Actros выходит на трассу«Вам достанется машина номер… номер девять. Цистерна 6×2 полной массой 25 тонн с 400-сильным двигателем. Поедете на танкере или будете ждать другую машину?» — рука девушки, протягивающая мне ключи, замерла на мгновение.

О Господи, конечно же, поеду! Какая разница на чем — да хоть на бетономешалке! Главное — разобраться в системах, которыми нашпигован новейший «дальнобойщик» Mercedes Actros, и понять, как все это работает…

« Привет, меня зовут Ханс. Вначале поедем потихоньку, чтобы ты привык к машине. Но сперва отрегулируй под себя руль и сиденье»,— сказал водитель-инструктор, едва я уселся в кабину «моего» грузовика.

Осматриваюсь: грузовик как грузовик; тоннель двигателя между сиденьями, передняя панель «уголком», тумблеры и выключатели на своем месте. Все привычно — вот только рычаг КПП какой-то странный… Ну да ладно, к нему еще вернемся.

Actros выходит на трассуРуль я отрегулировал быстро с помощью удобного рычажка под колонкой, а вот с сиденьем вышла заминка: столько клавиш, сколько на его боку, не в каждой легковой машине на панели наберется! Оказалось, здесь стоит «люксовое» кресло Grammer.

Все варианты водительских кресел для этой машины оснащены пневмоподвеской, а здесь вдобавок есть масса опций: например, клавиша, которая по форме напоминает сиденье. Нажимаешь на неёв разных местах — и электромоторчики с жужжанием переставляют спинку, подушку и подголовник в нужное положение. А еще здесь есть «поддув» спинки и память трех положений кресла, а еще…

Actros выходит на трассу«Хватит, Ханс! Мне и так удобно, честное слово,— взмолился я. — Лучше покажи, как работать вот с этим»,— и я с опаской кивнул на рычаг КПП, напоминающий компьютерный джойстик.
«Ну, это очень просто. Для начала — автоматический режим. Видишь клавишу с буквами «А» и «М»? Переключись на «А» — автомат. Теперь нажми педаль сцепления».

Я нажал: педаль ушла вглубь… и осталась утопленной.

«Вот и все, сцепление больше не понадобится. Ты ездил когда-нибудь на легковой машине с «автоматом»? Здесь — то же самое, только КПП и сцепление остаются механическими, а управляет ими электроника и пневмоцилиндры. Кстати, КПП — восьмиступенчатая с делителем. Поехали!»

Actros медленно трогается. На дисплее перед глазами загорается зеленая цифра «2». Ага, вторая передача. Разгоняюсь — и не успевает стрелка тахометра дойти до границы зеленой зоны, как мотор сам сбрасывает обороты. Раздается «клак!» — и вместо «двойки» появляется «тройка», а за ней — «четверка», «пятерка»…

Пока я медленно катил по улочкам городка, Ханс объяснял премудрости автоматического управления: «Когда ты идешь на «автомате», система все делает сама; она, в зависимости от твоего стиля езды, решает, на сколько делений вверх или вниз надо переключить КПП. Впрочем, если очень хочется вмешаться в работу автоматики, можно самому двигать рычаг КПП. Но сцепление все равно остается автоматическим».

Тем временем мы подъехали к повороту на шоссе. Разгоняя грузовик, я как следует надавил на газ, стрелка тахометра прыгнула было в желтую зону — но тут же вернулась обратно. Все правильно: система не допускает «перекрута» двигателя…

«Идешь со скоростью восемьдесят; очень хорошо. Теперь включай темпомат, он же круиз-контроль. Потяни правый подрулевой рычажок вверх — и можешь убирать ноги с педалей. Система фиксирует заданную скорость. Хочешь прибавить — щелкни рычажком вверх, каждый щелчок — плюс 0,5 км/ч; сбавить скорость — то же самое, но щелкай вниз. Чтобы выключить, надо щелкнуть от себя или нажать любую из педалей… Нравится?»

Еще бы! Я чувствовал себя королем трассы, восседающим на троне с пневмоподвеской и подлокотниками: окружающий мир несся мимо машины, а мне оставалось лишь глядеть в зеркала и слегка корректировать рулем траекторию… Кстати, в машине очень тихо, а турбина дает себя знать «реактивным» свистом — отчетливым, но неназойливым (он начинается примерно при 1200 об/мин).

Actros выходит на трассуНадо упомянуть еще три системы, которые следят за скоростью. Если темпомат можно отключить нажатием на педаль газа, то темпосет (кнопка в торце того же рычажка) не позволит превысить заданную скорость — как ни дави на педаль.

Вторая система предупреждает о превышении скорости: как только стрелка спидометра уходит за 80 км/ч, раздается писк, и на электронном счетчике километража выскакивает точное значение скорости: например, 83 км/ч. Смотри в оба, водитель, как бы не попасться полиции!

Есть еще электронный ограничитель скорости — в Германии он, к примеру, программируется на 85 км/ч.

«…Смотри — впереди затяжной спуск, — прервал мою эйфорию Ханс. Я нажал было на педаль тормоза, но Ханс остановил меня. — Не раскаляй диски — здесь же есть дополнительные тормозные системы! Чтобы включить их, тот же подрулевой рычажок потяни на себя.

Первое положение — закрывается заслонка на выпуске, второе — впридачу к заслонке открываются дополнительные клапаны в цилиндрах. (Мы ничего не перепутали, здесь в цилиндрах по пять клапанов: два впускных, два выпускных и декомпрессионный! — прим. автора). Третье положение — то же плюс первая ступень тормоза-ретардера в трансмиссии; четвертое — вторая ступень…»

Я проделывал все манипуляции, а танкер полз вниз с мощным урчанием: вот это противодействие! Мало того: если одновременно включить темпомат, электроника, поддерживая заданную скорость, сама будет включать нужные ступени моторного тормоза и ретардера.

Моя голова раскалилась от избытка информации — а ведь мы и трети маршрута не проехали! «Ханс, давай где-нибудь остановимся, и я чуть-чуть передохну?»

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАБИНЕ

Actros выходит на трассуПрипарковавшись, я сделал пару снимков и начал исследовать кабину. Что здесь интересного?

Например, крышки встроенных пепельниц и магнитолы по правую руку, под привычными клавишами и регуляторами. Стоит прикоснуться к одной из крышек — и она медленно «выпадает», словно магнитофонная дека. Здорово придумана и спальная полка: на ней стало удобно сидеть, а внизу освободилось место для вещей.

Да и для «мелочей» места немало: есть куда положить карту, поставить бутылку с водой. Все вроде бы традиционно — ни постелей умопомрачительной ширины, ни непривычных решений, — но при этом продумано до мелочей.

Actros выходит на трассуПо обработке интерьера Actros мне понравился больше, чем новые машины Scania. Там — тонкий серый пластик, а здесь — приятная на ощупь, «теплая» обивка…

ДУБЛЬ ДВА: РУЧНОЙ РЕЖИМ

Перевести управление из автоматического режима в ручной очень просто: достаточно переключи гь тумблер в положение «М» (manual) и потянуть за рычажок под панелью, освободив педаль сцепления. Был «автомат», а стала «механика»? Так, да не совсем так…

Чтобы стартовать, надо двинуть рычаг КПП вперед, нажав левую кнопку на его «набалдашнике». «Двойка» на дисплее (система стартует со второй передачи, но можно внести коррекцию) мигает ровно две минуты — время, достаточное для того, чтобы пропустить попутные машины. Как только приходит пора трогаться, достаточно выжать сцепление. «Клак» — и передача включена. А дальше…

Во-первых, рычаг КПП надо двигать вперед или назад с нажатой кнопкой: один щелчок — одна передача. А один щелчок тумблера делителя — зто одна «половинка» (так можно набирать сколько угодно «половинок»: одну, две, три).

Во-вторых, сцепление можно выжимать как перед включением передачи, так и после: в последнем случае номер выбранной передачи будет мигать на дисплее 15 секунд. Если за это время не выжал сцепление — цифра гаснет, машина идет на прежней передаче.

Actros выходит на трассуВ-третьих, если ошибешься в выборе передачи, ничего страшного не происходит. Я намеренно захотел «перекрутить» мотор, включив третью передачу на полном ходу. И что же? Машина просто отказалась ехать, резко сбавив темп и обороты! («Давай-давай, поиздевайся над машиной. Посмотри, что она может!» — подбадривал меня немец.)

А что надо сделать, чтобы поставить рычаг в нейтраль? Неужели перебирать все передачи «вниз»? Ничего подобного, надо всего лишь нажать правую кнопку на «набалдашнике».

Так, а если электроника внезапно откажет? Неприятно, конечно, но не смертельно. Открываешь крышечку на основании рычага КПП, а под ней — аварийный тумблер, с помощью которого можно идти на любой передаче вплоть до пятой.

ДУБЛЬ ТРЕТИЙ: «ПОЛУАВТОМАТ»

Представьте, что вы попали в незнакомый город. КПП работает в ручном режиме, но думать о том, какую передачу надо включить, некогда: только успевай следить за светофорами и движением. И здесь Actros приходит на выручку.

Если хочешь, чтобы машина сама выбрала нужную передачу, надо двигать рычаг, НЕ нажимая левую кнопку на нем. При этом водителю остается только выжимать сцепление! Но и это не все. Как мне объяснили уже потом, прямо на ходу можно переключаться из ручного режима в автоматический и наоборот…

Есть и вариант, где отсутствует клавиша А/М: такая система работает лишь в ручном и полуавтоматическом режимах.

***
Actros выходит на трассуНу как, все понятно? Чума, реактивный самолет какой-то, а не грузовик! А теперь представьте, что все премудрости управления я усваивал на ходу — стараясь при этом не расплющить ненароком подвернувшийся Volkswagen Golf и не сшибить зазевавшуюся старушку…

После возвращения я буквально выпал из кабины грузовика. Моя бедная крыша просто съезжала, не выдержав напряжения, а в голове вертелось: «Сейчас доберусь до столика, где стоят бутылки с холодным пепси, и меня никто не оттащит оттуда!..»

И в этот момент я ощутил на плече руку организатора всего этого действия Карла Кунца. «Классно покатался?— спросил он, словно не замечая моего состояния. — А у меня есть сюрприз. Тебя уже ждут специалисты: один из них подробно расскажет об электронике, другой — о новой тормозной системе, третий — об управлении КПП… Поторопись, осталось не так много времени!»

И я покорно поплелся в павильон, где Actros был разобран по кусочкам…