Содержание статьи
«Курица не птица, соцстрана не заграница», — шутили у нас раньше и сработанные братьями по соцлагерю автомобили всерьез не воспринимали. Да и не продавались они у нас. Но подул, сбивая с ног неудачников и наполняя паруса предприимчивых, свежий ветер перемен — и вот Skoda пошла в гору. В 1988 году устаревшую заднемоторную модель сменила отесанная дизайнерами Bertone переднеприводная Skoda Favorii а затем она преобразилась в округлившуюся Skoda Felicia. Мы уже знакомы с ней, но лишь в ипостаси пятидверного хэтчбека. А ведь Felicia может быть и универсалом — таким, как эти две разномастные Skoda Felicia Combi, поджидающие нас для очередного теста. Синяя машина представлена в базовой комплектации LXи снабжена «родным» 1,3-литровым карбюраторным мотором Skoda, а окрашенный в малиновый «металлик» автомобиль в исполнении GLX прячет под капотом 1,6-литровый мотор с распределенным впрыском, доставшийся от нынешнего совладельца чешского завода — концерна Volkswagen.
УЖЕ НЕ SKODA?
Внешне Felicia Combi очень похожа на хэтчбек, разве что задняя часть кузова по вполне понятным причинам смотрится более массивной. А в остальном мотивы дизайна остались теми же: скругленная симпатичная машинка, которая в конце 80-х годов выглядела очень современно. К тому же пропорции, линии дверей и оконных проемов выдают в ней черты предшественника — универсала Skoda Forman. Скромные колеса размерности 165/70 R13 еще более подчеркивают небольшие габариты автомобиля.
Двери открываются и захлопываются легко, с приятным глуховатым «породистым» звуком, а внутри обнаруживаешь скромный, но приятный интерьер округлых форм и серых тонов. Очень удобны дверные панели с эргономичными подлокотниками, большими карманами и акустическими боксами для динамиков, а крупными ручками стеклоподъемников легко орудовать. Панель приборов тоже хороша и уже ничем не напоминает таковую на наших «восьмерках» и «девятках», хотя чуть-чуть не дотягивает и по стилю, и по качеству исполнения деталей до уровня других современных автомобилей. Простенькая и лаконичная комбинация приборов прикрыта вогнутым, но все же бликующим прозрачным щитком. Центральные дефлекторы системы вентиляции здесь довольно большие и удачно расположены, но те, что сбоку, маловаты и находятся слишком низко, и вместо стекол дверей они смогут обдувать лишь колени седоков. Да и три вращающиеся ручки, управляющие микроклиматом, могли бы быть покрупнее, а эффективность вентилятора отопителя показалась нам недостаточной.
А чем, помимо двигателей, отличаются друг от друга автомобили разных комплектаций? Присмотримся.
Более «богатая» версия GLX оснащена тахометром с окошечком электронных часов, а ее сиденья щеголяют велюровыми центральными вставками. Еще консоль передней панели снабжена нижней частью — «бородой». «Скромная сестричка» Felicia LX вместо тахометра предлагает аналоговые часы, зато с большим циферблатом, а ее тканевые сиденья хотя и выглядят чуть попроще, но все же показались нам более удобными. Здесь лучше развита поясничная и боковая поддержка, а спинка тоньше, и это облегчает жизнь задним пассажирам. На этом видимые различия заканчиваются. Да, еще дверь багажного отделения в версии GLX может открываться не только снаружи, но и изнутри — рычажком на полу слева от водительского сиденья.
Багажник здесь большой и удобный, а заднее сиденье легко складывается как целиком, так и по частям, в пропорции 2:1, образуя ровную платформу. Красивая полка, прикрывающая багажный отсек, довольно жесткая и легко убирается. Единственное, что омрачает перспективу перевозки в чешском «сарае», скажем, холодильника, — это сильно выступающие внутрь колесные ниши. Но таким изъяном, увы, грешат и более «породистые» универсалы.
ЕЩЕ НЕ VOLKSWAGEN
Усаживаемся за руль. Посадка водителя продумана неплохо. Диапазон регулировки сиденья достаточен, отлого расположенный двухспицевый «бублик» легко ложится в руки, а его материал и форма вполне соответствуют нашим представлениям о «нормальном» рулевом колесе. Правда, неудобный эксцентриситет руля, свойственный машинам Skoda, Felicia Combi сохранила, равно как и слишком близко расположенные друг к другу небольшие педали, словно рассчитанные на изящные женские ножки. Вдобавок ход педали акселератора заметно больше, чем у остальных педалей. Это, конечно, удобно для управления тяговой силой, но при быстром переносе ноги с утопленной педали газа на педаль тормоза возникают проблемы, особенно если водитель в широкой обуви.
Для начала прокатимся на Skoda Felicia порадует удобным салоном с удачной эргономикой и «неразговорчивыми» панелями обивки
машине с 1300-кубовым мотором. Сразу становится ясно, что спортивных амбиций потешить не удастся: динамика разгона синего универсала, мягко говоря, более чем умеренная. «Родной» двигатель довольно шумен, как и подобает агрегату с нижним расположением распредвала и приводом клапанов через штанги и толкатели, и обладает очень спокойным характером. Впрочем, когда речь идет о семейном универсале, с этим можно смириться. Мотор легко выдерживает ленивую езду на высших передачах с малыми скоростями, а характеристика крутящего момента и удачный подбор передаточных чисел трансмиссии обеспечивают хоть и медленный, но ровный разгон во всем диапазоне оборотов двигателя и неплохую реакцию на нажатие педали акселератора.
Пересаживаемся в малиновый автомобиль с выразительными аппликациями «1600i» на бортах. Да, здесь моторчик посерьезней! Можно лихо тронуться, порезче набрать скорость. Посмотрите на результаты наших измерений: разгон до 100 км/ч происходит быстрее на три секунды, чем с 1,3-ли-тровым двигателем, набор скорости от 80 до 120 км/ч на пятой передаче вдвое интенсивнее, а «максималка» при тех же оборотах двигателя выше почти на 15 км/ч, что, помимо всего прочего, красноречиво свидетельствует и о меньшем передаточном отношении главной пары в трансмиссии. Но все же и этот двигатель явно уступает своим современным аналогам — мы-то знаем, что 1600 «кубиков» с распределенным впрыском, пусть даже с двумя клапанами на цилиндр и с каталитическим нейтрализатором на выпуске, способны на большее…
Тормозят оба автомобиля неплохо, и хорошая информативность педали тому подмога. Но вот нехватка сцепных свойств узеньких шин Matador МР11 приводит к слишком ранней блокировке колес при экстренном торможении.
Картина с управляемостью сложилась не ахти.
Во-первых, у машин «ленивый» руль, то есть передаточное отношение рулевого механизма довольно велико. Но даже при бью i рой езде по шоссе, где такая характеристика рулевого управления, как правило, во благо и не обременяет водителя точным рулением, Felicia не дает расслабиться. Низкая чувствительность к управлению у чешских универсалов сочетается с большими запаздываниями на действия рулем, и при подруливании на большой скорости предугадать растянутые во времени реакции машин непросто. В пологих поворотах к этому добавляется и нехватка реактивного действия при малых углах поворота «баранки». Так что вести эти универсалы в поворотах, даже плавных, нелегко. Особенно ярко это проявляется в связке виражей: на выходе из правого перекладываешь руль влево, но Felicia не торопится входить в следующий поворот. Причем по усилию на руле почувствовать, что же происходит с машиной, нельзя, а потому и приходится корректировать траекторию «на глазок».
Так что мы не очень-то завидуем тем темпераментным чехам, которым приходится ездить на этих автомобилях по горным извилистым дорожкам в Татрах. Ведь в быстрых виражах недостаточная поворачиваемость, во многом обусловленная и значительными уводами шин, заявляет о себе во весь голос.
А в предельных поворотах… «Ну вот, опять вы за свое, — скажет читатель, — на таких машинах нужно ездить спокойно, не торопясь!» Признаться, и мы старались себя сдерживать, бормоча про себя нечто вроде: «Я никуда не спешу, еду на семейном универсале, везу на дачу кучу барахла и любимую тещу, а ей вредно волноваться…»
Но то ли воспоминание о теще сбивало плавное течение мыслей, то ли желание проверить уровень активной безопасности автомобилей, но перед поворотом рука то и дело тянулась к рычагу КПП включить передачу пониже. И шины Matador начинали отчаянно пищать, расставаясь с верхним слоем протектора.
Ленивый характер машин проявляется и здесь. Скользящие передние колеса уводят универсалы наружу поворота. Слишком ярко выраженная недостаточная поворачиваемость! Привычным сбросом газа, правда, можно вернуть автомобили «на путь истинный», после чего они со свойственной им задумчивостью начинают переходить в занос. Причем малиновая Felicia делает это менее охотно, чем синяя, а та, в свою очередь, дольше в этом заносе «виснет», требуя больших углов поворота руля для его компенсации.
Чем же объясняется разница в поведении чешских сестричек? Неужели одними моторами? Нет. В передней подвеске машины 160Ш работает стабилизатор поперечной устойчивости, а вот Felicia 1300 его вовсе лишена. Но у нас осталось впечатление, что различия в подвесках этим не исчерпываются, ибо разница в плавности хода обеих машин еще больше.
«Простая» 1,3-литровая Skoda заметно комфортней, ее подвеска по-американски мягка, неплохо «проглатывает» мелкие неровности и асфальтовые волны, но заставляет машину излишне раскачиваться и угрожающе крениться в поворотах. Если вестибулярный аппарат у пассажиров, особенно задних, не в порядке, то приступы морской болезни им обеспечены, да и в поворотах водителю из-за раскачки на неровностях приходится несладко.
В повадках малинового автомобиля больше европейских черт — но, похоже, только отрицательных. Подвеска 1,6-литровой машины жестче передает на кузов и на руль толчки и вибрации от неровностей, автомобиль слишком подробно повторяет профиль дороги, ныряя и выпрыгивая на волнах, но при этом раскачка задней части кузова ничуть не меньше! Разве что крены в поворотах не так велики.
Что же тому виной? Может быть, у машин с разными моторами различаются характеристики амортизаторов и пружин? Нет — в каталогах запчастей об этом ни слова. А, возможно, нам просто достались экземпляры, собранные в «удачные» и «неудачные» дни? Так или иначе, чешским инженерам не мешало бы тщательней подойти к выбору характеристик пружин, амортизаторов и стабилизаторов поперечной устойчивости на универсалах. Ведь Felicia с кузовом хэтчбек вела себя на дороге более уверенно…
***
Да, мы далеко не в восторге от управляемости, плавности хода и разгонной динамики этих машин, но у них есть бесспорные качества, ставящие чешские универсалы на голову выше отечественных автомобилей. Привлекательная внешность, хорошая эргономика и обзорность, относительно невысокий уровень шумов и «неразговорчивые» пластиковые панели салона, удобное багажное отделение. По всему этому наши автомобилисты давно истосковались. Что еще из плюсов? Вот, например, спидометр почти не врет…
Самое главное то, что за разумную цену предлагается переднеприводный универсал, вполне пригодный для неспешной езды. Еще бы сюда шины другие, подвеску получше да моторчик помощнее — и Skoda Felicia Combi, уже выросшая из гадкого утенка, превратилась бы в прекрасного лебедя. Наверняка, грядущая Skoda Octavia такой и будет. Но и цена этой машины тоже окажется другой…