Содержание статьи
Не один десяток лет легковые автомобили Горьковского автозавода служили в нашей стране символом престижа и благополучия. На Волгах разъезжала партийная номенклатура, руководящие работники, реже — «простые» советские люди, волею судьбы сумевшие приподняться над толпой и как бы в качестве поощрения получившие возможность приобрести в личное пользование престижный автомобиль марки ГАЗ.
Не будем забывать, что в так называемые застойные времена легковая продукция Горьковского автозавода положительно выделялась долговечностью, надежностью и неприхотливостью. Видимо, стабильная и весьма высокая репутация несколько усыпила бдительность горьковских автостроителей: когда все мы дружно перешли на рыночные отношения, конструкция и идеология знаменитой Волги оказалась морально устаревшей, причем настолько, что потребительский интерес к этой машине резко упал.
Перестроившиеся начальники быстренько пересели в иномарки, а практичный автовладелец стал отдавать предпочтение экономичным и более современным Ладам, Москвичам и Тавриям.
К великому сожалению, в условиях новой экономической ситуации завод не сумел представить на суд потребителей что-нибудь по-настоящему новое. Быть может, как раз поэтому в Нижнем Новгороде появилась сеть техно-коммерческих центров АО ГАЗ, специалисты которых принялись «доводить до ума» родной автомобиль.
Один из примеров тому —деятельность фирмы ТехноВолга. Занимается она тюнингом автомобилей ГАЗ-ЗЮ2 и ГАЗ-ЗЮ29 по индивидуальным заказам. А о том, что из себя представляет такой тюнинг, мы узнали, съездив в Нижний Новгород.
ЗНАКОМСТВО СО СТАРЫМ ЗНАКОМЫМ
Планируя тест тюнинговых версий горьковских «легковушек», мы решили провести некоторые сравнения. За точку отсчета был взят практически серийный автомобиль ГАЗ-ЗЮ29, оснащенный стандартным двигателем модели 4021 Заволжского моторного завода, четырехступенчатой коробкой передач и барабанными тормозами на всех колесах. От «конвейерной» Волги эту машину отличали велюровая обивка салона, механический люк в крыше, тонированные стекла, фирменные наружные зеркала и дополнительный стоп-сигнал. Установка этого оборудования подразумевается ТехноВолгой в процессе предпродажной подготовки.
Под капотом второго автомобиля (назывался он ГАЗ-3102, «комплектация 012») укрывался новый 152-сильный двигатель ЗМЗ 4062, оснащенный системой электронного впрыска топлива. В Дополнение к мотору появились пятиступенчатая коробка передач, модернизированная передняя подвеска с дисковыми тормозами и измененными углами наклона шкворня, а также колесные диски с увеличенным вылетом. Два последних мероприятия позволили «уйти» от большого положительного плеча обкатки управляемых колес и улучшить «держание» дороги на высоких скоростях.
Повышение мощности увеличило, естественно, нагрузки на трансмиссию и, хотя принципиальных изменений она не претерпела, дифференциал теперь изготавливается из более прочных сталей. Позаботились инженеры и о дополнительной шумоизоляции моторного отсека.
Вот, пожалуй, и все особенности этого автомобиля. О его интерьере мы поговорим чуть позже, а пока давайте заглянем под капот третьей машины — ГАЗ-ЗЮ29 в комплектации «200».
Здесь установлен силовой агрегат Rover — это двухлитровый 136-сильный рядный четырехцилиндровый двигатель с электронным впрыском топлива и пятиступенчатая коробка передач. Отметим, что проект по установке на Волгу маститого английского двигателя разработала нижегородская фирма ГАЗ АТО. ТехноВолга, в свою очередь, не только использует ее документацию на законных правах, но и имеет соответствующий сертификат от Rover Group.
По подвеске и трансмиссии «двухсотка» идентична ГАЗ-3102 и отличается лишь дополнительным резонатором в системе выпуска и сочлененной (двухвальной) карданной передачей с промежуточной опорой. Кроме того, на представленной нам машине стояли легкосплавные колесные диски красноярской фирмы К&К.
Как видите, конструктивных отличий от стандартной машины у тюнинговых Волг немало: по крайней мере, оба автомобиля явно претендуют на улучшение ездовых свойств. В то же время, по «подвесочно-трансмиссион-ной» начинке Волга осталась Волгой — со всеми ее шкворнями, резьбовыми втулками, передаточными числами главной пары и прочими решениями, заложенными в машину Бог знает сколько лет назад.
Ну а что у нас по части эстетики?
СТРОЕВОЙ СМОТР
Обладателем самой выразительной внешности оказался ГАЗ-ЗЮ29 с двигателем Rover. Тут вам и мощный передний бампер-спойлер, и расширители арок колес, и боковые накладки дверей, и даже «мини-юбка» из фальш-порогов. Мы долго спорили по поводу внешности этого автомобиля. Отчасти потому, что очень долго «тюнинг» Волги был весьма своеобразен: вылизанный черный кузов, синий «рог» проблескового маяка и «небритая щетина» антенн спецсвязи.
Пожалуй, впервые мы увидели «баржу», одетую в гармоничный и хорошо пошитый гражданский костюм: пластмассовые детали сделаны и установлены очень аккуратно. Благодаря сдержанности художественных дополнений, Волга не производит впечатление завалившегося на молодежную дискотеку партноменклатурщика, а проявляет черты индивидуальности. Не будем настаивать на собственном мнении, но нам кажется, что несмотря на некоторую громоздкость облика, косметическая доработка этой машины фирме ТехноВолга удалась.
Описывать внешность двух других автомобилей смысла нет — все новшества здесь заключаются в черном боковом молдинге, тонированных стеклах да нестандартных наружных зеркалах.
В ТЕНИ ТОНИРОВАННЫХ СТЕКОЛ
Что из себя представляет салон стандартной Волги, все прекрасно знают, и останавливаться на этом мы не будем. Отметим только, что описанные выше изменения интерьера серийного ГАЗ-З1029 не самым лучшим образом сказались на эргономике. Водительское сиденье, например, невзирая на дорогую велюровую обивку, осталось плоским и неудобным. Люк в крыше начисто лишил водителя запаса пространства над головой, и красиво, со вкусом обитый потолок стал восприниматься как препятствие на пути к удобному размещению за рулем. И других досадных мелочей хватает.
Комплектация «012» автомобиля ГАЗ-З102 предлагает воистину респектабельный салон, отделанный дорогим кожаменителем. Им обтянута передняя панель, сиденья и обивки дверей, а отдельные детали облагорожены деревянными вставками.
В сравнении со стандартной машиной, положительно изменилось рабочее место водителя: деревянный с кожаными вставками руль итальянской фирмы Victor весьма удачно заменил архаичный волговский «бублик». Это изделие настолько органично вписалось в интерьер, что мы «простили» ему даже частичное перекрытие комбинации приборов.
Не менее удачен и эргономически выверенный «набалдашник» рычага коробки передач.
Что еще? Перед коленями переднего пассажира появилась автономная климатическая установка Webasto. По желанию заказчика, она может быть подключена к штатной системе отопления.
Между передними сиденьями расположились четыре клавиши управления подъемом стекол (для задних пассажиров есть «дублеры»). Невзирая на отечественное изготовление, функционируют стеклоподъемники хорошо, однако клавиши страдают отсутствием символики.
Наружные зеркала на представленном нам ГАЗ-З102 регулировались механически, из салона — простыми манипуляциями удобных рычажков.
Но вершина «салонных» изысков дизайнеров Техно-Волги — ГАЗ-З1029 в комплектации «200». Индивидуальность и еще раз индивидуальность. Цветовые оттенки интерьера этой машины полностью гармонируют с цветом кузова. Как вам нравится темно-вишневый салон? Надо отдать должное дизайнерам — смелое решение не раздражает и не давит своей вычурностью. Сидя в автомобиле, ощущаешь себя чуть ли не центром вселенной, по крайней мере, иномарку с подобной отделкой надо еще поискать, причем, скорее всего, она будет родом из США. Уровень оснащения дополнительным оборудованием здесь такой же, как на ГАЗ-ЗЮ2. А вот передняя панель дополнилась мощной современной консолью и стала смотреться совершенно по-новому. Изменился и рычаг коробки передач — такая «мутация» вызвана особенностями компоновки чужеродного силового агрегата.
Преобразились и внутренние рукоятки дверей, сместившись в более удобные зоны.
Наружные зеркала на этом автомобиле регулируются с помощью электропривода. Все неплохо, вот только джойстик управления конструкторы разместили вразрез с законами эргономики — в самом центре передней панели.
Комплектацией «200» предусмотрен сдвижной электрический люк. С радостью сообщаем, что в «воровстве» пространства над головой он на сей раз уличен не был.
И ВЗДРОГНУЛИ МОТОРЫ…
К нашему величайшему сожалению, стандартный автомобиль на этом этапе теста пришлось «дисквалифицировать»: дроссельная предохранительная шайба под карбюратором и младенческий пробег не позволяли объективно оценить его динамические качества.
Что ж, сосредоточимся на тюнинговых машинах.
При трогании с места ГАЗ-3102 сразу покорил громадным крутящим моментом на низких оборотах. Новый двигатель ЗМЗ 4062 позволяет начинать движение, чуть тронув педаль акселератора, и даже если вы ошиблись в манипуляциях левой ногой, мотор не заглохнет.
Разгоняется Волга с новым заволжским «сердцем» ровно и уверенно. Интересно, что наряду с немалым запасом мощности, в откликах на действия педалью газа сохранилась присущая этим машинам степенность. «Повеселел» моторчик и на «верхах», охотно раскручиваясь до 5000—5500 об/мин. Что касается средних оборотов, то здесь его активность заметно ослабевает. Заметнее всего это проявляется при раннем переходе к высшим передачам. Казалось бы, только что машина «поехала», как вдруг задумалась, а при включении следующей передачи даже «скисла». Но стоит двигателю «прожевать» лишних 500—1000 об/мин — и вновь появляется молодецкая резвость. С чем связано наличие такой ступеньки, осталось загадкой.
В остальном все очень неплохо. Чувствуется преемственность со «старым» мотором, но при этом солидный прогресс в сторону улучшения разгонных характеристик очевиден.
Пересядем в машину с мотором Rover. Она сразу же здорово озадачила непривычным рыком: сидишь, казалось бы, в знакомом автомобиле, а звук у двигателя совсем чужой. Пытаешься тронуться — вновь непривычно. На низких оборотах Волга ехать не хочет, а чуть газанул — срывается с места как дикий мустанг. Положение усугубляется еще и неоправданно высоким усилием на педали акселератора, мешающим точно дозировать тягу.
С первых метров понимаешь, что Волга провоцирует на темпераментный резкий разгон. Попробуем? Двигатель будто этого и ждал: радостно поддерживая несвойственную Волге быстроту реакций, он крутится и крутится, покорно подчиняясь педали газа. Темп раскрутки предельно ровный, с еле заметным подхватом в зоне высоких оборотов.
Очень интересно. С одной стороны, мотор Rover удобен и эластичен при спокойной езде. С другой — в норове машины появились откровенно агрессивные нотки, позволяющие пощекотать нервы.
Наверное, для тюнингового автомобиля это очень неплохо. Было бы совсем здорово, если бы молодецкий темперамент английского двигателя нашел логическое конструктивное завершение в остальных узлах и агрегатах.
Сравнивая машины с позиции управляемости в экстремальных режимах, мы выявили вот какие различия. Волга с двигателем ЗМЗ 4062 ведет себя спокойнее и более прогнозируема в реакциях. Этот автомобиль требует заметно меньших опережающих действий и способен простить водителю многие ошибки управления.
ГАЗ-ЗЮ29 с мотором Rover несравнимо резче, и в откликах на действия рулем и тягой выглядит гораздо острее. Такой темперамент, как говорится, на любителя. Если вы оказались в скользком повороте, машина потребует весьма деликатного обращения, в противном случае борьба с заносом будет трудной.
Неодинакова ситуация и с шумами. Будучи откровенным тихоней на низких и средних оборотах, двигатель ЗМЗ 4062 сильно «давит на уши» после раскрутки. Резкий и надоедливый в самом начале, звук «англичанина» наоборот несколько смягчается с ростом оборотов.
«Вылезли» при езде и замечания к обзорности. Очень симпатичные внешне зеркала заднего вида с механической регулировкой оказались неудобными. Их узкая, словно бойница, отражающая поверхность «теряет» половину необходимой дорожной информации. А вот электрифицированные зеркала понравились. Думается, создателям машин следует учесть и эти нюансы.
НИЖЕГОРОДСКИЕ РАЗДУМЬЯ
Знакомство с легковыми автомобилями ГАЗ в доработке АО ТехноВолга оказалось очень интересным. Машины у нижегородцев получились разные, каждая со своим характером. Активным водителям, скорее всего, приглянется Волга с мотором Rover, тем, кто поспокойнее — автомобиль с новым двигателем ЗМЗ. Наверняка найдутся почитатели эксклюзивного интерьера. По возможности изменять комплектации фирма ТехноВолга занимает очень гибкую позицию: все-таки инд-пошив — есть индпошив. Естественно, индивидуальна и стоимость работ. В качестве верхней планки можно привести цену самой «убойной» комплектации: напичканная «по полному опциону» Волга с мотором Rover потянет миллионов на сто пятьдесят.
Это экономика. Что же касается вопросов технических, то нижегородцам еще есть над чем поработать. В первую очередь, в обновлении нуждается эргономика машины: автомобиль бизнес-класса должен раз и навсегда избавиться от хлипких подрулевых переключателей, неудобных сидений, куцых стеклоочистителей и «слепых» приборов.
Оставляют желать лучшего и некоторые ездовые моменты, уровень шума. Это, на наш взгляд, и есть те «острые углы», которые мешают фирме ТехноВолга в полной мере реализовать свой оптимистичный девиз: «Комфорт, функциональность, эстетика, престиж».