Содержание статьи
Наш корреспондент побывал в Чехии на презентации автомобиля Skoda Felicia и поделился первыми впечатлениями о новинке и тогда же мы решили, что при первой возможности проведем тестирование новой машины уже в наших условиях. Для этого эксперты Авторевю отправились в Минск — там, на фирме Пуше (это официальный дилер Skoda), для нас приготовили свеженький, из первой товарной партии автомобиль Skoda Felicia LX с двигателем объемом 1, 3 литра. Такой же мотор устанавливался и на знакомую нам модель Favorit — предшественника Skoda Felicia. А поскольку в нашем распоряжении был еще и сам Favorit, то мы решили построить рассказ о новой машине, опираясь на сходства и различия моделей Favorit и Felicia.
СНАРУЖИ
Оставив без изменений размеры и пропорции кузова (платформа, в основном, осталась той же), создатели удачно сгладили все острые углы, которыми резал глаз Favorit. С одной стороны, Felicia выглядит современно, но в тоже время в ней легко узнается именно Skoda. Редкая преемственность стиля для машин восточноевропейского производства! Округлились передние и задние бампера, фары и задние фонари. Ручки полностью утонули в дверных панелях, что, впрочем, никак не повлияло на удобство пользования ими. На смену пятиугольным наружным зеркалам пришли овальные.
Пожалуй, влияние дизайнерской школы нового «старшего брата» — концерна Volkswagen (Skoda теперь является предприятием, входящим в Volkswagen Group) больше всего заметно сзади: блок-фонари и пятая дверь очень напоминают Polo и Golf. Да и поудобнее стала пятая дверь: отпирается она нажатием на кнопку, а не поворотом рычажка, как на модели Favorit. Газовые амортизаторы помогают поднять дверь вверх, открывая вместительное багажное отделение, — такое же, как и у предшественника.
Пробка бензобака упрятана под аккуратный лючок на правом заднем крыле, которого на предыдущей модели не было; да и девать
пробку во время заправки было некуда, а сейчас ее можно повесить на специальные пазы в лючке.
Изменения коснулись и символики. Бледные и невзрачные шкодовские эмблемы спереди и сзади уступили место рельефным цветным медальонам. Правда, в наших условиях это скорее минус — броская эмблема будет уж очень привлекательна для «коллекционеров»…
ВНУТРИ
Изменения в салоне по характеру схожи с кузовными — линии стали плавнее, современнее. Простой, но эстетически сбалансированный интерьер Felicia исполнен в мягких серых тонах.
Усевшись на водительское место, сразу отмечаешь новое, по-немецки упругое сиденье с хорошо выраженной боковой поддержкой. В первые минуты излишне выпуклым показался валик спинки на уровне лопаток, но в движении это ощущение исчезло. Оставив по диапазону и количеству те же регулировки, что были на модели Favorit (продольная и угла наклона спинки), конструкторы заменили маленькую рукоятку продольной регулировки на скобу перед подушкой кресла. Теперь управлять перемещением сиденья можно не только правой, но и левой рукой. Удобно.
Педальный узел и рычаг переключения КПП остались прежними, с теми же плюсами и минусами: педали удобные, а рычаг — с большими перемещениями и тугим переключением передач. Правда, если пересесть в этот автомобиль с нашей «восьмерки», то все покажется великолепным.
Несколько чужеродно в этом салоне выглядит рулевое колесо. И хотя «баранка» облагорожена (уменьшился диаметр, закруглились спицы), но от ощущения «дешевого» руля мы так и не смогли избавиться. Кроме того, основной недостаток «фаворитского» руля унаследовала и Felicia — это эксцентриситет оси вращения относительно обода. Явный плюс нового руля, пожалуй, один — это хорошо досягаемая кнопка звукового сигнала. Раньше для «подачи голоса» нужно было «по-французски» нажимать на торец левого подрулевого переключателя. Кстати, о переключателях. В новом автомобиле они совершенно другие — удобные в управлении, с логичным алгоритмом (как на наших ВАЗ-2108 и A3JIK-2141). Но один недостаток все же есть — при включении омывателя ветрового стекла щетки нужно включать отдельно.
Теперь о самом удачном, с нашей точки зрения, элементе в салоне Felicia — передней панели. Приятный дизайн, удачная цветовая гамма, высокое качество сборки. По сравнению с «фаворитом» — небо и земля! Но не все здесь ново. На самом-то деле щиток приборов оставлен практически без изменений, хотя поняли мы это не сразу. Цвет циферблатов четырех приборов стал светло-се-рым. В центре — большие спидометр и часы (в комплектации GLX — тахометр), а по бокам — два указателя: температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива. Восприятие приборной информации в корне изменил удачно наложенный «макияж». Везде появились контрастные красные стрелки, изменилась графика шкал и цифр. Вроде бы мелочь, но смотрится совершенно по-иному. Тем более, что теперь все это вписано не в грубое прямоугольное окно, а в овальный проем новой панели.
А поскольку приборная «начинка» осталась старой, то сохранился и старый недостаток, касающийся блока контрольных ламп — днем они «слепнут». Так что, включив обогрев заднего стекла или габаритные огни, приходится напрягать зрение или память (кому что проще), чтобы не забыть их выключить. Правда, появилась сигнализация, напоминающая о включенных габаритах: если открыть дверь, то услышишь звук колокольчика, как бы говорящего: «Выключи свет, пожалей маленький (44 Ач) аккумулятор!»
Кнопки головного освещения, «аварийки», обогрева заднего стекла и «проти-вотуманок» изменили свое расположение и стали более стильными. Даже центральные дефлекторы в угоду общему стилю сделаны асимметричными, и это прекрасно подчеркивает линии передней панели. Здесь же, в центре, — три вращающихся рукоятки управления микроклиматом с простой и понятной символикой; такая схема на сегодняшний день наиболее распространена и очень удобна.
А удивило то, что новая консоль сильно усечена, — как бы сходит «на нет». Есть пепельница, место под магнитолу и — все, ниже пустота, как на Таврии! И мест для мелких вещей в салоне мало, хотя сам Бог велел наштамповать на консоли полочки и «тайнички». Зато «бардачок» — ого-го! Здесь, например, можно поставить вертикально несколько бутылок…
Пару слов об обзорности. К передней — никаких замечаний, а задняя несколько ограничена широкими задними стойками. Сферические наружные зеркала хорошо «простреливают» свои секторы, а внутриса-лонное зеркало теперь удалилось от глаз водителя, — и это лучше.
В салоне по-прежнему комфортно располагаются четыре человека среднего роста, а впятером ездить можно, но в стесненных условиях.
Возможна трансформация салона и в грузо-пассажирский вариант: задние сиденья складываются, и объем багажного отделения достигает почти 1000 л! Причем на более дорогой модификации GLX задние сиденья могут складываться по частям (2:1).
Кстати, перечень дополнительных удобств в модификации GLX оказался неожиданно большим. Это и противотуманные фары, и велюровая обшивка сидений, и дистанционное открывание пятой двери, и упомянутые «раздельные» задние сиденья. Кроме этого, Felicia может быть оснащена электрическими регулировками зеркал, центральной блокировкой замков, электроподогревом сидений… И уж совсем мы были удивлены возможностью укомплектовать автомобиль Skoda таким оборудованием, как кондиционер, АБС, подушка безопасности!
В ДВИЖЕНИИ
Ездовые свойства модели Felicia не так отличаются от предшественника, как ее внешность и интерьер.
Динамика осталась почти на прежнем уровне: движок-то старый. Он достаточно тяговит и позволяет легко трогаться и двигаться в установившемся режиме на низких оборотах (1200— 1500 об/мин). Но для активной езды запас мощности маловат — и приходится часто «топтать» педаль газа. Вероятно, форсированная версия двигателя, имеющая в запасе еще 10 кВт, придаст машине больше темперамента, но утверждать не будем — сами пока что не пробовали.
Торможение не вызывает никаких проблем. Высокая эффективность и прекрасное реактивное действие позволяют одинаково надежно замедляться и при рабочих торможениях, и при экстремальных. Впрочем, все это было присуще и предшественнику, а от добра добра не ищут.
Управляемость можно охарактеризовать как надежную во всем диапазоне скоростей. Умеренная чувствительность и малые запаздывания позволяют очень уверенно управлять машиной на высоких «трассовых» скоростях, уже не говоря о городской езде. В штатных режимах движения Felicia четко отслеживает траекторию и при этом явно меньше кренится, чем Favorit. Причина тому — обновленная подвеска, в частности, появление заднего стабилизатора поперечной устойчивости.
Главные же различия «вылезли» при испытаниях машин в предельных режимах. Провести эти испытания нам удалось на «остатках» некогда знаменитой кольцевой гоночной трассы в живописных окрестностях Минска, где сейчас, после долгого перерыва, вновь начинают возрождаться автомобильные гонки.
Итак, при прохождении поворотов на предельных скоростях оба чешских автомобиля демонстрируют недостаточную поворачиваемость, но Felicia проявляет все же меньшую склонность к «вываливанию» наружу поворота. И на сброс газа новая Skoda реагирует активнее. Автомобилем стало намного проще управлять еще и потому, что водитель меньше болтается из стороны в сторону при знакопеременных нагрузках, чему, помимо новой подвески, способствуют сиденья с хорошей боковой поддержкой.
Очень хорошее впечатление оставило рулевое управление на обоих автомобилях. Прекрасное реактивное действие здесь уживается с весьма низким усилием на рулевом колесе — и это даже при езде в спортивном режиме по сухому асфальту! Такой удачный баланс редко встретишь на машинах, не оборудованных гидроусилителем руля.
При оценке плавности хода мы обратили внимание прежде всего на… отсутствие разбитых дорог в окрестностях Минска (по сравнению с Подмосковьем, конечно). Колдобины и разного рода неровности нам удалось найти лишь на городских улицах. Felicia продемонстрировала лучшую плавность хода по сравнению с предшественником, но различия эти очень незначительны. Так же жестковато прохождение швов и стыков, великоват уровень вертикальных ускорений на пологих волнах, а вот серия неровностей («гребенка») проезжается без особых проблем. Но если Favorit на каждую дорожную неровность откликается неприятным дребезгом панелей салона, то Felicia кажется просто немой.
Что касается шумности, то львиная доля приходится на двигатель, и это, в общем-то, нормально. Во всяком случае, для автомобилей такого класса мотор «рычит» весьма умеренно (примерно на уровне ВАЗ-2108). А вот остальные источники шума уже не так «давят» на уши. Помимо уже упомянутого «молчания» панелей, здесь низкий внешний шум, что обусловлено не только изоляцией салона, но и хорошей аэродинамикой.
ЧЕХИ ПОБЕДИЛИ…
Итак, несмотря на «косметический» характер многих изменений, чешские автомобилестроители сделали очень серьезный шаг вперед. Skoda Felicia с учетом скромной цены (проходивший тест автомобиль предлагается фирмой Пуше за $7450) окажется, бесспорно, очень привлекательной машиной для всей Европы и за ее пределами. И этим, как это ни печально, наносит чрезвычайно сильный удар по нашему АвтоВАЗу: ведь если еще совсем недавно Skoda Favorit и ВАЗ-2109 выступали как достойные конкуренты (в чем-то на полкорпуса выигрывала Лада, в чем-то — Favorit), то нынче Skoda Felicia обошла тольяттинские машины уже на круг, не оставляя Ладам серьезных шансов в этом секторе европейского рынка. И если добавить, что вскоре Felicia обзаведется новыми «фольксвагеновскими» моторами (1,5-литровым бензиновым и 1,9-литровым дизелем), то сравнивать чешские и российские малолитражки будет даже неинтересно.