Pirelli с берегов Босфора«Куда летите?» — симпатичная девушка в погонах прапорщика пограничных войск пронзила меня ледяным взглядом.
(Глядя в такие глаза, я всегда вспоминаю рентгеновский аппарат.)
— В Турцию.
— Цель поездки?
— Командировка.
Странно улыбнувшись блондинка в зеленом кителе написала на корешке посадочного талона слово «туризм» и открыв барьер, пропустила меня в свободную зону московского аэропорта Шереметьево-2.
Что ж, туризм так туризм: объяснять ей, что кроме восточных базаров, мечетей, Мраморного моря в Турции есть еще и суперсовременный шинный завод итальянской фирмы Pirelli, я не стал.
Наверно потому, что сам узнал об этом недавно.

MADE IN TURKEY

Предприятие под названием Turk Pirelli Lastikleri A.S. было образовано в 1960 году. До этого времени шинной промышленности в Турции не было.

Центром национальной шинной индустрии стал расположенный в азиатской части страны город Измит: первую шину здесь сварили в 1963 году. Надо сказать, что вплоть до 1994 года завод в Измите был довольно скромным предприятием и не отличался гигантской программой выпуска (самое могучее производство Pirelli расположено в Бразилии). То, что случилось потом, здесь называют культурной революцией на производстве.

Революцию «внесли на штыках» японцы: национальный институт JIPM (Japan Institute of Plant Maintenance) внедрил на заводе в Измите уникальную систему управления производственным процессом — TPM (Total Production Maintenance). Комплекс TPM представляет собой гигантскую технологическую пирамиду, управляющую абсолютно всеми стадиями производства. Благодаря оптимизации каждого из этапов технологической цепочки, система ТРМ позволила на 20—25% снизить производственные затраты, на 30% — затраты на обслуживание оборудования и на 90% (!) — отходы.

Когда подвели первые итоги, оказалось, что с момента внедрения японского новшества пресловутая рентабельность производства возросла в четыре раза. Не обошлось и без идеологической обработки. Японцы, например, не только научили людей совершенно иначе относиться к своим обязанностям, но и разработали очень интересный алгоритм обучения младшего производственного звена. На тех участках, где не требуется квалифицированный труд, рабочие используют, цветные «шпаргалки». На компрессорной станции, к примеру, они висят на вентилях и заслонках: зеленая бирка означает, что вентиль должен быть нормально открытым, красная — закрытым, а задействовать устройства, помеченные желтым, следует лишь в тех ситуациях, когда стрелка соответствующего манометра отклонится из зеленой зоны. Как утверждают специалисты по обучению персонала, обучить человека по такой методике можно не более чем за два часа.

Шинный завод Pirelli в Измите работает в три смены, 340 дней в году и, благодаря непрерывному производству, ежедневно отправляет на склад 10200 шин. Надо сказать, что и итальянцы очень гордятся своими предприятием в Измите и всегда болезненно реагируют, если надпись «Made in Turkey» вызывает у клиентов чувство недоверия.

Культура прозводства здесь достойная, везде чисто, и большинство операций полностью автоматизированы. Быть может оттого, что мне и ранее удалось побывать на аналогичных предприятиях, наповал это не сразило. А самое яркое впечатление несколько иного плана… Вы можете представить себе шинный завод, между цехами которого пасутся кролики? Самые обыкновенные кролики — белые, серые, разноцветные.

AQUACHRONO: КОНСТРУКЦИЯ И НАЗНАЧЕНИЕ

Pirelli с берегов БосфораНе успела отгреметь презентация элитной шины Pirelli Р7000, как итальянцы представили на суд журналистов свой очередной продукт. В этот раз речь пойдет о шинах, так сказать, приземленных: новинка называется Pirelli Р200 Aquachrono и ориентирована на самую широкую гамму легковых автомобилей, условно обозначаемую термином passenger cars.

Pirelli Р200 Aquachrono имеет скоростной индекс Т (до 190 км/ч) и маркировку M+S, недвусмысленно намекающую на универсальность применения. Как утверждают итальянцы, количество типоразмеров новинки разрабатывалось так, чтобы перекрыть не менее 80% потребности аналогичного продукта в рамках европейского рынка. Расчет прост: из-за отсутствия ярко выраженной сезонной смены климата, в большинстве европейских стран будут пользоваться успехом именно хорошие всесезон-ные шины.

«Классная покрышка!» — восторженно произнес один из российских дилеров Pirelli, увидев Aquachrono на стенде. На мой вопрос, каким образом он пришел к такому выводу, бизнесмен сразил меня убойным ответом: «Рисунок бросается в глаза, ее брать хорошо будут!» Действительно, протектор у нового итальянского колеса примечательный. Прежде всего стоит сказать, что он «нереверсивный»: направление вращения указано стрелкой на боковине. На две одинаковые половинки протектор разделяет глубокая и широкая водоотводная канавка. Этот элемент рисунка предназначен для борьбы с аквапланированием при движении по прямой. На шинах самых скромных размерностей такой канавки нет — ее заменяют два узких параллельных «ручья». Водоотвод из пятна контакта в поворотах обеспечивается с помощью дополнительных продольных и диагональных канавок, отделенных от центральной канавки скошенными сегментами-зубьями.

В отличие от шин предыдущего поколения, Р200 Aquachrono имеет более глубокий рисунок протектора, и дополнительные полмиллиметра глубины обеспечивают шине стабильность свойств на протяжении более длительного пробега.

БОРЬБА НА РАВНЫХ?

Как устраиваются шинные презентации? С одной стороны, журналистам обязательно нужно продемонстрировать преимущества шины перед аналогичными продуктами конкурентов. Сделать это лучше всего с помощью сравнительного теста. Но… Во-первых, по законам некоторых стран при такого рода сравнениях обязательно присутствие представителей конкурентов, а во-вторых, надо быть на все сто процентов уверенным в преимуществах своей продукции.

С другой стороны (и производители-шинники это прекрасно понимают), различия между шинами схожего назначения, но изготовленных разными фирмами, проявляются, подчас, в таких нюансах, выявить которые могут лишь профессиональные испытатели. Наверное, именно по этим причинам кто-то ограничивается теорией и видеофильмами, а кто-то устраивает бесшабашные «покатушки» на специальных трассах: вы мол, резвитесь, а что и как обстоит на самом деле, прочтете в пресс-релизах.

Что касается фирмы Pirelli, то показ своей новой разработки Р200 Aquachrono она провела очень нетрадиционно и даже смело.

Pirelli с берегов БосфораДемонстрационные заезды проходили на взлетной полосе частного аэродрома в окрестностях Стамбула. На участке бетонки расставили разметочные конусы, а напротив одного из прямолинейных отрезков установили садовый душ, разбрызгивающий воду. Получилось замкнутое кольцо длиной около полукилометра со «змейкой» и набором самых разнообразных поворотов.

Роль подопытных автомобилей-агрегатоносителей в этот раз исполняли Renault 19 и Ford Escort. Решив воспользоваться организационной паузой, подхожу к одной из машин, достаю из кофра фотокамеру, навожу объектив на вывернутое колесо… Но что это? На боковине покрышки надпись Goodyear! Бросаю взгляд на протектор: да это же Aquatred! Ничего не понимая, принимаюсь рассматривать следующий автомобиль — Michelin МХТЕ! Неужели…

Мои догадки подтвердились спустя несколько минут — итальянцы и в самом деле задумали сравнительный тест!

Тут я вынужден прерваться и внести ясность в суть этого смелого мероприятия. Дело в том, что за несколько месяцев до официальной презентации покрышки Pirelli Р200 Aquachrono авторитетный итальянский автомобильный журнал Quattroruote провел сравнительные испытания восьми шин одинаковой размерности: Continental СТ22, Continental EcoContact, Goodyear GT2, Goodyear Aquatred, Michelin Energy (MXT), Uniroyal Rally 580, Pirelli P2000 и Pirelli P200 Aquachrono. По результатам этого тестирования лучшими шинами оказались Pirelli Р200 Aquachrono. Чрезвычайно довольные результатом итальянцы, очевидно, решили повторить эксперимент перед журналистами. Что ж, интересно. А вот и тест-пилоты: журналистам торжественно представили двукратного чемпиона мира по авторалли и пилота команды Subaru 555 Микки Бьязиона и двух испытателей фирмы Pirelli. Каждому из присутствующих предлагалось трижды проехать по трассе в качестве пассажира и попытаться сформировать свои впечатления о каждом виде шин.

Понаблюдав за первыми заездами, лихорадочно пытаюсь навести порядок в собственных мыслях. Если речь идет о сравнительных испытаниях, то почему в тесте участвуют разные водители? Странно. Быть может, надо прокатиться — и все станет ясно?

Pirelli с берегов Босфора«Первый раз мы проедем спокойно, и я покажу вам что и как мы будем здесь вытворять», — Микки Бьязион пунктуально «прописал» тестовый участок и, убедившись, что ребята из России вошли в курс дела, попросил пристегнуться. Буду, думаю, наблюдать за ногами: обняв подголовник кресла переднего пассажира, сажусь «враспор». Разгон до третьей передачи, быстрое переключение вниз, заход на кривую и, предугадывая неизбежное выскальзывание передней оси автомобиля наружу поворота, водитель начинает подтормаживать левой ногой, добиваясь одновременного скольжения всех четырех колес.

Не смею упрекать великого гонщика (такой способ прохождения поворотов для него — в порядке вещей), но в случае, свидетелем которого был я, нейтральный характер поведения машины в повороте в немалой степени определялся специальными способами управления. «No power…», — пожаловавшись на моторчик Renault, Бьязион перекладывает несчастный автомобиль в следующий вираж и повторяет прием. А вот и «мокрая» змейка. Каким-то непонятным чутьем определив оптимальную траекторию и используя легкое скольжение, водитель в буквальном смысле слова «облизал» расставленные конусы, выскочил на прямую, красиво прошел пологий поворот и остановился у стартовой линии. А потом… Потом были другие шины и другой водитель. Как бы досадно это не было, но рассказывать о личных впечатлениях никакого смысла нет: другой человек ехал совершенно по-другому — не лучше и не хуже, а просто по-другому, используя более традиционные способы управления автомобилем.

Если честно, то я немного расстроился и пообещал себе, что как только в Москве появятся первые образцы Aquachrono, мы обязательно проведем их сравнительный тест с шинами Goodyear и Michelin. Причем вовсе не для того, чтобы проверить выводы коллег из Quattroruote, а так — для себя, чтобы разобраться.