Содержание статьи

В логовеБыть принятым на фирме, о которой складывают легенды, непросто даже журналистам, не говоря о тысячах фанатов Формулы-1 и поклонников автомобилей Ferrari. И нетрудно представить наше ликование, когда из Маранелло пришла долгожданная весть: нас здесь ждут. К полудню мы должны быть в Маранелло, возле проходной завода Ferrari.
Мы едем в Маранелло!

Свернув с раскаленного июльским солнцем автобана, мы плелись за вереницей грузовиков по узеньким дорожкам. Гпаза впивались в каждый поворот: вот-вот покажутся указатели, ведущие к штаб-квартире знаменитой фирмы, разольется море фирменных красных флагов, а мимо начнут пролетать 8- и 12-цилиндровые «красноголовые». Но ни рева моторов, ни фанатов в красных футболках и кепках не было. О въезде в город нас оповестил один-единственный указатель с надписью Maranello. Самый обычный дорожный указатель. — Неужели прибыли?

МАРАНЕЛЛО

Не успели мы въехать в город, как через пару минут… выехали из него. А где же Ferrari? Поворачиваем назад, возвращаясь по параллельной улице. С тем же успехом. Припарковали машину и отправились в ближайший киоск за картой города.

Вообще-то «город» — это громко сказано. Маранелло — маленький городок, коих сотни разбросано по Италии. Небольшая центральная площадь с собором, десяток узеньких «центральных» улиц, на тротуарах молодые мамаши с колясками, седовласые старики на скамейках в маленьких сквериках да редкие посетители крошечных магазинчиков и кафе. Тишина и покой.

И все же мы подметили, что сидящие на скамейке рядом с автостоянкой мужчины со свойственным итальянцам темпераментом говорили на «формульную» тему. Оди из них показывал ладонями, как кто-то кого-то обошел на повороте и вылетел с трассы. Кстати, дело происходило за три дня до Гран При Германии, потому поговорить «спортсменам» было о чем.

А купив карту города, мы тут же обнаружили на ней здоровенную эмблему Ferrari на сером поле, обозначающем заводскую территорию. То есть это действительно главная и, похоже, единственная достопримечательность городка. Самое обидное, что мы два раза проехали рядом, по соседним улочкам, но не увидели ни одного указателя!

И все же жизнь в Маранелло крутится именно вокруг Ferrari. И автогонок. Взять хотя бы магазинчик моделей автомобилей. Чего здесь только нет! Машины любых марок и масштабов, легковые и грузовые, гоночные и раллийные. Здесь можно оставить целое состояние, а покупки вывозить грузовиком!

А вот, пожалуйте, ресторан Ferrari, аккурат напротив главной проходной. Мы зашли туда на пару минут. Столики с инкрустированными пришпоренными жеребцами, фотографии и автографы гонщиков на стенах, кубки и шлемы на полках, поношенные шины-слики с болидов Формулы-1, антикрылья под потолком. Конечно же, есть здесь и фирменное вино Ferrari.

Неподалеку — знаменитый «спортивный» магазин, который так и называется — Shopping Formula 1. Здесь можно и черта купить с эмблемой Ferrari! Модельки машин, сувениры, флаги, брелоки, футболки, часы, зонтики, телефонные аппараты и даже детская кроватка Ferrari!

Время приближалось к двенадцати, и мы заспешили на завод.
Небольшое здание красного кирпича со здоровенными буквами Ferrari, маленькая стоянка на десяток автомобилей для гостей фирмы. И… ни души. Вокруг гробовая тишина.

Вот оно, логово.

ВХОДИТЕ!

Добраться до Маранелло — плевое дело. Полтора часа езды на машине от Римини, чуть больше — из Милана, из Болоньи — и вовсе рукой подать. Зато проникнуть сквозь заводскую проходную дано немногим. Как только наш автомобиль оказался у парадного подъезда, к нам тут же высыпали охранники: кто такие и зачем пожаловали? Уладив все вопросы с местным секьюрити (в отличие от остальных итальянцев эти ребята оказались не очень-то разговорчивыми), оказываемся на территории.

В логовеМы попали на завод в сиесту, то бишь в обеденный перерыв длинною в несколько часов, когда солнце в зените и нестерпимая жара не дает нормально работать. Так что на рабочих местах никого не оказалось, в цехах — тишина.

Главный конвейер (да-да, конвейер!) можно условно разделить на три линии. На одной собираются Ferrari 355, на второй — модели 512М, 456GT и 456GTA, а на третьей — F50.
Все рабочие разбиты на группы или, если угодно, бригады. Например, группа под названием «8 цилиндров» отвечает за сборку 8-цилиндровых моторов и автомобилей модели 355. Соответственно, команда «12 цилиндров» собирает 12-цилиндровые моторы. А всего на фирме работает около 1900 человек, из которых 100 задействовано в спортивной «конюшне» Ferrari.

Далеко не все узлы изготавливаются здесь, в Маранелло. Например, на линии сборки F50 мы увидели передвижную стойку с комплектующими для сборки передней подвески F50. Оказалось, что все детали — амортизаторы, пружины, шарниры — покупные. Нет смысла делать все это здесь, ведь с этим лучше справятся специализированные фирмы, да и подешевле так получается.

В логовеЗато моторы — забота местных мастеров. Самая кропотливая работа — сборка 12-цилиндрового 60-клапанного двигателя для F50. Каждый мотор собирает только один человек — мастер высшей квалификации. Говорят, чтобы подготовить такого специалиста, нужно сначала несколько лет человека учить, затем столько же стажировать. И неизвестно, получится ли в итоге толковый мастер.

Конечно, покупные детали при изготовлении моторов тоже используются. Главным образом, это отливки: заготовки коленчатых и распредвалов, поршней, блоков и головок блоков цилиндров; своего литейного производства нет.

Под стеклянным колпаком мы увидели небольшой сделанный 20 лет назад. Тогда наметилась первая серьезная перестройка на предприятии, которая происходила еще под руководством самого Энцо Феррари. С тех пор, однако, многое изменилось: между макетом и нынешними цехами мало общего.

Кстати, больше всего нас удивило не ультрасовременное оборудование и не «клиническая» чистота. Все цеха здесь залиты солнечным светом, проходящим сквозь многочисленные окна в крышах. Еще и поэтому кажется, что ты не на обычном заводе, а в волшебном царстве, где рождается еще одно чудо — новый автомобиль.

Между прочим, одно чудо действительно было. Вдруг на конвейере мы увидели какой-то непонятный автомобиль, сильно напоминающий 456GT. Потом еще один. Еще один во дворе. Что это — новая модель?

Точно: новый Ferrari под именем 550 Maranello! Мы уже не раз писали о том, что фирма готовит замену модели 512М. Оказывается, буквально за несколько дней до нашего приезда эту машину поставили на конвейер и сейчас отлаживают производство и наращивают выпуск. Сегодня это новость номер один в Италии, которая только-только начинает доходить до остальной Европы. Почему новый Ferrari называется 550 Maranello и что в нем необычного — читайте в этом же номере Авторевю на странице 14.

Переходя из цеха в цех, мы оказались на здоровенной крытой стоянке, похожей на шатер. Здесь покоилось около сотни машин — одних F50 было штук десять. Первая мысль: сколько же все это стоит? Бешеные деньги! Самый «дешевенький» на сегодня — это F355 berlinetta, который продается в Италии за 209600000 лир (около $140000). За F512M просили 294525000 лир (около $196000). «Просили», потому что, как было сказано, эту машину сменил на конвейере Maranello, цена которого пока неизвестна. Следом идет 456GT — 365500000 лир (около $244000). Самый дорогой F50 — 852800000 лир ($570000). В общем, сумасшедшие деньги. И ничего, покупают. Проблем со сбытом нынче нет.

Всего на заводе делается около трех тысяч машин в год — примерно на такой отметке стабилизировался выпуск в последние годы (в провальном 1993 году выпустили немногим более двух тысяч машин).

Каждый день выпускается около десяти автомобилей модели 355 (в вариантах купе, спайдер и GTS), пять автомобилей 512М, примерно по три «четыреста пятьдесят шестых» и по одному F50.

Главным рынком сбыта, как и для многих других европейских производителей суперкаров, остаются Соединенные Штаты — в прошлом году там продали около 750 машин. На втором месте Германия (550), и лишь третьей числится Италия — 4>0 машин. Среди крупнейших рынков также Великобритания (300), Япония (250), Швейцария (200), Франция (180), Бельгия (90), Австралия (40), Индонезия (30), Таиланд (20) и Китай (15). Практически каждая машина находится «под надзором»: через дилеров фирма отслеживает ее «жизненный путь».

Интересно, что официальным дилерам Ferrari разрешается продавать в своих салонах автомобили других марок. Понятно ведь, что Ferrari — далеко не массовый или «народный» автомобиль, и потому на одних итальянских скакунах много заработать не просто. Но эти «другие» должны соответствовать табели о рангах: бок о бок с Ferrari могут стоять Rolls-Royce или Jaguar, но уж никак не Opel или Fiat. Зато автомобилям Lamborghini путь в эту компанию заказан: монстры из Сан’Агата Болонезе являются прямыми конкурентами «красноголовым».

Сколько зарабатывают местные рабочие и служащие, мы интересоваться не стали — неудобно. Но почти уверены, что примерно столько же, сколько персонал такой же квалификации на других автозаводах. Хотя к «особо важным персонам» это, конечно, не относится. Скорей всего, больше всех зарабатывает Шумахер, «гоняющийся» за Ferrari.

А разговоры о Шумахере здесь не умолкают ни на минуту. В былые годы дела на гонках шли лучше. 106 раз Ferrari одерживали верх на Гран При Формулы-1. Девять раз на этих машинах завоевывалось звание Чемпиона мира: в 1952 и 1953 годах (пилот Аскари), в 1956 (Фанхио), в 1958 (Хоторн), в 1961 (Фил Хилл), в 1964 (Сер-тисс), в 1975 и 1977 (Лауда), в 1979 (Шектер). Восемь раз в Маранелло праздновали победу в Кубке конструкторов: в 1961, 1964, 1975, 1976, 1977, 1979, 1982 и 1983 годах. Девять раз машины Ferrari побеждали на 24-часовых гонках в Ле-Мане.

После смерти в 1988 году Энцо Феррари у команды не было ни одной победы такого уровня. А ведь хет-трик — как в триумфальном 1961 году (победы в Чемпионате F1, среди конструкторов в F1 и в Ле-Мане) — мог бы стать лучшим памятником основателю фирмы. Может быть, такой памятник еще будет «построен».

Мы вышли с завода….