Название этого автобусика, NECAR, расшифровывается как New Electric Саг — «новый электромобиль». Его прародителем стал, несомненно, Mercedes V-класса, но… для чего машине такая высокая крыша?
Оказывается, в ней расположены два углепластиковых баллона, в каждом из которых хранится 140 л водорода под давлением 250 атм. А весь багажник занимает так называемый топливный элемент, который состоит из трехсот ячеек, вырабатывающих электричество.
Вот как устроена такая ячейка. Основой биполярного «бутерброда» служит пластина электролита — фольга, проводящая протоны. Ее покрывают тонким слоем платины (она служит катализатором) и наносят электроды из графита.
В биполярных графитовых пластинах сверлят маленькие отверстия, куда проникают, с одной стороны ячейки, водород, а с другой — сжатый с помощью компрессора воздух. В результате такой «бутерброд» вырабатывает напряжение 0,6 В, а триста «бутербродов» вместе — от 180 до 280 В. Дальше — дело техники: под капотом стоит асинхронный электромотор, который развивает 45 л. с.
Мы не упомянули о массе других нововведений: электроника в приводе рулевого управления, специальная двухдиапазонная КПП… И все это хозяйство, упакованное в элегантный кузов, с достоинством катится по мостовой — причем едва слышно.
На первый взгляд — сложно и дорого. Но конструкторы не теряют оптимизма, поскольку уверены в неоспоримых преимуществах своего детища.
Преимущество первое: выхлоп. Его попросту нет: под выхлопной трубой можно запросто дышать озоном… Кстати, еще в 1972 году General Motors провел эксперимент и выяснил, что выхлоп автомобиля, работающего на водороде, чище, чем окружающий воздух! Да и топливо не токсично — а в будущем Mercedes планирует вырабатывать водород из метилового спирта (метанола), и, таким образом, избавиться от баллонов на крыше.
Преимущество второе: высокий кпд. Все двигатели внутреннего сгорания неизбежно теряют немалую часть энергии в процессе сгорания топлива. Теряют энергию и аккумуляторы электромобилей: батарея вырабатывает ток даже тогда, когда автомобиль стоит. А ячейки «водородомобиля» работают только в движении!
И, наконец, третье преимущество: дальность хода. Радиус действия водородного транспорта в несколько раз превышает радиус действия электромобилей; а когда водород начнут вырабатывать из метанола, дальность хода станет такой же, как у обычных машин — бензиновых и дизельных.
На одной заправке NECAR может проехать 250 км, развивая максимальную скорость 110 км/ч. И здесь водородный транспорт выигрывает у электромобилей: «электрический» аналог на данном шасси развивал бы не более 90 км/ч.
Осталось добавить, что цифра II в индексе появилась неспроста: первый NECAR был построен в 1994 году тогда же была издана на базе фургона, а его топливные элементы были громоздкими и тяжелыми.
NECAR II, о котором мы только что рассказали, займет достойное место на подиуме Ганноверского шоу грузовиков и автобусов, а конструкторы уже работают над следующей ступенью проекта — NECAR III. По их данным, при нынешнем темпе развития науки эту идею удастся реализовать лет через пятнадцать…