«А тебе самому-то дадут поездить за рулем?» Этот вопрос задавали все, кому я по секрету, поплевывая через плечо и постукивая по деревяшке, рассказывал о наших планах побывать в Маранелло, на заводе Ferrari. В ответ я неопределенно пожимал плечами. Я и вправду этого не знал. Ведь после адских усилий, увенчавшихся тем, что мы наконец-то услышали «о ’кей, приезжайте в Маранелло», задавать всякие уточняющие вопросы казалось уже безмерной наглостью.
Я допускал, что в лучшем случае нас прокатят на одном из Ferrari вокруг завода. Конечно, в качестве пассажиров….
А поздно вечером того жаркого дня, когда мы с нашим корреспондентом Максимом Кадаковым добрались до гостиницы и наконец-то жадными глотками выпили по бокалу ледяного пива, я спросил его:
— Ты веришь, что все это было с нами?
— Через недельку, может, и поверю. Нужно, чтобы все улеглось.
Когда я увидел проявленные фотопленки, то окончательно убедился, что все это было. У фотоаппарата галлюцинаций не бывает…
После посещения завода, о чем уже рассказал Максим Кадаков, мы вместе с шефом Ferrari по связям с общественностью зашли перекусить в соседнее кафе. У меня кусок в горло не лез. Те, кто знает, что такое предстартовый мандраж, легко меня поймут. Я еще не был на все сто уверен, что будет «личный заезд», но уже знал, что после ланча мы отправимся на небольшой полигон, в четырех-пяти сотнях метров от основного производства. Только бы не поперхнуться и не опрокинуть неосторожным движением бокал!
Вновь подъехали к заводу. Из его ворот выползает серебристый Ferrari 456GTA. Нам говорят: «Садитесь в свою машину и следуйте за водителем Ferrari». Все как-то не по-итальянски сдержанно и строго. Едем за ним.
Через три переулка еще одни ворота со шлагбаумом. После разговоров с водителем Ferrari «вратарь»-охранник запускает и нас. Чинно проезжаем вдоль старых кирпичных корпусов. Из Ferrari показывается рука водителя. Он жестом показывает, что нам нужно оставить свою машину здесь.
Выходим. Вышел и водитель Ferrari, мужик лет пятидесяти, в красной феррариевской униформе. Показывает мне, чтобы я сел в Ferrari на пассажирское место. Открываю дверь и чувствую, что руки и ноги словно окоченели. Что сейчас будет…
Усаживаюсь в огромное красно-кожаное сиденье. Меня обняли пухлые валики боковой поддержки на подушке и спинке. Вот это «упаковочка»! Здесь болтаться из стороны в сторону не придется, хотя внешне сиденья кажутся не спортивными, а, скорее, похожими на кресла. Правой рукой нащупал рычажки элекгрорегулировок сиденья, успел «поездить» взад-вперед, хотя и без того расположился отлично. Вытянул и защелкнул ремень безопасности. Кажется, чуть-чуть успокоился. Начинал чувствовать то, что «знал из литературы». Ferrari 456 — самый «автомобильный», самый «нормальный» Ferrari.
Оглянулся назад. Там — две глубоченные «люльки»-кресла для задних пассажиров. Все, конечно, обшито той же роскошной кожей. Потрогал металлический набалдашник высокого рычага автоматической коробки передач. Сверху на нем — большая, тоже металлическая, кнопка. Чтобы переместить рычаг из положения Р, нужно на нее нажать.
Теперь и мой «шеф» неторопливо садится на свое место. Наконец-то приветливо кивает: расслабься, мол. (Он не говорит по-английски, я не говорю по-итальянски.) Застегивает ремень. Поворачивает ключ зажигания. Сначала было ощущение, что кто-то сыграл на кузове дробь металлическими молотками. Через секунду железные звуки стихли, и салон наполнился неожиданно спокойным и не слишком громким урчанием.
Спокойно тронулись. Через тридцать метров — выезд на извилистую трассу сложной (как мне сначала показалось) конфигурации. Поехали. Не погнали, не понеслись, а именно поехали! Чувствую, что он решил покатать меня в прогулочном режиме. Жаль, конечно, но и на том — спасибо.
Мощный и ровный разгон где-то до 130 на коротком прямике. Очень крутой правый («тещин язык»). Здесь ход около 70 км/ч, он подоткнул вторую передачу. Едем без скольжений. Метров через пятьдесят после выхода — более пологий левый, затем еще более плавный правый. Можно набрать ход. Крутой, но широкий, с полосатыми поребриками по краям, левый. Вновь прямик, затем правый с доворотом и подъемом на мост… Идиот! Ты сюда уселся, чтобы скоростную стенограмму составлять? Через минуту приедем, тебя высадят — и все! Баста, как здесь говорят. И что ты расскажешь о машине?
Мы и впрямь через минуту приехали. «Шеф», правда, под конец слегка раззадорился. Начал пускать машину в легкие скольжения. Но я-то вижу, что до пределов машины и до пределов водителя еще ой как далеко!
Заруливаем к боксам. Остановились. Он переводит рычаг в положение Р, выключает мотор.
Баста? Кажется, у меня слезы на глаза навернулись.
Выходим.
И тут… Он похлопывает меня по плечу и подталкивает к водительской двери. Я? «Си, си, — отвечает, — да, да». Жестами спрашиваю: «А ты, дескать, сядешь рядом?» Он отрицательно машет головой и улыбается. Я в этой улыбке прочел то, что жизнь ему дороже любого Ferrari и носиться здесь со всякими залетными «чайниками» в качестве пассажира он не намерен. Я его понимаю.
Робость почти исчезла. С видом человека, который последние десять лет только тем и занимается, что ездит на Ferrari, сажусь за руль. Предлагаю Максиму сесть рядом. Он отвечает, что лучше поработает с фотокамерой. Странно. Он вообще-то не из трусливых. Наверное, надеется, что и ему перепадет поездить в руле. Вот нахал!
Захлопнулась дверь. Запустить двигатель с первой попытки не удалось. Оказывается, нужно было сначала нажать на кнопочку брелока охранной системы. Нажал. Что-то щелкнуло, и педаль тормоза под правой ногой чуть провалилась. Включаю стартер. Тот же жуткий металлический звук. Но когда давление масла увеличилось и оно заполнило все магистрали, мотор зазвучал нежнее. Нажав массивную кнопку на головке рычага коробки передач, перевожу его в положение D. Тут же отмечаю, что ориентироваться в положении этого рычага сложно. Во-первых, рычаг перемещается только вдоль продольной прорези, без поперечных смещений. Во-вторых, выбитые на металле рядом с этой прорезью цифры и буквы, обозначающие положение рычага, довольно мелкие. В-третьих, вынесенная на приборную панель цифровая индикация режимов трансмиссии в яркий солнечный день тоже не слишком доходчива. Ладно, разберемся на ходу.
Отпускаю тормоз, чуть добавляю газ. Ferrari плавно трогается и начинает «плыть» по подъездной дорожке к трассе.
Может быть, потому, что я был уверен, что по части плавности хода эти машины должны быть просто «табуретками», я был поражен: она поехала неожиданно плавно.
Добавил газ. Сначала громко откликнулся мотор, подбросив стрелку тахометра до трех тысяч оборотов, а уж затем, с заметным опозданием, ускорилась и сама машина. Не сорвалась, не дернулась вперед, а именно ускорилась. М-да, интересно…
Демонстративно остановившись перед выездом на трассу, осмотрелся: а вдруг откуда-нибудь выскочат Шумахер с Ирвином? Они ведь здесь частенько носятся. Но это я «специально» так подумал, чтобы добавить остроты впечатлений. Я знал, что «формульная» команда Ferrari уже улетела в Германию, да и близко бы нас не подпустили, будь они здесь.
Включаю левую «мигалку», поворачиваю. Решил для начала не дергать «низ» рычаг коробки и оставить его в положении D.
Газ. Мотор издал такой звук, что впору одновременно сравнивать его и с басом, и с меццо-сопрано. И я уж испугался, что без привычки «крутанул» его тысяч этак до восьми. Ничего подобного! Стрелка тахометра подпрыгнула до 4,5—5 тысяч, затем слегка опустилась вниз и «потащила» за собой через коробку-автомат всю машину. Мощное ускорение. Но вовсе не такое, чтобы ты судорожно цеплялся за руль, опасаясь выпустить его. Почувствовал, что включилась вторая. Следом — третья. Казалось, что уровень ускорения остается примерно тем же, что был в самом начале разгона.
Осаживаю перед левым «тещиным языком». Пока особо не забочусь о выборе правильной траектории: до скольжений еще далеко.
Прохожу поворот и в очередной раз удивляюсь: машина мягко, с небольшой задержкой последовала за рулем. В характере нарастания реактивного усилия на руле я тоже не нашел ничего необычного, все как в хороших автомобилях, оснащенных гидроусилителем! Я даже подумал, что здесь есть что-то «мерседесовское», когда машина словно говорит тебе: «Ты только обозначь, что ты хочешь, а уж я все сделаю сама. Ты — сам по себе, я — сама по себе, расслабься».
Но я, черт подери, не хочу расслабляться за рулем Ferrari! Пусть даже «пассажирского» Ferrari 456 с «автоматом»!
Газ — в пол! Сработал kick-down, дернулась вверх стрелка тахометра, задок чуть вильнул на выходе из поворота, и к следующей связке я уже подошел на щекочущей нервы скорости. Передергиваю рычаг в положение 2, добавляю газ, вхожу в поворот. Ага, слегка начала скользить передняя ось. Ничего страшного. Понимаю, что заведомо попадаю в поворот даже без сброса газа.
Дела пошли веселее. Теперь попробуем по-другому.
Вновь набираю ход. Поворот. Вторая передача. Газ. Уже соскальзываю передком к внешней кромке. Сброс газа. Ferrari плавненько, подумав какое-то мгновение, переходит на меньший радиус. Класс! Но неужели все так просто?
Начинаю наглеть. Увеличиваю скорость. Уже страшновато, и пора думать о правильной траектории. Пройдя четверть очередного поворюта, понял, что если ничего не предпринять, то через полсекунды выскочу на травку. Сброс. Машина уже гораздо резче нырнула в поворот, и почти одновременно (наконец-то!) заскользила в небольшом заносе задняя ось. Плавно скорректировал занос рулем и сиганул дальше.
Вновь поворот, сброс, легкий занос. Преодолевая последние остатки страха, утапливаю газ. «Выставившись» в центре поворота примерно в 15—20-градусный занос, машина словно зависла в таком положении и, не увеличивая угла заноса, вытащила меня из поворота. Восторг.
Зная свой «заводной» характер и опасаясь уже главным образом за себя, я, наступив на горло собственной песне, после трех кругов заехал на стоянку возле боксов.
Смеющимися глазами на меня смотрел дядька из Ferrari: словил кайф, мальчишка? И он демонстративно посмотрел на часы. Затем мы оба посмотрели на Максима. Ну и жалкий же вид был у него! Дядька кивнул ему: садись, дескать, и ты.
Вот и Максу счастье подвалило. Правда, оно было омрачено одним обстоятельством — я сел рядом, на место пассажира. Ему довелось «срубить» один-единственный кружок, а я, как ни сдерживался, все же пару раз назидательно крикнул: осаживай! (Вообще-то дурной привычки давать под руку советы водителю у меня давно нет, а туг прорвало…)
Вскоре мы выяснили, что наш «шеф» никуда особо не торопился. Просто он по предыдущему опыту работы с журналистами наверняка знал, что им нужно вовремя сказать «хватит», пока те не начали входить в азарт.
Еще час мы занимались фотосъемкой, а затем, когда действительно пришло время возвращаться на завод, я, как сумел, попросил «шефа», чтобы он разрешил мне поехать в сторону завода не на нашей Альфе, а на Ferrari. Мне хотелось хоть немного «городских» впечатлений. Он согласился, но уж очень неохотно. (Потом я понял, в чем тут дело.)
Я порулил на завод. Все подтвердилось: Ferrari 456GTA — вполне мягкая, комфортная машина. Она терпима к дорожным неровностям, обеспечивает неплохую обзорность и уж конечно отличную «вписываемость» в транспортный поток по части разгонной и тормозной динамики. И вовсе не кажется огромной.
За это короткое время я не испытал никаких неудобств. Здесь, повторю, вполне ожидаемые реакции на действия рулем, педалями газа и тормоза. Никакого бешенства! Но еще раз подчеркну: все это я могу сказать лишь в отношении Ferrari 456GTA — «семейного» Ferrari, да еще с коробкой-автоматом.
А почему мне не хотели разрешать ездить по городу? Тут все просто. На самом деле, эта небольшая спортивно-испытательная трасса в Маранелло — самый безопасный вариант. Даже в случае грубой ошибки в выборе скорости и управлении ты вспашешь травяной лужок возле трассы и, если ход был велик, «прошуршишь» затем по толстому слою щебенки, которой щедро усыпана территория возле трассы. Пожалуй, здесь есть только два или три места, где можно вляпаться в отбойник.
Зато легко понять основные особенности управления машиной, жаль только, что разогнаться до «максималки» здесь негде. Может, оно и к лучшему.
А вот на дорогах общего пользования, да еще в таком спокойном городке, как Маранелло, каждая ошибка может обойтись ой как дорого! Потому-то наш «шеф» и был против моей поездки по городу.
Мы попрощались, уселись в наш «транспортный» автомобиль — Alfa Romeo Spider — и уже через несколько километров пришли к выводу, что Alfa по ощущениям даже более спортивна, чем Ferrari 456GTA. (О мощности двигателя мы, конечно, не говорим.) Вот если бы нам дали прохватить на F50 или хотя бы на F550 Maranello. Или, на худой конец, на 456GT с механической коробкой…
Но и то, что было, — здорово. Хотя мы не «наелись».
Говорят, чаще всего Ferrari можно встретить в Монако. И это понятно. Здесь любят кутить сильные мира сего. Но мы и на дорогах Италии за время своей поездки видели Ferrari раз десять. Почти всегда это было в городах. Машины степенно ехали в транспортном потоке, и их водители никакими действиями или жестами не подчеркивали своего превосходства. Зачем? Довольно и самого факта, что они ехали на Ferrari. Я видел, как на старте со светофора молоденькая девушка на стареньком фиате легко забралась перед огненным Ferrari 355 и «вела» эту машину вдоль всей улицы. Тогда подумалось, что люди, способные владеть Ferrari, обязаны быть сильными и сдержанными.
И только один раз, когда на Альфе мы со скоростью 200 км/ч неслись по автобану из Римини в сторону Модены, нас по левому ряду со свистом обогнали две алые машины. Мы поняли, что это — Ferrari. Но разобрать, какие это были модели, не успели. Они исчезли. И только звонкий голос их моторов еще минуту висел над магистралью. Затем стих и он. И нам вновь стало казаться, что скорость 200 км/ч — это тоже быстро…