Содержание статьи
Поездить на знаменитых Mitsubishi Pajero с разными типами трансмиссий мы решили неспроста: наряду с привычной «механикой», внедорожники во всем мире комплектуют еще и автоматическими коробками передач. Так что все чаще потенциальные покупатели «полноприводников» задаются вопросом, какой же коробке передач отдать предпочтение?
Мы попытались разобраться и обратились к российским дилерам Mitsubishi с просьбой подобрать нам два предельно схожих по комплектации, но разных по типу трансмиссии Mitsubishi Pajero.
Итак, длиннобазные Mitsubishi Pajero достались нам в дорогой комплектации GLS. Под капотами обеих машин стояли турбодизели рабочим объемом 2,8 литра, а в качестве обувки — «беззлобные» шины Bridgestone Dueler Н/Г размерностью 265/70 R15. Что касается трансмиссий, то подопечные были оснащены знаменитой системой Super Select 4WD и элекгроуправляемой блокировкой заднего меж-колес ного дифференциала. То есть здесь были все «внедорожные изюминки» от Pajero.
Описывать интерьер и органы управления Mitsubishi Pajero с механической коробкой передач смысла нет. Давайте лучше заглянем в салон второй машины. Здесь чувствуешь себя менее привычно, главным образом потому, что вместо рычага управления пятиступенчатой механической коробкой передач стоит… А вот и не угадали: селектор «автомата» размещен правее, а на месте «классического» рычага установлен его «младший брат», заведующий режимами работы трансмиссии. Почему рычаги поменяли местами? Очевидно, конструкторы Mitsubishi сочли, что управляя внедорожником с автоматической коробкой передач, водитель чаще будет пользоваться именно рычагом, мобилизующим те или иные возможности трансмиссии.
Теперь познакомимся с особенностями управления «автоматом».
Селектор имеет шесть положений. Выбор каждого из них осуществляется последовательно, по одноходовой схеме. Традиционно напротив каждого из положений имеется символ, а для пущей информативности эти символы продублированы световой диаграммой на панели приборов (интересно, что квадратик нейтрального положения светится заметно ярче остальных).
В зависимости от условий движения и желания водителя, автоматическая трансмиссия на Pajero может работать по трех- либо четырехступенчатому алгоритму. Выбор осуществляется кнопкой «overdrive» на ближнем к водителю торце селектора.
На пластиковой панели между передними сиденьями есть трехпозиционный переключатель, манипулируя которым можно включать дополнительные режимы: «normal», «power» и «hold».
Первый — штатный, экономичный; второй используется, когда от двигателя требуется максимальная отдача; третьим режимом производитель рекомендует пользоваться в зимних условиях. И тут пришла такая мысль: уж не перемудрили ли японцы? «Автомат» вроде бы и придумали для того, чтобы водитель поменьше отвлекался, а тут — столько кнопок.
Впрочем, пора в путь.
Тест мы условно разбили на три этапа, сравнивая потребительские свойства двух машин в обычных условиях городского движения, в экстремальных ситуациях на льду, а еще — на заснеженном бездорожье.
В ГОРОДЕ
Пожалуй, именно в условиях городского движения различия проявились особенно ярко.
Если вы не привыкли спешить и предпочитаете спокойное поведение в городском потоке, то автоматическая трансмиссия будет для вас сущим подарком. Более того, продираясь в час пик через очередную пробку, «автомат» поможет удержать в равновесии нервную систему. Можно спокойно, не отвлекаясь от управления, поговорить по радиотелефону или просто погрызть яблоко.
К сожалению, условия нашего теста диктовали совершенно иной ритм передвижения по мегаполису: мы торопились.
Первым шел Pajero с механической коробкой передач, и его водителю удавалось буквально все: быстро перестроиться — пожалуйста, «поднырнуть» под желтый сигнал светофора — нет проблем, оторваться от основного потока — запросто. Чувствовалась динамика.
Сказать, что вторая машина выглядела вялой, было бы неверно. Однако проблем при активном вождении в городе с ней оказалось несравнимо больше. В первую очередь, требовалось выбрать оптимальный режим работы «автомата». Поэкспериментировав, мы пришли к выводу, что, если поток машин не разгоняется выше 50 км/ч, то селектор лучше всего установить напротив цифры «2». В более скоростных условиях целесообразно пользоваться режимом «D», но в трехступенчатом варианте, то есть с выключенной функцией «overdrive», поскольку, как мы уже выяснили, весь рабочий диапазон оборотов двигателя при этом разбивается не на четыре части, а на три, общее число переключений снижается, а потому легче ехать активно и динамично.
А еще требовалась психологическая адаптация, особенно при обгонах и перестроениях. Что получалось? Нажал на газ, «автомат» нехотя начинает «пережевывать» возросшую нагрузку и спустя пару секунд, спохватившись, влючает низшую передачу. Хорошо, если еще не поздно.
После экспериментов с клавишей управления специальными режимами работы коробки передач у нас осталось впечатление, что «среднестатистический» водитель разницы между положениями «power» и «normal» скорее всего не почувствует. А вот позиция «hold» в скользких условиях действительно помогает: Pajero очень аккуратно (со второй передачи) трогается с места, а переключения становятся как бы растянутыми во времени.
Что касается движения по загородной трассе, то здесь выявилось два неприятных момента. Так, придерживаясь скорости 90 км/ч (2000— 2200 об/мин по тахометру), трансмиссия попадает как бы в «переходную зону», и при малейших вздрагиваниях правой ноги «автомат» начинает досаждать переключениями: третья—четвертая, четвертая—третья. Избавиться от этого можно либо выключением функции «overdrive» (в этом случае двигатель обрекается на работу с большими оборотами), либо «уходом» из зоны этих нервных переключений путем повышения или понижения скорости движения.
Вторая неприятность проявляется при напряженных обгонах. В ответственный момент, когда вы, понадеявшись на режим kick down, нажимаете педаль газа до упора, «автомат» добросовестно включает низший диапазон. Двигатель ревет, стрелка тахометра прыгает вправо, но… ожидаемого ускорения автомобиль не получает — сказываются особенности тяговых характеристик дизеля. С «механикой» в этих ситуациях проще: используя тяговые характеристики дизельного мотора, можно успешно совершать обгоны и на высших передачах.
НА ЛЬДУ
Выехав на проложенную по льду Гребного канала в Крылатском трассу, мы решили выяснить особенности поведения двух машин в условиях, когда решающую роль играет удобство пользования тяговыми возможностями двигателя. Задача экспертам была сформулирована просто — трассу требовалось пройти на возможно большей скорости. А вот ее выполнение…
Как бы загодя отдав здесь пальму первенства автомобилю с механической коробкой передач, мы не ошиблись: Pajero с «механикой» вел себя однозначнее, и главное в том, что, используя привычные навыки, водителю в большинстве случаев удавалось пустить автомобиль по нужной траектории.
«Автомат» же, напротив, откровенно мешал, и в результате на выходе из каждого поворота машину начинало «крестить», а после серии поворотов порою разматывало так, что пару раз мы вылетали с размеченной траектории. Примечательно и то, что, когда после очередного виража машину «заламывало» на предельный угол, все попытки вытянуть машину из заноса с помощью тяги оказывались тщетными — и приходилось совершать разворот на 180 или на все 360 градусов. Проходить тот же самый участок на автомобиле с механической коробкой передач было проще, главным образом благодаря более удобному управлению тягой и более однозначным реакциям машины.
В СНЕГУ
Сразу оговоримся, что в силу погодных условий внедорожная часть нашего теста ограничилась путешествиями по снежной целине и попытками форсирования заснеженных подъемов.
Вы, наверное, думаете, что результат и этого вида единоборства можно предугадать заранее? Мы тоже так думали. Напрасно! Пролазив по снегу около трех часов, мы вынуждены были признать полную несостоятельность этого вердикта: обе машины показали блестящие результаты. И сказать, какой тип трансмиссии предпочтительнее очень и очень сложно: борьба шла на уровне нюансов. Давайте вникать.
Трогаясь с места в глубоком снегу, очень важно не допустить пробуксовки колес — ведь провернувшись, колесо быстро накатает скользкую лунку, и шансы остаться на месте возрастут в несколько раз. Если на внедорожнике установлена механическая коробка передач, то, начиная движение, нужно крайне аккуратно работать педалями сцепления и газа, причем успех выезда из опасного места будет целиком зависеть от навыков водителя. «Автомат» в этом смысле имеет несомненные преимущества, ибо благодаря плавной работе гидротрансформатора, заботы по «нежной» дозировке тягового усилия коробка передач берет на себя: плавно утапливаем педаль газа — и поехали! Для неподготовленного водителя лучшего и не придумаешь!
К тому же автоматическая трансмиссия в сложных дорожных условиях полностью избавляет водителя от необходимости следить за режимами движения и дает возможность лучше сосредоточиться на выборе маршрута. Не забудьте только вовремя воспользоваться демультипликатором! Хотя, с другой стороны, отсутствие жесткой связи в трансмиссии не позволяет водителю чувствовать момент начала пробуксовки колес, так что с автоматической коробкой передач «посадить» автомобиль проще.
А какой автомобиль быстрее выберется из снежного плена?
Подыскав заведомо непролазный сугроб, штурмуем его на машине с «автоматом». Сели.
Мобилизация возможностей трансмиссии (заблокированы межосевой и задний межколесный дифференциалы) результатов не приносит: забуксовав, Pajero накатал под колесами скользкие углубления. Выбраться раскачкой, манипулируя одной педалью газа, не послишком большая амплитуда. Возможно, спасло бы быстрое переключение селектора из положения «D» в «R», однако, опасаясь за сохранность коробки, этим запрещенным приемом мы не пользовались. Подергавшись в конвульсиях минут пятнадцать и убедившись на все сто, что Pajero сдался окончательно, мы достали буксирный трос.
Теперь — очередь второй машины. Моделируем точно такую же ситуацию и пробуем раскачать Pajero, «играя» педалью сцепления. Получается! Войдя в правильный «ритм», давим на газ — и Pajero выезжает.
ТАК ЧТО ЖЕ ВЫБРАТЬ?
Отвечая на этот вопрос, давайте разделим потенциальных покупателей автомобилей такого типа на две условные категории. К первой отнесем активных водителей, людей с наработанными водительскими навыками, а также тех, кто находит наслаждение в езде по пересеченной местности. Этим людям имеет смысл выбрать внедорожник с механической коробкой передач.
Если же свой водительский темперамент вы оцениваете как спокойный, а перспектива съезда с твердых дорог хоть и не вызывает азартного блеска глаз, но все же порою вы вынуждены это делать, то отдайте предпочтение автомобилю с автоматической трансмиссией. Аналогичный выбор имеет смысл и в случае, когда кроме вас машиной пользуются другие члены вашей семьи.