Вторая встреча с "Арктикой"Это рассказ о новых машинах московской ассоциации Арктиктранс.
Напомним, что благодаря малому весу и использованию в качестве движителей шин с низким внутренним давлением здесь достигается очень маленькое давление на опорную поверхность, а потому эти машины способны передвигаться по глубокому снегу и болотам. Кроме того, вездеходы на пневматиках умеют плавать, а еще не разрушают верхний слой почвы.

РЕДУКЦИЯ И КЛИРЕНС

Машина Арктика-2 появилась на свет недавно и делалась с учетом опыта эксплуатации своей предшественницы. Стремясь улучшить тяговые возможности, конструкторы решили ввести в кинематическую цепь бортовых передач дополнительный понижающий редуктор. Арктика-2 получилась не такой резвой (теперь максимальная скорость — 63 км/ч), но зато, в отличие от «старшей сестры», спокойно справляется с 300-килограммовым прицепом и забирается на 70-процентный подъем.

Изменена конструкция кузова, подвесок колес, а еще — существенно увеличился дорожный просвет, и потому улучшились геометрические параметры проходимости: машина теперь увереннее чувствует себя на глубоком рельефе и при проезде высоких препятствий.

САЛОН

Однообъемный кузов разделен на две части кожухом моторного отсека. Водитель и передний пассажир забираются в салон через боковые двери с помощью двух подножек. Сидеть впереди удобно. Теперь здесь установлены сиденья от автомобиля Ока. Они гораздо лучше прежних, к тому же, благодаря наличию двух регулировок, позволяют сесть так, как хочется. А в целом рабочее место водителя получилось весьма удачным — все под рукой.

Вторая встреча с "Арктикой"Попасть в заднюю часть салона, где смонтированы два продольных трехместных сиденья, можно через подъемную дверь. Но только в теплой зимней одежде сделать это будет непросто.

Внутри кузов Арктики обклеен специальным утеплителем из пенополиэтилена. Этот материал не впитывает влагу и обладает уникальными теплоизоляционными свойствами: ковер из пенополиэтилена толщиной 8 мм имеет такую же теплопроводность, как 300-миллиметровая кирпичная кладка. Кроме теплоизоляции есть, естественно, и отопитель, так что температурный режим внутри машины можно регулировать в широком диапазоне.

И ПОЛУЧИЛОСЬ…

Вторая встреча с "Арктикой"Итак, по расположению органов управления Арктика-2 мало отличается от обычного автомобиля. Придется привыкнуть разве что к «перевернутой» схеме переключения передач и необычному педальному узлу. Дело в том, что у модернизированной Арктики… пять педалей. Как же ехать? В центре здесь традиционный набор: сцепление, тормоз, газ. А педали, расположенные по краям, приводят в действие тормозные механизмы левого или правого бортов. В случае вывешивания одного из колес а рельефной местности такая схема позволяет «обманывать» межколесные дифференциалы: затормозив буксующие колеса, водитель заставляет дифференциал «перебросить» крутящий момент на неподвижное колесо. Кроме того, бортовые тормоза помогают «впихивать» машину в крутой поворот.

Вторая встреча с "Арктикой"Моторчик ВАЗ-1111 наполнил салон характерным стрекотанием. Несмотря на здоровенный прицеп и четверых пассажиров, Арктика уверенно трогается с места и с характерным пришлепыванием шин-пневматиков набирает скорость.

Да, трогаться с места стало существенно проще, усилие на руле заметно снизилось, а после перехода на очередную передачу двигатель удерживается в зоне средних оборотов и не «скисает». Машина гораздо резвее стала штурмовать подъемы.

А как Арктика-2 управляется? Дело в том, что, в отличие от привычного автомобильного колеса, пневматик, воспринимая действующую в повороте боковую силу, сильно деформируется. И получается так: поворот руля — машина едет прямо, доворот на больший угол — и только теперь прослеживается первая вялая реакция и начинается ленивый заход на кривую. К такому поведению нужно привыкнуть, иначе вы не попадете ни в один поворот.

Новая машина стала послушнее, хотя «размазанность» реакций, конечно же, осталась.

Вторая встреча с "Арктикой"Будем ругать Арктику-2 за обзорность. Салонного зеркала заднего вида недостаточно! Дело даже не в том, что ничего не видно сзади (это не так страшно, ведь для движения по дорогам общего пользования эта машина не предназначена), а в том, что водитель должен постоянно контролировать состояние шин и чувствовать габариты. И форма передних стоек кузова должна быть иной. Может, стоит сделать вырез или дополнительное окошко-форточку, но с водительского места обязательно должны быть видны передние колеса.

* * *
В целом же Арктика-2 стала дружелюбней к водителю, ею проще управлять. Исчезло ненормально большое усилие на руле, повысился комфорт.

Хорошо бы сюда поставить моторчик объемом не 650, а 750 «кубиков». Запаса прочности трансмиссии наверняка хватит, а по тяговым характеристикам выигрыш будет еще более ощутимым.