Содержание статьи

Какие шины поставить на Ниву?Стремление владельцев отечественного автомобиля хоть как-нибудь улучшить неброский внешний вид машины неистребимо. И немудрено, что Нива, которая на своих «родных» 16-дюймовых узких шинах выглядит скромной труженицей, все чаще встречается с покрышками меньшего посадочного диаметра — 14 и 15 дюймов, причем колеса стараются подобрать пошире.

Действительно, автомобиль с широкими шинами смотрится гораздо «боевитее» —этакий Pajero «жигулевского розлива». А как влияет установка не предусмотренных заводом колес на основные потребительские качества автомобиля, в частности, на управляемость, на комфорт, на проходимость?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы испытали на ВАЗ-21219 (напомним, что это переходная модель от 5АЗ-2121 к ВАЗ-21213, известному в народе как Тайга) четыре комплекта шин. Это 16-дюймовые шоссейные ВлИ-10 и внедорожные ВлИ-5 на «родных» дисках, а еще — два «нестандартных» варианта — шины НИИШП И-339 размерностью 195/70 R15 и «импортные» украинские шины Rosava 205/70 R14.

Конечно, при таком «тюнинге» изменился не только внешний вид Нивы. Диски с «волговскими» 14-дюймовыми шинами пришлось ставить с проставками — иначе диск задевает за поворотный кулак. (Гораздо легче встают легкосплавные диски с измененным вылетом, сделанные специально для Нивы.)

Но в любом случае увеличиваются плечо обкатки и колея автомобиля, а это — повышенная нагрузка на подшипники ступиц и полуоси, другие детали подвески. И в моторный отсек, на свое «законное» место широкое колесо не помещается, и его приходится пристраивать в багажник или на специальном кронштейне сзади, как у «взрослых» джипов. Но, судя по популярности таких переделок, многих владельцев Нив это не смущает.

Итак, что лучше?

ЕДЕМ ПО АСФАЛЬТУ

Какие шины поставить на Ниву?Плясать, как всегда, решили от печки — взяв за точку отсчета шоссейную шину ВлИ-10. На ней Нива имеет приличную плавность хода и удовлетворительную шумность — в основном «слышна» трансмиссия.
В поворотах у Нивы на ВлИ-10 — почти нейтральная поворачиваемость. При добавлении газа машина плавно ползет наружу, а при сбросе — ввинчивается в поворот с легким заносом.

В пределе наступает хорошо контролируемое скольжение, причем радиус поворота можно менять в весьма широких пределах, не затрачивая изрядное количество сил на вращение явно не легкового (по усилию) рулевого колеса, а лишь «подрабатывая» педалью акселератора.

Диагональная жесткая ВлИ-5 заметно «дубовее» и шумнее. Машина вибрирует, вой шин перекрывает все остальные шумы даже на небольших скоростях.

Характер управляемости остается примерно тем же, но несколько возрастает усилие на руле, и в повороты Нива входит гораздо менее охотно, чем на ВлИ-10. Машина раньше срывается в занос и ведет себя как-то «размазанно» — сказываются большие уводы диагональных шин. Словом, «зубастые» ВлИ-5 — не для асфальта.

Ставим 15-дюймовый НИИШП. Нива сразу пошла заметно веселее, стала легче трогаться с места и быстрее разгоняться: диаметр колеса ведь меньше, а стало быть, возросло общее передаточное отношение. Шумит НИИШП примерно так же, как и ВлИ-10, а вот при проезде неровностей эти шины несколько жестче, чем ВлИ-10, хотя и лучше, чем ВлИ-5.

Какие шины поставить на Ниву?В поворотах Нива стала вести себя заметно увереннее, а характер поворачиваемости изменился в сторону избыточной, но совсем ненамного. Во всяком случае, не настолько, чтобы можно было назвать изменение неприятным и тем более опасным. И руль стал чуть полегче. В целом — впечатление очень приятное.

Наступила очередь 14-дюймовых шин Rosava. С места Нива «рвет подметки»! И такая же отзывчивая реакция на накатие педали акселератора сохраняется почти во всем диапазоне скоростей. Так что с точки зрения «динамичности» шины Rosava, пожалуй, лучшие.

Но колеса явно шумнее, чем предыдущие, хотя, конечно, заметно тише, чем ВлИ-5. Зато плавность хода — на высоте. Мягкая «украинка» прямо-таки проглатывает и швы, и мелкие неровности на асфальте.

По управляемости повторяется ситуация с 15-дюймовыми шинами — впечатление очень легкого подруливания задней оси. Однако усилие на рулевом колесе заметно возросло и стало примерно таким же, как и с шинами ВлИ-5.

Суммируя «асфальтовые» впечатления, можно смело отдать пальму первенства нестандартным шинам. Для повседневной городской езды более всего, по нашему мнению, подходят для Нивы 15-дюймовые НИИШП и (в меньшей степени) 14-дюймовые Rosava. ВлИ-10 — неплохой вариант для спокойного экономного водителя, ну а «грубые и нечуткие» ВлИ-5 на асфальте вовсе не уместны.

Но Нива — еще и внедорожник…

ЛЕЗЕМ В ГРЯЗЬ

Благо, внедорожья в России предостаточно — и мы без труда выбрали три трассы с разными условиями. Одна — типичная деревенская дорога с раскисшей грязью и глубокой колеей, где оценивалась, в основном, тяговая проходимость. Вторая — сыпучие песочные барханы, где наиболее полно проявляется так называемая тягово-опорная проходимость. И, наконец, полазили мы по косогорам и буеракам, чтобы посмотреть, как изменяется в зависимости от диаметра колеса так называемая геометрическая проходимость.

В-грязи на ВлИ-10 мы чувствовали себя вполне уверенно, правда, буксовали колеса частенько. Весьма ощутимой оказалась разница при движении с заблокированным дифференциалом и без блокировки. А вот когда дело дошло до скользких подъемов… Без блокировки здесь делать совсем нечего. Чувствуется, что эти шины совсем не помогают Ниве в таких условиях. Уповать можно только на скорость — и уверенно преодолевать препятствия ходом.

Какие шины поставить на Ниву?И едет Нива на косогорах часто не туда, куда руль поворачиваешь, а сползает в сторону даже небольшого уклончика. В итоге рулем крутить в грязи приходится слишком активно. Выезжать из сырой колеи машина напрочь отказалась. И немудрено, ведь зацепить-ся-то ей за землю нечем, протектор-то дорожный, без грунтозацепов.

Но в песке ВлИ-10 ведут себя неплохо. Правда, здесь уже приходится пользоваться пониженным рядом раздаточной коробки, особенно на «сыпучке». Автомобиль движется тяжеловато, с небольшой пробуксовкой, так как приходится держать обороты не меньше 2000—2500 об/мин. Надо отметить, что незначительная пробуксовка этих шин не страшна: Нива при этом не зарывается в песок. Но если «переборщить», газанув от всей души, то можно и закопаться.

На «зубастых» шинах ВлИ-5 Нива пошла уже совсем по-другому. Чувствуется, то развитый рисунок протектора работает — придает машине уверенность и в преодолении препятствий, и в управлении на сырой траве, и в грязи. В грязи «средней тяжести» практически отпала необходимость пользоваться блокировкой. Во всяком случае, разницы в уверенности продвижения мы не почувствовали.

Правда, на подъемах блокирование дифференциала все-таки требовалось. И из скользкой колеи Нива на этих шинах вылезает достаточно уверенно — помогают грунтозацепы. Правда, появилось одно маленькое «но»: ни в коем случае нельзя допускать пробуксовки! При движении в предельных условиях это может оказать медвежью услугу. В «буксе» эта шина, зарывает автомобиль так, что без посторонней помощи выбраться уже не удается.

То же самое, но «в квадрате», происходит в песке — благодаря «фрезерному» эффекту колеса способны мгновенно зарыть машину по самое брюхо. Ведь те самые грунтозацепы, которые впиваются в грязь и грунт, перелопачивают песок практически мгновенно.

А вот широкие И-339 позволяют Ниве уверенно двигаться по песку и даже залезать на «барханы». Пониженным рядом «раздатки» приходится пользоваться реже, чем с 16-дюймовыми шинами, да и трогается Нива ощутимо увереннее. Но руль крутить стало тяжелее.

Зато в грязи преимущества широких шин сходят на нет — сказывается дорожный рисунок протектора. Машина ведет себя практически почти так же, как и с дорожной ВлИ-10, причем «плавать» по грязи автомобиль стал побольше. Но в целом, примерно та же пробуксовка колес и та же необходимость пользования блокировкой.

Ставим 14-дюймовые тины Rosava. Сначала Нива пошла по грязи чуть увереннее, чем на ВлИ-10. Но в грязи протектор очень быстро «замыливается», и результат получается тот же, что и на остальных «шоссейках». А вот на сырой травке автомобиль себя повел значительно лучше. Здесь явно помогают и рисунок протектора, и уменьшение радиуса колеса.

И в песках Нива на этих мягких шинах движется абсолютно уверенно — лучше, чем на остальных. Впечатление такое, что автомобиль словно плывет по воде на колесах-поплавках, а не едет по песку. Никаких проблем, как и следовало ожидать. Кстати, это общая закономерность: на песке Ниве больше «нравится» ездить на широких и мягких шинах, причем чем шире и мягче, тем лучше.

А среди ям, канав и бугров, где мы проверяли, как изменялась геометрическая проходимость Нивы, на шинах ВлИ-10 и ВлИ-5 Нива передвигалась «как у себя дома». И конечно, 15-, а особенно — 14-дюймовые шины заставили ее чиркать брюхом по буграм там, где мы свободно проезжали даже на ВлИ-10. Хорошо еще, что грунт был довольно мягким — неровности можно было «срезать животом», увеличивая темп движения. А вот на плотном грунте или на камнях придется туго…

И в глубокой колее от грузовика Нива уверенно двигалась только на «своих» 16-дюймовых покрышках. Обутая в И-339, и тем более — в 14-дюймовые шины Rosava, Нива начала активно скоблить редуктором заднего да машина эксплуатируется «всюду понемногу».

Шины ВлИ-5 оказались, как мы и предполагали, вне конкуренции на грязных и разбитых дорогах, на скользких подъемах. В общем, во внедорожном движении, за исключением песка. Да и «геометрию» они обеспечивают наилучшую. Но на асфальте они очень уж шумные. Такими шинами лучше комплектовать Ниву тем владельцам, кто много ездит по бездорожью, по асфальту на них ездить не стоит.

Применение 15- и 14-дюймовых шин делает машину более динамичной, более легкой и приятной в управлении на твердых дорогах. Даже более агрессивной. Но при этом заметно ухудшаются геометрические показатели Нивы — и машина из хорошего «проходимца» превращается в почти легковой полноприводный автомобиль.

По нашему мнению, наиболее предпочтительны для асфальта 15-дюймовые колеса, такие как НИИШП И-339. Это — «золотая середина» между динамичностью и экономичностью, к тому же НИИШП И-339 оказались лучшими и по тормозным свойствам. Маленькие 14-дюймовые шины Rosava, хотя и обеспечивают лучшую эластичность, все же очень «прожорливы».

Что же ставить на Ниву? Это зависит от того, где и как вы эксплуатируете вашу машину. Мы же постарались наши рекомендации отразить в диаграммах экспертных оценок, ну а решать — вам.