Три зала выставки MIMS отданные под запчасти и аксессуары, были битком набиты всякой всячиной. И, право, стоило кружить по окрестным улочкам в поисках места для парковки машины, чтобы взглянуть потом на стенды с железками.
Кто громче? Sony, Pioneer, Alpine, Clarion, Blaupunkt словно старались перекричать друг друга! Со стендов и из «заряженных» аудиоаппаратурой автомобилей гремела самая разнообразная музыка. Вместе с периодическим ревом сирен многочисленных автосигнализаций все это сливалось в пульсирующий звук, столь характерный для выставок. Ощущение праздника и легкой суматохи…
По части оформления стендов пальму первенства держали «шинники» — Continental, Dunlop, Bridgestone, Goodyear. Российские дистрибьюторы крупнейших фирм не скупились на оплату стендовой площади. Вообще шин на выставке было много — импортных и отечественных, зимних и всесезонных, низкопрофильных и внедорожных, шипованных и сликов. Были даже такие экзотические, как словацкие мотоциклетные шины SAVA и отечественные колеса для авиации и большегрузного транспорта.
Масел такое же изобилие. Компания Mobil отгрохала себе двухэтажный стенд, выставив в качестве шоу-стоп пера болид McLaren Mercedes. Молодцы: и свое спонсорство подчеркнули, и качество масел, и любителей Формулы-1 порадовали.
Остальные «масляные» фирмы выступили скромней, зато были представлены не столь известные у нас Quaker State, Unocal 76 и Teboil. Кстати, некоторые производители масел были представлены российскими дилерами, и этим частично объяснялась скромность экспозиции.
Но были и иные варианты — когда один и тот же продукт выставляла и сама фирма, и многочисленные дилеры. Причем первая была заинтересована исключительно в развитии дилерской сети, а жаждущих приобрести товары в розницу или мелким оптом отправляла на соседние стенды. Примеров тому множество, и в самых различных областях. Свечи, фильтры и щетки Champion, ремни Gates, амортизаторы Sachs и Boge, шарниры равных угловых скоростей GLO, подшипники SKF, детали двигателя АЕ Goetze — все эти фирмы приехали в Москву, чтобы найти новых дилеров, и их стенды соседствовали с похожими на магазинные полками российских фирм, уже торгующих этими товарами.
Хорошим примером проникновения на рынок служит немецкая фирма Goetze — один из мировых лидеров по производству поршневых колец и других деталей двигателя. Не так давно она объединилась с известнейшей английской «поршневой» фирмой АЕ и вошла в состав всемирной промышленной группы T&N, так что называется она теперь АЕ Goetze. Ярко-желтые упаковки ремонтных поршневых колец, маслосъемных колпачков и прокладок уже примелькались в автомагазинах, и на выставке они украшали сразу несколько стендов московских мелкооптоворозничных фирм. А на стенде самой АЕ Goetze люди были озабочены глобальными проблемами — как наладить производство поршней, колец, вкладышей, колпачков в России. Вообще-то у Goetze большой опыт поставок и наладки оборудования по изготовлению поршневых колец — и ВАЗ, и Ярославский моторный завод, и Мичуринский работают на оборудовании Goetze. Но станки стареют, требования к деталям двигателя ужесточаются, а заказов на оборудование немцы так и не видят. И очень этому удивляются.
Зато продавцам Goetze это на руку, и не только российским. На выставку приехала финская оптовая фирма Koivunen, торгующая по системе заказов в Скандинавии и в Восточной Европе. Среди массы предлагаемых запчастей (амортизаторы Kayaba, ШРУСы GLO, ремни Pirelli, сцепления Boig & Beck, тормоза АТЕ) есть и продукция АЕ Goetze. Странно, что поршень, изготовленный в Англии, попадает сначала в Финляндию и только оттуда к нам. Но многим российским магазинам это удобно, ведь Koivunen свел запчасти из многих стран мира в свои каталоги. Магазин лишь принимает заказы на самые разные запчасти, отправляет их в Финляндию и через некоторое время получает все это в одном контейнере. Причем цены на эти «породистые» запчасти могут быть не выше, чем при работе напрямую, поскольку крупный оптовик покупает все дешевле.
Koivunen начал работать с Карелией, потом с Санкт-Петербургом (туда грузовики с запчастями идут потоком), теперь несколько точек есть в Москве, а после выставки их число наверняка увеличится.
Еще одна финская фирма, Biltema, тоже появилась на Московском мотор-шоу. Она торгует запчастями, аксессуарами и инструментом по принципу посылторга: выбираешь товар по каталогу, оплачиваешь, а потом получаешь посылку с амортизаторами, гаечными ключами, чехлами сидений, дополнительными фарами… Сделаны все эти товары могут быть где угодно, но обязательно несут марку Biltema.
Теперь поговорим об амортизаторах.
Два огромных стенда зазывали посетителей узнать побольше о новых амортизаторах Monroe Sensa-Trac. И, конечно же, купить — продажи новой модели только-только начались в России. Мы тоже возьмем этот дебют на заметку и постараемся до холодов испытать Sensa-Trac на Самаре и сравнить их с предшественниками Monroe Gas-Matic.
Другая премьера, возможно, осталась незамеченной большинством посетителей. Среди шума, блеска и разнообразия сложно было обратить внимание на несколько невзрачных амортизаторов, скромно примостившихся в уголке стенда корпорации ITT Automotive. Bilstein! Если это слово вам ничего не говорит, значит, вы не любите автоспорт. Эта немецкая фирма прославилась однотрубными амортизаторами высокого давления для ралли, кросса, кольцевых гонок, многодневных рейдов. Bilstein был первым производителем амортизаторов, купившим лицензию у Де Карбона, и долгое время оставался основным поставщиком «однотрубников» на конвейер Mercedes-Benz. И вот теперь Bilstein наконец-то появился в Москве и будет продавать здесь амортизаторы — в том числе и «однотрубники» серии Sport для Самары.
Надо сказать, что на выставке случались не только премьеры, но и открытия. Воздушные фильтры K&N, Англия. Слыхали? Нет? Вот и мы раньше не встречались с тем, что установкой всего лишь другого воздушного фильтра можно поднять мощность на 5 л. с., понизить расход топлива, улучшить показатели токсичности отработавших газов и при этом сохранить ресурс мотора на прежнем уровне. А ресурс самого фильтра, ни много ни мало, миллион миль! Более полугора миллионов километров! Шарлатанство? Возможно. Но как тогда фирме K&N удалось стать официальным поставщиком фильтров для производства автомобилей Rolls-Royce, Aston Martin, Jaguar, McLaren, AMG? Любопытно…
С воздушными фильтрами была связана еще одна премьера — но, скорее, из ряда курьезов. Вообще, на выставочное поле фильтрации вышли все сильные игроки — MANN, Champion, Bosch, AC Delco. И все гиганты упоминали про свои новинки — сменные фильтрующие элементы для поступающего в салон воздуха. Спору нет, дышать с ними легко и приятно, но вот вопрос: сколько у нас машин, оборудованных этими фильтрами? Хотя приятно, что в Россию выставлять везут то же, что и в Европу…
* * *
Закончилась выставка MIMS, разбираются стенды, ведется счет проданным экспонатам и заключенным контрактам. Будем надеяться, что все это было не зря, что сделан еще один шаг на пути построения цивилизованного рынка запчастей хорошего качества.