Содержание статьи
Чтобы выяснить, в самом ли деле Mercedes SLK так хорош, каким он впервые показался широкой публике на Туринском автосалоне, мы отправились во Флоренцию.
На площади Оньис-санти нас поджидало ни много ни мало 40 маленьких родстеров SLK. Один краше другого. Какой бы из них выбрать для теста? Желтый автомобиль или черный, с обычным мотором или с компрессором, с механической «коробкой» или с «автоматом», с тканевой или кожаной обивкой салона? В одном только мы не сомневались: машина должна быть обязательно с кондиционером, ведь тридцать пять в тени — это вам не шуточки.
В конце концов взяли ярко-красный SLK 200 и серебристый 230 Compressor — один с «атмосферным» 2-литровым двигателем, а другой с компрессорным мотором объемом 2,3 литра.
ЭТОТ — ТОЖЕ ГЛАЗАСТЫЙ!
Фары-глазки у него действительно прелестные. И не только фары. В облике машины нет даже намека на агрессивност и резкость линий. Все очень плавно, мягко и пропорционально.
Длинный капот с двумя продольными выштамповками завершается необычной для автомобилей Mercedes «дырявой» решеткой. Любопытно, что выштамповки на капоте — не ребра жесткости, как может показаться на первый взгляд. Две продольные волны сделаны в дань истории: такие выштамповки нес на своем капоте Mercedes 190 SL 40-летней давности, и именно эту машину можно смело считать одним из предков SLK. Кстати, на первом прототипе SLK позади сидений также имелись большие полукруглые выпуклости-обтекатели — как на спортивных машинах послевоенных лет. На серийном SLK эти элементы исчезли, поскольку «съедали» много места и мешали складыванию крыши.
А размеры! Кажется, что эту крошку можно взять в охапку и унести под мышкой. Длина SLK всего 3955 мм (ВАЗ-2108 длиннее на 10 мм). К слову, имя SLK — это аббревиатура от Sportlich (спортивный), Leicht (легкий) и Kompakt (компактный). Такое сокращение не в новинку для немецкой фирмы — еще в двадцатых-тридцатых годах Европу покоряли автомобили Mercedes SSK (Super Sport Kurz), SSKL (Super Sport Kurz und Leicht) и 500/540K.
Вот только насчет легкости… SLK в зависимости от модификации весит от 1270 до 1325 кг. Немало, это — не пустышка!
СИМ-СИМ, ОТКРОЙСЯ!
Прыгаем в автомобили— и…
Нет, мы не сразу понеслись сломя голову. Первое, что захотелось сделать, так это попробовать сложить в багажник крышу.
Ищем волшебную кнопку. Она пристроилась на тоннеле пола справа от рычага КПП. Чтобы сложить крышу, надо нажать на нее и удерживать в нажатом положении. Включаем зажигание, нажимаем… Заработало!
Опустились стекла дверей и задние стекла-«косынки», что-то щелкнуло, приоткрылся багажник, и крыша стала постепенно уезжать назад. Через двадцать пять секунд гидроцилиндры закончили свою работу, а стекла дверей вновь поднялись вверх.
ЧТО НОВЕНЬКОГО?
Салон SLK показался настолько знакомым, словно мы в этом автомобиле ездили уже не раз. Четырехспицевая «баранка», классическая мерседесовская центральная консоль, переходящая в тоннель пола, такие же ручки управления кондиционером, те же кнопки включения подогрева сидений и стеклоподъемников, та же магнитола и те же ручки дверей. Даже «бардачок», кажется, прежний. Нет, конечно же все чуть-чуть изменилось и чуть-чуть перестроилось, но общее впечатление таково, что это обычный Mercedes. И лишь несколько деталей ярко говорят о том, что это все же SLK.
Во-первых, комбинация трех круглых приборов. Спидометр, тахометр, указатели температуры охлаждающей жидкости и запаса топлива образуют «главный» щиток. Остальная информация возложена на контрольные лампы. Стрелочные приборы с белыми циферблатами и «просторными» шкалами врезаны в приборную доску каждый отдельно и обрамлены хромированными ободками. Смотрится классно.
Во-вторых, сиденья. Это еще не спортивные «ковши», но уже и не «диваны». Нечто среднее. Регулируются они с помощью электроприводов. И лишь подпор поясницы изменяется вручную, что не очень понравилось. Дело в
том, что здоровенная бобышка регулировки расположена со стороны центральной консоли точно посередине спинки сиденья. Водителю правой рукой ее не достать ни за что. Можно это сделать левой рукой, но тогда, чтобы дотянуться до рукоятки, придется закручиваться спиралью на сиденье. Так что проще попросить это сделать соседа.
Кроме того, над центральной консолью появилась крохотная полочка с двумя подстаканниками (но не во всех версиях), а обычные педали уступили место перфорированным алюминиевым.
Дополняют картину четыре надувные подушки безопасности (включая две боковые) и мощнейшие дуги безопасности сразу за подголовниками.
ЧТО ПОД КАПОТОМ?
Итак, мы выбрали два автомобиля с 5-ступенчатой механической КПП, но с разными моторами.
Оба двигателя хорошо известны. Духлитровый силовой агрегат мощностью 136 л. с. устанавливается также на автомобилях Mercedes С- и Е-класса. Оснащенный компрессором 2,3-литровый 193-сильный мотор впервые был показан осенью прошлого года — им, наряду с другими двигателями, оснащаются автомобили С-класса. Кроме того, еще имеется версия 200 Kompressor, но такие машины будут поставляться только в Италию, Грецию и Португалию.
Запускаем компрессорный двигатель. Вот это звук! Басовитый рокот с характерными отсечками должен понравиться многим. А обычный атмосферный двухлитровый моторчик по мощности и красоте «рыка» явно уступает «компрессору». Инженер Александр Гебхард рассказал: «Мы потратили немало времени, доводя тональность и мощность звука выхлопа. По нашему мнению, рокот двигателя должен удовлетворить и фанатов Bon Jovi, и поклонников Лучиано Паваротти».
Можно ехать? Да.
Только напоследок уточним одну важную вещь: как обстоят дела с багажником? Открываем его. Сложенная крыша заняла всю верхнюю часть багажника. Внизу осталось место для двух-трех спортивных сумок, а если быть точнее — 145 литров объема. Этот свободный объем отделен от сложенной крыши мягкой горизонтальной шторкой-перегородкой. С ее помощью, даже если крыша поднята, хорошо видно, на сколько можно загрузить багажник. А если вы уверены, что складывать крышу во время путешествия не придется, то просто смотайте мягкую перегородку на валик и загружайте багажник полностью. В этом случае в вашем распоряжении окажется уже 348 литров свободного объема.
И НА ХОДУ —ХОРОШ!
Маршрут для теста подобрали что надо. Городские мощеные улочки, автомагистрали, присыпанные щебнем проселочные дорожки, а главное — десятки километров горного серпантина. Не соскучишься!
Давайте сядем в «компрессорную» машину и на ее примере попробуем вкратце оценить основные «ездовые» особенности SLK.
Первый приятный сюрприз. На выложенных небольшими плитами улочках Флоренции Mercedes, будучи в «кабриолетном» состоянии (со сложенной крышей), вел себя как «полноценный» автомобиль. То есть открытый кузов не дрожал, не трясся, не гремел панелями, что из-за значительного снижения жесткости кузова свойственно всем родстерам и кабриолетам. Организаторы теста нам даже предложили сделать такую вещь: «Можете заехать передним или задним колесом на высокий бордюр или несколько ступенек и убедиться, что все двери открываются без проблем. Кузов получился очень жестким!» Но мы не стали тратить время на поиски высоких бордюров и ступенек. Во всяком случае, никакой разницы по части жесткости кузова между машиной с поднятой или сложенной в багажник крышей мы не почувствовали.
Выбрались за город, выскочили на автобан. Попробуем разогнаться. Разгон впечатляет, но дух не захватывает.
Видимо, чтобы добавить «спортивных» впечатлений, а заодно и улучшить разгонную динамику, передачи сделали «короче», чем обычно. Вторая передача, например, «упирается» в ограничитель оборотов двигателя при скорости около 90 км/ч.
Разгоняться быстрее 150— 160 км/ч при сложенной крыше не очень-то охота: поднимается такой ветер, что поездка из удовольствия превращается в наказание.
А вот если ехать по правилам — то в самый раз.
Сворачиваем на горную дорожку. Вот она, стихия SLK! Сразу же отмечаем, что, в отличие от многих других автомобилей Mercedes, здесь почти исчезла «дистанционность» управления. То есть связь между поворотами руля и реакциями машины стала более четкой, быстрой, однозначной. Нельзя сказать, что SLK стал по-спортивному слишком острым. Но все же на этой машине стало интересно проходить повороты быстро, на грани.
Прежде всего SLK не «задушен» недостаточной поворачиваемостью. Под тягой машина начинает всеми четырьмя колесами соскальзывать наружу поворота, причем передние колеса делают это чуть интенсивнее. Сбрасываешь газ — и SLK быстро, почти без задержки, ныряет в поворот. В следующее мгновение легкий, короткий занос, простая коррекция рулем — и родстер уже мчится к следующему повороту.
Реактивное действие на руле есть, оно довольно информативно, но все же хотелось бы иметь более внятную связь между тем, что происходит с передними колесами, и усилием на руле.
Сорвать в повороте заднюю ось в скольжение избытком тягового усилия и длительно «вести» машину в заносе на сухом покрытии вряд ли получится. Во-первых, при умеренной мощности двигателя очень велики сцепные свойства шин. Во-вторых, заносам противится электроника. На малых скоростях, до 40 км/ч, срыву задней оси в скольжение избытком крутящего момента препятствует антипробуксовочная система. С ростом скорости в дело вступает более сложная система ASR, способная в нужный момент не только ограничить крутящий момент двигателя, но и, притормаживая то или иное колесо, помочь быстро восстановить курсовую устойчивость. Систему эту, в отличие от антипробуксовочной, можно отключить, но любителям ездить «веером» имеет смысл делать это только на очень скользких дорогах; иначе все равно ничего не получится.
И, наконец, два слова о подвеске. Несколько раз мы попадали в довольно глубокие ямки, налетали на кочки и с каждым разом убеждались, что даже маленький SLK — это настоящий Mercedes, и по части энергоемкости подвесок ему по-прежнему нет равных. Конечно же, небольшой автомобиль, да еще спортивного толка, должен иметь довольно жесткую подвеску, не раскачиваться, почти не крениться в поворотах. Это все здесь есть. Но есть и знакомое владельцам автомобилей Mercedes «чувство запаса». И это замечательно.
Самое главное впечатление. К непреходящим достоинствам всех автомобилей Mercedes в манерах SLK появилось и нечто игривое, хулиганское. Mercedes помолодел, стал живее. Но при этом вовсе не стал «простым парнем». Этот образованный юноша знает себе цену. Высокую цену.
ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМ?
Похоже, европейские автолюбители уже помешались на SLK. Со времени премьеры родстера на мотор-шоу в Турине принято более 40 тысяч заказов на SLK! Сегодня в одной только Германии ежедневно оформляется около 500 заявок. Очередь на получение автомобиля растянулась до 1998 года — настолько спрос опережает возможности производства! И это при том, что SLK стоит немалых денег: заводская цена 2-литровой версии составляет 46000 немецких марок, а за 230 Kompressor просят уже 53000 марок. Это — только за «базовую» комплектацию и без учета таможенной «очистки»!
Впрочем, автомобили Mercedes никогда дешевыми не были. А если принять во внимание то, что SLK в считанные секунды превращается из купе в родстер и обратно, то за эти деньги вы приобретаете как бы два автомобиля (как сейчас модно говорить, две машины в одном флаконе… тьфу ты, в одном кузове). Мало того, SLK 230 [Compressor в стандартной комплектации стоит примерно в два раза дешевле своего старшего брата — родстера SL в самом дешевом исполнении. Так что есть над чем подумать и есть за что платить.