Трак-триал приходит в РоссиюКогда я побывал на чешском «грузовом» заводе Skoda LIAZ, «лиазовцы» прокатили меня на чумовой машине — грузовике для трак-триала. Я и не знал тогда, что на конец декабря намечены первые в России соревнования подобных машин! А пока организаторы этого необычного мероприятия готовят трассу и ждут хорошего морозца, расскажем, что стоит за названием Truck-Trial.

Трак-триал приходит в Россию

ТРАКТОР, ГРУЗОВИК ИЛИ?..

…Ворота ангара, стоящего на окраине завода LIAZ, открылись, и на меня, тарахтя и пофыркивая дымом из выхлопной трубы, задом выползло НЕЧТО. Сначала показалось, что это трактор. Да нет же — грузовик, но какой! Тоненькое, как у стрекозы, туловище, двигатель сзади, а из «раздатки», расположенной по центру машины, к обеим осям расходятся карданные валы.

«Залезай справа в кабину», — улыбнулся пилот Ян Филип, застегивая на ходу шлем. Забираюсь, высоко задирая ногу, сажусь в анатомическое, предельно спартанское кресло; меня крест-накрест прихватывают ремнями…

Тарахтение переходит в рычание: трогаемся. Пока едем по грунтовой площадке прямо, никаких необычных ощущений не возникает: грузовик как грузовик. Но вот пилот поворачивает руль, и — что это? — машина идет наискосок, боком; поворот руля в другую сторону — и машина идет другим боком… В ответ на мой недоуменный взгляд пилот улыбается: «Здесь поворачиваются все колесу!» А чтобы сам водитель не запутался, в какую сторону повернуты колеса, в кабине стоит специальная рейка с флажком, связанная с рулевым управлением. Ян выворачивает руль до отказа, нажимает на «газ» — и вот грузовик уже вертится юлой практически на одном месте, с ревом поднимая фонтаны земли. Ай, браво!

Трак-триал приходит в РоссиюА потом мы полезли на косогор — так, что правые колеса оказались гораздо выше левых. Подъезжаем к краю оврага… Мамочки, страшно! A LIAZ тем временем уже медленно ползет вниз. Вот земля заслоняет все лобовое стекло, кажется, еще секунда — двигатель, стоящий в «корме», перевесит, и мы перевернемся через голову. Но нет — грузовик сползает юзом на ровную поверхность; лихой разворот, еще один, «змейка»…

«Ну как, понравилось?» — спросили меня, когда я буквально выпал из кабины.
«Еще бы! Фантастика!»

«ТРАКИ» МЕСЯТ ГРЯЗЬ

Соревнования по триалу весьма распространены в Западной Европе, поскольку они прежде всего зрелищны: это что-то наподобие битвы биг-футов… Разноцветные, измазанные по уши в грязи полноприводные грузовики, словно огромные жуки, ползают по естественным и искусственным препятствиям. Карьеры, водные бассейны, завалы, глубокие колеи, головокружительные спуски и крутые подъемы, месиво грязи… Бац — вот одна машина перевернулась «на спину» и беспомощно завращала в воздухе могучими колесами. Ничего страшного: ее поднимают — и снова в путь по бездорожью.

Марки грузовиков — самые разные. Здесь есть и Unimog (как же без него?), и различные переделанные машины, и наши ЗИЛы, Ура-лы, КрАЗы, явно списанные из армий бывших стран социализма. Для многих спортсменов триал — хобби, тусовка фанатов-единомышленников, но есть и заводские команды, к примеру, тот же LIAZ, который занял в этом году третье место в своем классе.

Кто же становится победителем? Оказывается, здесь скорость не играет никакой роли, а все решают мастерство, выдержка и точный расчет. Кто ни разу не застрял, не съехал с препятствия назад и тем более не перевернулся, кто грамотно преодолел все преграды, не набрав штрафных очков, — тот и побеждает.

ТРИАЛ ПО-БРОННИЦКИ

Трак-триал приходит в РоссиюУ нас, конечно, любителей, готовых месить грязь на собственном грузовике-вездеходе, пока нет. Зато армейской внедорожной техники — хоть отбавляй. А потому за дело взялись энтузиасты НИИ автомобильной техники МО РФ в Бронницах под Москвой (там проводится ежегодный зимний кросс Бронницкое кольцо) и Главного авто-бронетанкового управления. Так что наш триал — во всяком случае, на первых порах — будет носить ярко выраженный «оборонный» характер. Устроители соревнований и не скрывают, что одна из целей триала — воспитание допризывной молодежи… Вдобавок, во время соревнований можно устроить выставку так называемой техники двойного применения — военно-гражданских вездеходов.

Каков же будет бронницкий триал? Пока этого до конца не представляют и сами организаторы, но трасса уже готова принять машины. На двух километрах пути построено шесть специальных участков различного характера и сложности: от косогоров, траншей, ям с водой и завалов до «мавзолея» — ступенчатого подъема.

Машины будут выступать в четырех категориях: 4×4, 6×6, 8×8 и прототипы. Требования довольно высоки: вездеходы должны проходить углы подъема не меньше 30 градусов и углы крена не меньше 20 градусов, преодолевать вертикальную стенку высотой 500—600 мм, брод глубиной ог 1,7 м и т. д.

На сегодняшний день подано двадцать заявок. ЗИЛ выпустит на трассу три машины: трехосный грузовик из семейства Синяя птица, «зиловский Unimog» со всеми управляемыми колесами и кабиной от «малотоннаж-ника» плюс армейскую машину ЗИЛ-4334-20. МАЗ привезет новейшие вездеходы 6317 6×6. Приедут КамАЗ, ГАЗ, УралАЗ, Арзамасский машиностроительный завод (тот самый, что делает бронетранспортеры), команды из Бронниц и из Рязанского военного училища. Жаль, «лиазовской» машины там не будет. Так что… «Р-равняйсь! Смирно! К преодолению препятствий…»

По материалам журнала АВТОРЕВЮ
Т. ГЛОБАЧЕВ