве. Этот автомобиль подкупает универсальностью — сочетанием высокого комфорта, хорошей динамики и отличной управляемости, которую, по-нашему мнению, нынче можно назвать эталоном для переднеприводных «одноклассников».

Кстати, «социальный статус» обоих автомобилей выражен и в соотношении цен. Растаможенный BMW 320i немного, но дороже своего соперника.

Для себя мы определили критерии выбора так. Если необходим автомобиль «на каждый день», то Peugeot 406 как нельзя лучше подойдет активному водителю, который любит управлять переднеприводными машинами. Ну а для тех, кто не чает души в «классической компоновке», уверен в своих водительских навыках и не слишком печется о комфорте сидящих на заднем сиденье пассажиров, по-прежнему отличным выбором остается BMW 3-й серии.