Содержание статьи
В этой статье мы попытаемся оценить качества и основные потребительские свойства охранных сигнально-противоугонных устройств (говоря попросту — сигнализаций) для автомобилей.
Наша задача —предоставить читателям максимум информации, используя которую автовладелец мог бы самостоятельно выбрать тип охранного устройства, исходя из своих пожеланий и финансовых возможностей.
Отметим, что все выводы и заключения, приведенные в этой публикации, основаны на результатах лабораторных испытаний и независимых экспертных оценках специалистов Центра сертификации аппаратуры охранной и пожарной сигнализации Главного управления вневедомственной охраны МВД России (ЦСА ОПС ГУВО МВД РФ).
АССОРТИМЕНТ И МЕТОДИКА
Решив провести тестирование популярных автомобильных охранных систем, мы пошли по такому пути. Вооружились списком телефонов столичных установочных центров и стали терпеливо дозваниваться, предлагая этим фирмам принять участие в работе. Как и следовало ожидать, реакция была разной. Кто-то соглашался, другие — наотрез отказывались. Так что не спешите обвинять нас в отсутствии информации о сигнализациях таких популярных марок, как Clifford, Excalibur, Audiovox, Prestige, GT…
Итак, после многомесячных телефонных переговоров нам удалось собрать 27 образцов. Для начала их, естественно, надо было как-то систематизировать.
Уровень качества любого электронного охранного комплекса для автомобилей оценивается шестью основными показателями: функциональностью (способностью обеспечивать охранные, противоугонные, защитные, сигнальные и сервисные функции), электромагнитной совместимостью с другим автомобильным оборудованием, пожаробезопасностью, стойкостью к воздействиям внешней среды, надежностью элементной базы и степенью защиты от попыток нейтрализации.
Самым важным показателем является функциональность (именно им руководствуются большинство покупателей при выборе типа охранной сигнализации). Его-то мы и выбрали в качестве главного критерия. Все системы были сгруппированы по количеству охранных, противоугонных, защитных и сигнальных функций, которыми они обладают. В первой группе находятся устройства, имеющие семь таких функций, во второй — восемь, в третьей — девять и т. д.
СРАЗИМСЯ ФУНКЦИЯМИ?
Итак, начнем с разговора о функциональности. Все функции, которыми обладает та или иная автомобильная сигнализация, делятся на служебные и сервисные. Служебные — это охранная, противоугонная, защитная и сигнальная функции. Первая из них характеризует способность системы обнаруживать факт посягательства на автомобиль и реализуется с помощью разнообразных датчиков (специалисты их называют еще охранными извещателями). Таких устройств великое множество, и работают они на основе различных физических принципов.
Ультразвуковые извещатели (так называемые ультрасоники) оберегают внутреннее пространство салона, контактные и пьезоэлектрические следят за дверными и оконными проемами, а радиоволновые (радары) могут создавать охранную зону как внутри, так и снаружи автомобиля. Специалисты считают, что последний, внешний рубеж охраны очень важен.
Во-первых, можно реализовать режим предупреждения (при нахождении рядом с машиной посторонних система выдает несколько негромких сигналов и, если злоумышленники не одумаются и не отойдут, включает сирену). А во-вторых, внешняя охранная зона практически исключает возможность незаметно заложить под автомобиль взрывное устройство.
Надо учитывать, что в подавляющем большинстве случаев именно датчики оказываются причиной ложного срабатывания сигнализации (их помехоустойчивость отражена в первой таблице), поэтому при выборе типа системы нужно учитывать следующее. Самый нежный извещатель — ультрасоник.
Он очень восприимчив к конвективным потокам воздуха в салоне автомобиля, насекомым и температуре. Поэтому, если вы собираетесь эксплуатировать автомобиль в районах с сильными перепадами дневных и ночных температур и решили укомплектовать охранную систему объемным извещателем, отдайте предпочтение радиоволновому. Радар обойдется на 7—10 долларов дороже, однако обеспечит более стабильную работу.
Кроме того, с его помощью вы сможете создать внешний рубеж охраны. Учтите только, что реализовать все преимущества радиоволновых датчиков можно лишь при правильном выборе места их установки и тщательнейшей настройке. Сделать это смогут только профессионалы, поэтому не экономьте деньги и обращайтесь в авторизованные установочные центры. Квалификация установщиков, кстати говоря, должна быть в обязательном порядке подтверждена сертификатом Госстандарта России.
Интересно, что большинство американских фирм (Code Alarm, Enforcer, Python) давно перешли на применение радаров, а вот итальянцы зачастую комплектуют свои системы ультрасониками, что в общем-то вполне оправдано для рынков стран со стабильным теплым климатом.
Очень капризными бывают и шок-сенсоры. Чувствительность ударных извещателей зависит и от регулировки, и от места монтажа. Если есть возможность, выбирайте так называемый двухуровневый шок-сенсор: при несильных ударных воздействиях он даст команду на подачу короткого звукового сигнала, но активирует режим тревоги лишь при серьезных возмущениях.
Заканчивая разговор о датчиках, упомянем оригинальную разработку итальянской фирмы Autoteknika, которая используется в составе охранного комплекса Spy Ball P-K720. Этот извещатель абсолютно устойчив к ударным нагрузкам, но безошибочно отслеживает попытки смещения или поддомкрачивания автомобиля. Тем, кто не хочет, чтобы его автомобиль вопил от удара детскою мяча или визита кошки, но реагировал на действительно угрожающие толчки, следует обратить на него внимание.
Вторая функция охранной системы — противоугонная. Ее задача максимально увеличить трудоемкость угона, создать для угонщика как можно больше проблем. Практика показывает, что «криминальная стойкость» системы находится в прямой зависимости от количества цепей, которые она блокирует (цепи зажигания, стартера, магистраль подачи топлива, контроллер впрыска, бортовой компьютер и т. д.).
Имейте только в виду, что если вы приобретаете противоугонную систему, которая способна блокировать, скажем, семь или десять электроцепей, то ставить ее на отечественный автомобиль нецелесообразно — ведь из десятка блокировок вы в лучшем случае задействуете треть, больше блокировать будет просто нечего.
Защитная функция автомобильной сигнализации характеризует ее способность сопротивляться так называемому интеллектуальному угону — попыткам подбора ключевой кодовой комбинации с помощью средств сканирования и радиоперехвата.
Сигнальная функция — это функция оповещения. Очень хорошо, если сирена выбранной вами сигнализации будет программируемой: «сочинив» собственную «мелодию», вы безошибочно определите тревожный клич своею авто. Полезным окажется и выход на дистанционный оповещатель -пейджер. Этими устройствами комплектуются большинство систем, однако мы отметим Excellent 02.04: пейджер этой охранной сигнализации снабжен обратной связью, и владелец может контролировать зону приема. Очень полезная вещь!
Сервисные функции автосигнализаций заключаются в возможности дистанционного запуска двигателя (реализуется только на автомобилях с автоматическими трансмиссиями), отключения шок-сенсора и объемного датчика (удобно, если в машине остались дети или животные), управления дверными замками и стеклоподъемниками.
Специально для сервиса во многих системах предусмотрен даже дополнительный канал радиоуправления.
Вышел из машины, нажал кнопку — закрылись двери и поднялись стекла. Удобно? Бесспорно. Однако прежде чем покупать напичканную сервисом систему, определитесь, на что вы в первую очередь готовы раскошелиться — на охрану или на сервис?
Ведь далеко не каждая дорогая сигнализация обеспечивает высокий уровень защиты! Так что посмотрите в таблицу и обратите внимание, какой процент от общего числа функций у выбранной вами системы составляют сервисные. Еще остановите взгляд на графе «Средняя стоимость функции». Ее мы вычисляли как величину, полученную от деления розничной цены сигнализации на общее количество функций.
Если вы покупаете сигнализацию, средняя стоимость функции у которой превышает 8 долларов, не постесняйтесь поинтересоваться у продавца, за что вы платите дополнительные деньги. И, завершая разговор о финансовой стороне вопроса, отметим, что оптимальные затраты на охранные устройства в большинстве случаев не должны превышать 3% от цены автомобиля.
НА ПРОСТОРАХ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ
По информации от специалистов http://www.audi-petrogradsky.ru/, электромагнитная совместимость автомобильной сигнализации заключается в ее способности надежно функционировать в условиях воздействия электромагнитных помех. А подобных «прелестей» в автомобиле более чем достаточно.
Во-первых, на кузов действуют электромагнитные поля, создаваемые радио- и телевизионными передатчиками, линиями электропередач и системами радиосвязи.
Во-вторых, сама машина является источником целой гаммы помех: искрящие щетки генератора, плохие разъемы в проводке, замыкания кабелей на «массу»… Но и это не все. Сварные швы вокруг капота и багажника в определенных условиях могут работать как щелевые антенны с различными резонансными частотами, а рулевое колесо, которое является замкнутым стальным контуром, действует иногда (кто бы мог подумать!) в качестве магнитного диполя. А статическое электричество?
Вас когда-нибудь «било током», когда вы закрывали дверь автомобиля? Значит, вы накопили электростатический заряд. Его величина зависит от многих факторов, в число которых входят температура и влажность окружающего воздуха, материал тканей обивки и одежды. В экспериментах с моделью человеческого тела эквивалентной емкостью в 300 пФ и сопротивлением 150 Ом нам удавалось получать статические заряды, когда напряжение достигало 25 кВ! Как это перенесет охранная электроника?
Эксперименты по электромагнитной совместимости мы проводили с использованием профессионального оборудования: специальных камер, электростатического пистолета-разрядника, так называемых емкостных клещей (в них укладывается жгут электропроводки) и имитатора помех в бортовой сети автомобиля — прибора, моделирующего такие «сюрпризы», как завышенное напряжение от генератора, его скачки, прерывание и многое другое. В это трудно поверить, но из 27 систем только четыре (Python-80, Python-100, Viper Code Plus и Excellent 02.04) продемонстрировали устойчивость ко всем, предусмотренным ГОСТом, видам помех. А что остальные?
Находясь в режиме охраны, ложный сигнал тревоги при воздействии электромагнитного поля выдают все три системы Enforcer — причиной служит слабая помехоустойчивость шок-сенсора. Аналогичная «болезнь» наблюдается и у сигнализаций Sikura А10, MCA 052.1, Spy Ball SP-K720, Avistar Mark 3, Crime Stopper HP-9620, Red Star 965.
Эксперименты показали, что некоторые охранные системы особенно плохо реагируют на помехи, будучи снятыми с режима охраны и самопроизвольно активируют функцию защиты от ограбления (Anti-Hijack). Так, очень восприимчивы к помехам в бортовой сети, возникающим в случае внутреннего размыкания цепи аккумуляторной батареи, коррозии (окисления, сульфатации) одной из клемм или плохого контакта на них, а также при обрыве ремня привода генератора, оказались Champion Mark 3, Code Alarm PVS-3, Code Alarm Pro-3000, Code Alarm Elite-6000, Sikura All RU, Sirio 777 Top 11 S.C.
При отключении электроприводов вентилятора системы охлаждения, стеклоочистителей, стеклоподъемников и т. д. сбоила система Laser Line 996.
И, наконец, две системы (Laser Line 996 и Gemini Aquila) показали болезненную реакцию на прерывание электромагнитного поля генератора при выключении двигателя автомобиля.
По совокупности отказов при воздействии электромагнитных помех на твердом «первом» месте стоит Laser Line 996.
ФИНИШ ПЕРВОГО ЭТАПА
Сегодня мы рассказали об оценке отобранных нами сигнализаций по двум самым важным показателям качества — функциональности и устойчивости к воздействию электромагнитных помех. С учетом полученных результатов, а также цены системы мы подвели итоги «промежуточного финиша», определив победителя в каждой группе и сведя результат тестирования в рейтинговую таблицу. В ней же указаны фирмы, занимающиеся продажей данных систем.
В следующих публикациях мы продолжим начатый разговор и окончательно расставим акценты. Речь пойдет о пожаробезопасности, устойчивости к климатическим воздействиям и надежности элементной базы. Кроме того, мы обязательно опубликуем результаты специальных исследований, связанных с защищенностью сигнализаций от попыток «интеллектуального взлома» с помощью сканирующих устройств и средств подбора или радиоперехвата кода.