Роскошь как средство передвиженияВ свое время Range Rover сломал расхожее представление о технике внедорожного назначения как о простой и незамысловатой, в задачу которой входит лишь доставка пассажиров (как правило, в военной форме) из пункта А в пункт Б. Range Rover стал машиной для тех, кто, передвигаясь даже по бездорожью, не желает жертвовать собственным комфортом.

Новейшая версия автомобиля Range Rover была впервые показана на Парижском автосалоне осенью 1994 года, а некоторое время спустя московская фирма Westminster Motors пригласила журналистов в Швейцарию, чтобы те познакомились с машиной поближе. Побывал там и корреспондент Авторевю.

ДИЗАЙН

При разработке облика нового автомобиля Range Rover перед конструкторами стояла дилемма: придерживаться популярного и удачно найденного классического стиля или попытаться нарисовать совершено новый образ. С одной стороны, ярко выраженные черты преемственности порадуют давних поклонников марки. (Их со счетов сбрасывать ни в коем случае нельзя, ибо та категория людей, которая предпочитает ездить на Range Rover, может себе позволить быть и капризной, и чрезмерно придирчивой!)

Роскошь как средство передвиженияС другой стороны, машина с основательно «перетрясенными» внутренностями все же обязана выглядеть по-новому и, конечно, более современно.

И что получилось? Посмотрим на фотографии. Если вы хотя бы раз видели Range Rover любого года выпуска, то и марку нового автомобиля определите без труда. Машина узнаваема на все сто процентов.

Но на вид автомобиль стал больше. Впрочем, не то чтобы больше, а как-то объемнее. Увеличилась площадь остекления, а передний и задний бамперы слились воедино с декоративным поясом кузова, стали массивнее. Заметно увеличились задние фонари, причем та часть, что располагается в торце крыла, своим профилем повторяет изгиб задней стойки кузова.
Машина стала солиднее, строже; появись такой Range Rover с «посольским» флажком на переднем крыле — и никто не удивится: определение «джип представительского класса» к этому автомобилю подходит вполне.
И, заканчивая «смотрины», отметим, что с точки прения аэродинамики кузов нового автомобиля Range Rover считается среди внедорожных машин самым совершенным: коэффициент аэродинамического сопротивления составляет всего 0,38.

ТЕХНИКА

Основных моделей, в зависимости от установленного двигателя три: 4.6 HSE, 4.0 V8, 2.5 DT. Если учитывать модификации SE, предусмотренные для двух последних версий, то общее число комбинаций достигнет пяти.
Как можно понять из обозначений, автомобили Range Rover новой модели комплектуются тремя типами двигателей. Два бензиновых с рабочими объемами 4,0 и 4,6литра разработаны на основе хорошо известных V-образных 8-цилиндровых моторов, устанавливаемых и на машинах Land Rover. Их системы питания и зажигания управляются электронным комплексом GEMS (Generic Engine Management System) английской фирмы Lucas.

А вот дизель — чужой: рядная форкамерная «шестерка» рабочим объемом 2,5 литра с наддувом и промежуточным охлаждением заимствована у фирмы BMW. (Один из первых видимых результатов «свадьбы» BMW и Rover Group.) Начиная с 1992 года этот дизель устанавливается на BMW 3-й и 5-й серий, причем среди наддувных дизелей этот мотор считается лучшим в мире.

На выбор предоставляются и два вида трансмиссий: четырехступенчатый «автомат» ZF или механическая пятиступенчатая коробка передач.

Автоматическая коробка передач интересна тем, что включить любой из возможных режимов работы трансмиссии можно одним рычагом. Эта схема управления получила название H-Gate Selector System (поскольку рычаг перемещается по прорезям в виде буквы «Н»). Левый коридор соответствует так называемому верхнему ряду раздаточной коробки и предназначен для движения в обычных режимах, причем кнопкой на рычаге можно включить либо экономичный, либо спортивный вариант. Правый коридор (нижний передаточный ряд) так же имеет два режима: положение «Normal» используется для несложного бездорожья или при полной загрузке автомобиля, а самому «мобилизованному» варианту работы трансмиссии соответствует положение «Manual». Включение каждого из режимов отображается на экране дисплея, а кроме того, в случае работы трансмиссии в неоптимальных режимах, бортовой компьютер дает водителю соответствующие подсказки.

Все без исключения автомобили Range Rover новейшего образца оснащены пневмоподвеской колес с электронным управлением. (Начало этой традиции было положено фирмой Land Rover в 1992 году.)

Основная задача пневмоподвески — поддерживать постоянным уровень кузова над дорогой вне зависимости от загрузки автомобиля. Последняя разработка такой системы получила название Pegas. В стандартном положении Pegas работает как обычная пружинная подвеска. Этот уровень выставляется автоматически при трогании автомобиля с места и сохраняется до скорости 80 км/ч. Как только этот рубеж скорости превышен, кузов опускается на 20 мм — и устанавливается так называемый нижний уровень. При этом снижаются аэродинамические потери и повышается устойчивость машины.

Для движения по бездорожью и преодоления бродов предусмотрен уже верхний уровень: кузов может быть приподнят на 40 мм относительно стандартного положения. Этот режим вводится самим водителем — нажатием клавиши на передней панели — и сохраняется до скорости 56 км/ч. Возвращение в стандартное положение происходит автоматически.

Если для преодоления какого-то препятствия верхнего уровня оказывается недостаточно (автомобиль выве-сился или зацепился днищем за грунт), то в случае, когда хотя бы одно из колес было разгружено более 7 секунд, автоматически включится режим «растяжки» — и приращение по высоте составит еще 30 мм выше верхнего уровня. Возврат на верхний уровень происходит через 10 минут или после нажатия управляющей кнопки.

Пятый уровень положения подвески — для удобства входа-выхода. Он может быть установлен водителем только на припаркованном автомобиле (когда задействован стояночный тормоз, все двери закрыты, двигатель работает). Высота снижается на 60 мм по сравнению со стандартным положением и обеспечивает удобные условия входа-выхода или погрузки багажа: автомобиль становится похожим на дрессированного верблюда, подламывающего передние ноги перед наездником.

Для людей рассеяных в этом режиме введена специальная блокировка: если в процессе опускания открыть дверь, то подвеска тут же зафиксирует высоту кузова — и риск того, что автомобиль «обопрется» на дверь, если ее нижняя кромка окажется над высоким бордюром или иным препятствием, исключен.
И еще один момент. Подъем кузова начинается с задней оси. Сделано это для того, чтобы в темное время суток не ослеплять водителей встречного потока.

ИНТЕРЬЕР И ОСНАЩЕНИЕ

Как только попадаешь в салон, тут же ловишь себя на мысли, что все джиповые ассоциации остались снаружи. Внутри автомобиль меньше всего напоминает транспортное средство для передвижения по бездорожью. В то же время лимузинной вальяжностью интерьер не отличается тоже. Расположившись в машине, ощущаешь себя скорее пассажиром добротного автомобиля среднего класса, но с той разницей, что сидишь непривычно высоко.

И вновь — преемственность: расположение подавляющего большинства клавиш, рукояток и прочих второстепенных органов управления осталось прежним. Действительно, зачем вынуждать человека менять свои привычки?

Стандартное оснащение салона можно перечислять бесконечно, поэтому остановимся на вещах наиболее интересных.
Надпись на борту автомобиля — часть широкой рекламной кампании Сиденье водителя, кроме привычного набора регулировок, поднимается по вертикали относительно пола и оборудовано откидывающимися подлокотниками. Последние, в свою очередь, в рабочем положении регулируются по высоте. При преодолении серьезного бездорожья подлокотники выполняют роль дополнительных поддерживающих элементов, а на твердой дороге, при желании, послужат неплохой опорой для локтевого сустава. Такие элементы пассивной безопасности, как силовые брусья в дверях и системы airbag, защищающие как водителя, так и переднего пассажира, тоже относятся к стандартному оборудованию и устанавливаются на всех без исключения автомобилях.

В принципе, все это — в большей или меньшей степени — нам знакомо. Но Range Rover не был бы самим собой, если бы не ввернул еще что-нибудь эдакое. Автомобили оснащаются электрообогревом… лобового стекла. Я не оговорился — именно лобового и именно электрообогревом. Самое удивительное, что расположенная между слоями триплекса сетка-спираль совершенно не снижает прозрачности стекла и практически незаметна. Только вблизи, присмотревшись, можно разглядеть мельчайшие квадрати-ки-соты, равномерно покрывающие все стекло снизу доверху. Точно такой же невидимой паутиной пронизано стекло двери задка и боковые «косынки» в проемах задних стоек.

Как утверждают производители, полная очистка ото льда всех стекол происходит всего за пять минут. (Увы, в Швейцарии было слишком тепло, чтобы убедиться в этом самому.)

ПРОКАТИМСЯ

За рулем Range Rover 4.6 HSE мне довелось проехать по предгорьям Швейцарских Альп всего около пятидесяти километров. Мало, конечно, но кое-какие наблюдения сделать удалось.

Роскошь как средство передвиженияСначала — о разгонной динамике. Если коротко, то иметь более мощный двигатель под капотом не хочется: машина разгоняется прекрасно, мотор очень эластичен, а работа «автомата» позволяет смело маневрировать в потоке без опасения кому-либо помешать. При спокойной езде в салоне очень тихо, а характерный басовитый рык появляется лишь при резком разгоне. Звук двигателя на таких режимах абсолютно не давит на барабанные перепонки, и временами ловишь себя на мысли, что такое звуковое сопровождение даже приятно.

Запас мощности здорово выручает на горной дороге: машина с минимальной задержкой подтягивается в горку вслед за нажатием педали газа, причем в большинстве ситуаций нет нужды переключаться на спортивный режим. Вообще, на мой взгляд, наличие режима «спорт» на этом автомобиле скорее дань моде, ибо существенного преимущества при разгоне он не дает: просто на каждой передаче мотор раскручивается до более высоких оборотов. Да и вообще, на таком автомобиле совсем не хочется куда-то спешить.

Выше всяких похвал обзорность. Вертеть головой при перестроениях не нужно, и благодаря высокой посадке и удачно расположенным наружным зеркалам водитель чувствует себя очень уверенно и уютно. Изменение положения кузова над дорогой происходит абсолютно незаметно: пневмоподвеска живет самостоятельной жизнью, не отвлекая и не заставляя сосредотачиваться. Единственное замечание касается клавиш переключения ее режимов. Дело в том, что если вы сели в машину впервые, то сообразить, что следует нажать перед тем, как съехать с асфальта, удастся не сразу: символика малоинформативна.

Вопрос о плавности хода, к великому сожалению, остался открытым. Да, подвеска работает очень мягко, без раскачки, обладает прекрасными демпфирующими свойствами. Но это на дорогах европейского уровня. Как поведет себя новый Range Rover на российских «автомагистралях», — нам еще предстоит выяснить.

А пока… Если оставить в стороне цену, то владельцам Range Rover я завидую. Есть в этом шикарном авто особенный шарм, ненавязчивая демонстрация превосходства. Так что когда вы в очередной раз услышите фразу о том, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения, знайте: это сказано не о нем.