Содержание статьи
Когда же мы в последний раз ездили на американских внедорожниках? Даст Бог памяти, уж года три минуло. Соскучились… И вот в наших руках оказались сразу три автомобиля-одноклассника, представляющие Большую тройку США — Ford, General Motors и Chrysler — обновленный Ford Explorer; новый Chevrolet Blazer и хорошо уже знакомый Jeep Grand Cherokee в «умеренной» версии Laredo. Это —машины, в идеологию которых создателями заложен универсализм: они должны использоваться и в городе, и на шоссе, и на бездорожье и всюду быть на высоте.
Ну, а мы попробуем измерить эту высоту.
Знакомимся с нашими подопечными.
Новый Ford Explorer и Chevrolet Blazer роднят меж собой рамная конструкция кузова и схема трансмиссии с подключаемым приводом на передние колеса. Jeep Grand Cherokee отличает несущий кузов и постоянный полный привод. У всех автомобилей — шестицилиндровые моторы, но Jeep и Ford объединяет одинаковый рабочий объем (4 литра), а Blazer имеет 4,3-литровый двигатель. И, конечно, как и подобает «американцам», все машины снабжены автоматическими коробками передач.
LETS HAVE A LOOK…
Описывать внешность Jeep Grand Cherokee не имеет смысла — настолько она всем знакома. Скажем лишь, что, несмотря на уже немалый возраст этой модели, Grand Cherokee вовсе не выглядит старомодным.
Chevrolet Blazer. Плавные линии, аккуратные обводы кузовных панелей. Все строго и элегантно. Но зацепиться глазом не за что, какой-то обычный «городской» внедорожник.
Погрузить вещи в багажное отделение Chevrolet можно двумя способами. Во-первых, открыть заднее стекло и перебросить легкую поклажу через борт, а во-вторых, откинуть этот борт, как на грузовике. Это решение спорное, так как дотянуться вглубь багажника невозможно, и тогда приходится забираться на этот самый борт. Кстати, полноразмерное запасное колесо покоится под днищем багажника, и извлечь его оттуда можно лишь при помощи специального ключа-воротка.
Ford Explorer в профиль похож на Blazer, близки они и по площади остекления салона. Но Ford все же имеет более агрессивную да и более современную внешность. Большие фары головного освещения сложной формы обрамляют хищную пасть воздухозаборника, разделенную на крупные ячейки четырьмя перепонками. В том же стиле и бампер — с длинными продольными прорезями.
Подойдя сзади, обнаруживаем удобную рукоятку отпирания задней двери, унаследованную от старой модели Explorer. Повернул ее в одну сторону — открылось вверх стекло, повернул в другую — и поднял всю дверь. Запасное колесо крепится так же, как и на Chevrolet — под полом багажника.
SIT DOWN, PLEASE
Наш Grand Cherokee Laredo весьма скромен. Матерчатая обивка сидений и минимальный набор регулировок передних сидений (изменяются только продольное положение и угол наклона спинки).
Подобрав оптимальное положение водительского сиденья, настраиваем по высоте руль и попутно отмечаем, что диапазон этой регулировки удовлетворит любого. «Баранка» кажется великоватой, но для внедорожника, пожалуй, в самый раз. К тому же она не перекрывает сильно растянутые на панели приборы: спидометр, тахометр и четыре указателя. Впрочем, в движении беглого взгляда на эти шкалы вряд ли хватит для считывания информации — приборы разнесены уж слишком далеко друг от друга.
Селектор переключения режимов работы «автомата» расположен по-европейски, внизу на тоннеле пола. Рядом с ним — удобная рукоятка управления раздаточной коробкой с тремя положениями: Hi, N и Lo. Все ясно. Добавим лишь, что при включении понижающего ряда (Lo) одновременно происходит блокировка межосевого дифференциала.
Пересаживаемся в Chevrolet Blazer. Сиденья имеют матерчатую обивку и, что называется, диванную форму: они мягкие, широкие, но не обеспечивают оптимальной боковой поддержки. Зато регулировок у водительского кресла восемь — шесть электрических и две механические! Можно и поднять все сиденье, и наклонить подушку, и подрегулировать поясничный подпор.
На щитке приборов — уже знакомый набор: спидометр, тахометр, указатели уровня топлива, температуры охлаждающей жидкости, давления масла и вольтметр. Все указатели оцифрованы, кроме — вот досада! — топливомера.
Селектор КПП — справа на рулевой колонке. Манипулировать им неудобно: малый ход между положениями и необходимость прилагать приличные усилия частенько заставляют водителя ошибаться при выборе режима. Зато с управлением «раздатки» никаких проблем. На передней панели три клавиши — 2Hi, 4Hi, Lo. Причем включать и выключать полный привод можно в движении, а понижающую передачу — на месте или на малом ходу (до 5 км/ч) и только на «нейтрали».
А в целом передняя панель автомобиля выглядит традиционно и даже старомодно. Прямые углы и простенькие тумблеры с невнятной символикой словно перекочевали из далеких семидесятых. С управлением микроклиматом и вовсе проблема: одной вращающейся рукояткой с восемью положениями выбирается и режим работы кондиционера, и направления потоков воздуха в салоне, и режим рециркуляции. Ну очень невнятно!
Зато с наличием мест для мелких вещей пассажирам Chevrolet Blazer явно повезло. Вдобавок к «бардачку» и контейнеру между передними сиденьями, есть карманы во всех четырех дверях, подстаканники, а на потолочной консоли еще и специальные отсеки для очков и пульта дистанционного управления воротами гаража. На ней же расположены лампы индивидуальной подсветки и электронный компас-термометр. Неплохой наборчик!
А чем нас порадует салон третьего участника теста? Ford Explorer щегольнул светлой кожаной обивкой сидений и аж девятью регулировками водительского кресла — семью электрическими и двумя механическими!
Сиденье очень удобное, главным образом, благодаря возможности регулировать не только положение подушки и спинки, но и изменять форму подушки.
Руль слегка смещен влево относительно оси симметрии сиденья, правда, это никаких проблем не вызывало. Конечно, рулевая колонка настраивается по высоте и здесь.
Первый же взгляд на щиток приборов вызвал у нас возглас восторга. Это то, что надо! Тот же набор приборов и указателей, но они по-другому скомпонованы, имеют четкую и информативную символику. Исчезли ненужные цифры с указателей давления масла и температуры охлаждающей жидкости, а остались лишь красные да белые зоны.
Глядя на переднюю панель, чувствуешь себя словно в легковом автомобиле. Современные плавные обводы, красивый козырек. Дизайнеры-интерьерщики поработали на славу!
Вращающиеся рукоятки управления головным светом и микроклиматом удобны и снабжены хорошей символикой.
Электронное управление режимами раздаточной коробки осуществляется тоже вращающимся тумблером с тремя положениями: 2Hi, 4Hi-Auto и 4Lo. Селектор диапазонов «автомата», как и на Chevrolet, расположен справа на рулевой колонке. Отличие — лишь в присутствии маленькой кнопочки в торце рычага: ею включается повышающая передача («overdrive»).
А что в багажных отсеках? У всех трех автомобилей объем багажников вполне достаточен и, на глазок, примерно одинаков. Задние сиденья складываются — и целиком, и раздельно, в пропорции 2:1. Но Grand Cherokee здесь проигрывает конкурентам и по удобству складывания сидений, и по запасу пространства внутри: ведь в его багажнике — полноразмерная запаска!
Пора заводить моторы.
DRIVE!
В городском потоке Grand Cherokee и Explorer оказались очень похожими. Их шестицилиндровые моторы крутятся не очень резво, но зато уверенно, и ровный момент позволяет получить желаемую отдачу. Запаздывания «автомата» есть, но при спокойной езде не очень досаждают. А в режиме kick-down, когда педаль газа утоплена в пол, после секундной задержки включается передача пониже, и набор скорости происходит интенсивнее.
Chevrolet Blazer при городской езде отличается, причем как в лучшую, так и в худшую сторону. Что, так не бывает? Поясним. При спокойной размеренной езде тяжело управлять скоростью из-за больших запаздываний на действия педалью акселератора. Такое впечатление, что педаль газа соединена с системой впрыска топлива резинкой. Чтобы немного увеличить скорость, водитель плавно прибавляет газ, но реакции не чувствует. Тогда он машинально давит на педаль сильнее, и вот тут-то автомобиль буквально прыгает вперед — и… приходится тормозить.
В то же время, в режиме kick-down Blazer продемонстрировал неоспоримое преимущество. И дело здесь не только в большей мощности 4,3-литрового двигателя. Очень четкая работа автоматической коробки передач позволяет интенсивно разгоняться, причем без рывков в моменты переключения передач. А при совместном старте всех машин с места и разгоне до скорости 100км/ч Chevrolet легко отрывался от конкурентов метров на десять.
Езда по загородному шоссе подтвердила наши «городские» впечатления и позволила понять еще одну вещь: моменты переключения передач на разных машинах различны. Самой растянутой коробкой обладает Explorer, самые короткие передачи имеет Jeep. На практике это проявляется так. «Автомат» Grand Cherokee при скорости 100 км/ч не реагирует на режим kick-down «подтыканием» второй передачи, потому что ее «потолок» — 105 км/ч! Те же действия заставят Ford Explorer интенсивно набирать скорость — ведь на нем вторая «крутится» до 127 км/ч (по спидометру). Chevrolet в этом смысле оказался где-то посередине между этими крайними положениями. Но ему легче — мотор ведь помощнее…
Тормоза на автомобилях — под стать разгонной динамике, но одинаковыми их назвать нельзя. Лучшими тормозами, по-нашему мнению, обладает Ford Explorer. Высокая эффективность, хорошее реактивное действие на педали, позднее и совершенно не мешающее и не пугающее водителя включение АБС. И при этом — никаких резких толчков на педали и неприятного зуммера под капотом.
Антиблокировочные системы на Blazer и Cherokee не столь дружелюбны. При рабочих торможениях на Chevrolet мешает большое усилие на педали — давишь, давишь, а замедление не растет. A Jeep впадает в другую крайность — здесь малое усилие на педали тормоза и, как следствие, низкая информативность привода.
По управляемости явного лидера в нашей «тройке» мы не нашли.
Grand Cherokee при городской езде в штатных режимах имеет два заметных недостатка — это низкая чувствительность автомобиля к поворотам руля й отсутствие на руле информативного реактивного действия. То есть, чтобы объехать неожиданно возникшее препятствие, необходимо поворачивать руль на заведомо больший угол. А водитель при этом получает информацию об угле поворота управляемых колес не по нарастанию усилия на руле, а только по изменению направления движения машины. Хорошо еще, что запаздывания при этом находятся на приемлемом уровне.
Быстрое движение по трассе с такой характеристикой рулевого управления тоже не доставило большого удовольствия. Отклонения машины от траектории нужно корректировать очень внимательно. На скоростях 100—120 км/ч на неровной дороге Jeep начинает немного «плавать». И лишь низкая чувствительность спасает водителя от судорожных подруливаний.
Зато при спортивной езде по извилистой трассе Grand Cherokee вырывается в лидеры. В предельных режимах автомобиль четко следует по траектории, без излишних кренов, плавно и однозначно реагирует на повороты руля и изменение подачи топлива, а его почти нейтральная пово-рачиваемость оптимальна в этих режимах.
Chevrolet Blazer обладает другим характером. Здесь неплохой гидроусилитель руля, обеспечивающий оптимальное реактивное действие в малых углах (до 90°), но при больших углах информативности рулевого управления уже не хватает. Чувствительность и запаздывания близки к таковым на Cherokee, но на повороты руля Blazer предпочитает реагировать излишними кренами. Если поехать быстрее по извилистой дорожке, то в каждом повороте начинаешь слышать визг шин, хотя поперечные ускорения еще заведомо не достигают критических значений. Почему? Оказывается, внутреннее (по отношению к центру поворота) ведущее колесо вывешивается и буксует. Вдобавок, в быстрых поворотах дала о себе знать «мягкая» комплектация подвески нашего автомобиля — Chevrolet сильно кренится, а при маневрах типа «змейка» рано уходит в занос.
Ford Explorer в штатных режимах движения выгодно отличается от других «янки»: внедорожник в нем выдают разве что крены. А так — легковая машина. Острое рулевое управление, минимальные запаздывания, ровное, хотя и низковатое, реактивное действие во всем диапазоне углов поворота руля. На нем приятно ехать и спокойно, и мчаться под 180’км/ч. (Тут надо заметить, что наш Explorer адаптирован для Европы — с подбором соответствующей жесткости подвесок.) И только экстремальная езда выдает в нем «американца»: появляются крены, почти до вывешивания разгружается заднее колесо — как у Chevrolet. В пределе появляется снос передней оси, бороться с которым изменением подачи топлива неудобно из-за запаздываний «автомата». Управляемость автомобиля при включении режима 4Hi Auto не изменилась.
А как у нас дела с плавностью хода? «Мягкий» Chevrolet Blazer (бывают еще универсальная и спортивная комплектации) оказался лучше всех. Он очень лояльно относится к мелким неровностям, но самое главное — волны асфальта средних размеров, длиной один-два метра, Blazer просто «глотает», тогда как другие машины повторяют профиль дороги, передавая все неровности на кузов. Но за это, конечно, приходится платить — мягкая подвеска, кроме кренов в поворотах, является и приминои вертикальной раскачки, в результате которой у пассажиров может развиться морская болезнь.
Jeep и Ford по плавности хода близки — их подвески пожестче, и машины более подробно повторяют профиль дороги. Лишь Explorer на скоростях свыше 150 км/ч начинает слегка раскачиваться. А на мелкие неровности Ford реагирует жестче, чем два его конкурента — и это тоже плата за более острую характеристику управляемости.
Шумы в наших «американцах» — примерно на одинаковом уровне. Специфический аккомпанемент — это мощный рык двигателей. Бас мотора Chevrolet Blazer прорезается уже с 2500 об/мин, а на двух других машинах двигатели берут первую партию чуть позже — с 3000—3500 об/мин. Но эти рокочущие звуки вовсе не раздражают, а, скорее, тешат самолюбие «драйвера».
OFF ROAD!
Итак, с поведением американской троицы на хороших дорогах мы, кажется, разобрались. Теперь — на бездорожье, в раскисшую колею российского проселка, куда заезжают лишь многоосные грузовики и трактора, да и то не по своей воле.
Только бы не засесть по уши… Наши опасения подкреплялись еще и тем, что на машинах стояли колеса с универсальным рисунком протектора. На Grand Cherokee — Goodyear Invicta GL размерности P215/75 R15, на Chevrolet Blazer — Michelin XW4 235/70 R15. И только Ford был «обут» в шины Firestone Wilderness АТ размера P255/70 R16, бо-лее-менее подходящие для езды по бездорожью.
Так вот. «Американцы» чувствуют себя в русской грязи вполне уверенно и даже нагло. А в особенности — Chevrolet Blazer. Мягкая длинноходная подвеска и приличный клиренс позволяют ему без проблем преодолевать неровности и даже ска-
кать поперек колеи. Причем каких-либо жестких ударов не чувствуется, хотя машина скачет как ошпаренная!
Почти также уверенно едет Ford Explorer. Но здесь секрет успеха — в шинах большей размерности и с более агрессивным рисунком. Ford лучше управляется на раскисшей дороге и охотнее выбирается из колеи. Но жесткая «европейская» подвеска все же заявляет о себе тряской при быстрой езде по бездорожью.
Хуже дела у Grand Cherokee. Этот раньше всех начинает скоблить днищем грунт, быстрее сдается в сложной ситуации и выбирается лишь задним ходом. Кстати, только на нем мы один раз и застряли. Причем, будь на Grand Cherokee механическая коробка передач, машина вышла бы сама враскачку, а так пришлось вытаскивать на буксире…
Но в целом и «автомат» в грязи проявил себя неплохо. Во-первых, гидротрансформатор демпфирует все удары в трансмиссии. Во-вторых, ехать по грязи очень просто: начинаешь терять скорость — дави на газ! Не нужно отвлекаться и думать о выборе передачи: «автомат» все делает сам, и автомобиль, интенсивно буксуя и выплевывая фонтаны грязи, «докапывается» до более твердого грунта. Правда, водитель при этом начисто лишен информации о начале пробуксовки колес, так что в снегу или на песке это обернется уже против «автомата».
Итак, наш тест закончен, и мы можем смело заявить: создатели всех трех внедорожников достигли своей цели, и автомобили получились в достаточной степени универсальными.
Мы бы определили основные черты характера этих «американцев» так.
Chevrolet Blazer — спокойный, рассудительный и надежный семьянин. Его плюсы — удобный салон, мощный двигатель.
Ford Explorer — внедорожник с современным салоном и яркой внешностью. Такая машина подойдет респектабельным молодым людям, ведущим более активный образ жизни.
Jeep Grand Cherokee отлично выступает в роли спортивного горожанина, хотя и короткие пробежки по грязи ему вовсе не противопоказаны.
С ценами ситуация следующая. Chevrolet Blazer и Jeep Grand Cherokee Laredo оказались в одной категории — их розничная цена у дилеров составляет $43000 в примерно одинаковых комплектациях. А вот новый Ford Explorer пока еще российскими дилерами не продается, но представители фирмы Ford говорят о весьма агрессивной цифре — $40000; и если в схожих комплектациях его цена окажется действительно на целых три тысячи привлекательнее, то, учитывая итоги нашего сравнительного теста, эту машину можно было бы смело рекомендовать в качестве лучшего выбора.
Впрочем, при этом не надо забывать, что некоторые из этих машин могут комплектоваться еще и V-образной «восьмеркой», причем среди российских покупателей большой популярностью пользуется Jeep Grand Cherokee именно в версии V8. И вот тогда… Но это — повод для другого разговора.