Чуть больше четырех лет прошло с того момента, как МАЗ подписал со знаменитой германской фирмой Neoplan лицензионный договор о производстве двух типов автобусов — туристического Transliner и городского. Роскошный «Турист» пока существует всего в трех экземплярах: кто, тем более в Белоруссии, может выложить $350000—$450000 за междугородный автобус?
Недешево (около $120000 за машину) обходятся и «горожане», но уже построено 20 таких автобусов; 16 из них работают в Минске. Зарубежных комплектующих здесь уже почти нет, за исключением мелочей (это, например, элементы электрооборудования) и шин с посадочным диаметром 22,5 дюйма. Все остальное — кузов, шасси с независимой передней подвеской, интерьер — свое, отечественное.
Автобус, который вез нас на конференцию, внезапно зачихал, салон наполнился едким дымом… Приехали. Силовой агрегат — самое больное место минских автобусов. Ярославская «шестерка» ЯМЭ-236 оказалась слишком шумной и вибронагруженной, минскому Д-260 не хватает мощности, вдобавок, к нему нет подходящей КПП. Машины с двигателем Renault (построено 6 экземпляров) и MAN (такой автобус всего один) слишком дороги….
Сейчас существует три модели городского автобуса. Первые две,«низкопольники» МАЗ-101 и МАЗ-103 с уровнем пола 360мм, различаются конструкцией заднего моста: у МАЗ-101 он портальный. Построена и упрощенная версия МАЗ-104 — с таким же кузовом, но мостами от грузового автомобиля и увеличенной до 600 мм высотой пола.
Пока завод выпускает четыре автобуса в месяц, а к следующему году собирается построить сочлененную машину. В Минске, где по улицам ходят в основном «убитые» Икарусы, на автобусы МАЗ смотрят, как на чудо…