«Сто лет автомобилю в России». Девиз юбилейного автомобильного форума символичен: именно в Санкт-Петербурге сто лет назад двумя российскими предпринимателями Е.А. Яковлевым и П.А. Фрезе был построен первый самодвижущийся экипаж с двигателем внутреннего сгорания. Копия этого автомобиля, созданная специалистами реставрационно-технического центра, заняла почетное место в центре выставочного зала, рядом с наиболее ярким (в прямом и переносном смысле слова) экспонатом — Желтой Акулой из Тольятти. Машина фирмы Мега-Лада и первый русский автомобиль стояли друг напротив друга, олицетворяя столетний путь отечественной конструкторской школы.
Спортивно-концертный комплекс выделил для выставки 17 тысяч квадратных метров своих площадей. Цифра внушительная, но на этом яркие впечатления от увиденного и услышанного в северной столице России и заканчиваются.
Реакция города на открытие выставки была вялой. Газеты, телевидение предпочитали рассказывать о чем угодно, но не о Мире автомобиля 96. И немудрено. Ведь на автомобильном форуме международного уровня (а этот салон в Питере официально признан Международной ассоциацией производителей автомобилей — OICA) не было показано ни одной серьезной зарубежной автоновинки! Активность европейских производителей можно оценить на «троечку». Более серьезную попытку «засветиться» в Санкт-Петербурге предприняли лишь корейцы. Стенд Daewoo сверкал софитами, длинноногими стенди-стками и громыхал восточными ритмами. Фирма Kia выглядела скромнее, а Hyundai и вовсе проигнорировал салон. Подготовив блестящую экспозицию на Московском мотор-шоу, лидер корейской автоиндустрии решил, что этого вполне достаточно.
Внимание публики больше привлекали стенды с разнообразными зарубежными запчастями и аксессуарами.
Российские производители выступили дружней. Волжский автомобильный завод в качестве свиты к ядовитожелтому монстру на базе «десятки» выстроил шеренгу «пляжных» автомобильчиков Гном и Эльф.
Горьковчане приехали в Питер со «стадом» Газелей и интересной «грузовой» палитрой.
Даже агонизирующий АЗЛК нашел силы послать в Санкт-Петербург делегацию, и надо сказать, что, несмотря на жуткое экономическое положение завода, экспозиция московских автостроителей выглядела достойно.
А еще был стенд питерского клуба любителей старинной техники. ГАЗ-67Б, ЗиС-101, ЗиС-110, ГАЗ-А -увидеть такие автомобили на улицах сейчас уже невозможно.
Среди «нетрадиционной» техники достоин упоминания специальный автомобиль Cayman, который на автосалоне представила питерская ассоциация Защита. Нечто среднее между джипом и бронетранспортером передвигается на четырех огромных колесах с шинами сверхнизкого давления, имеет независимую подвеску, постоянный полный привод и блокировки межколесных дифференциалов. Кроме того, Cayman умеет плавать.