Содержание статьи
Каждый, кто впервые оказывается в Женеве, может подумать, что швейцарцев волнуют только две проблемы: какие купить наручные часы и в какой банк вложить деньги. Банк, отель, часовой магазин, снова банк и вновь часовых дел мастера…
Потом выясняется, что у швейцарцев есть и другие заботы.
Они ходят в музеи и театры, будние вечера проводят в бесчисленных барах и ресторанах, а в хорошую погоду выходят под парусами на гладь Женевского озера, любуясь самым высоким в мире фонтаном. А еще в Женеве проводится ежегодный автомобильный салон — ив начале марта весь город устремляется в район аэропорта, в выставочный комплекс Palexpo.
«Ходят тут, ходят, только рыбу пугают, — ворчал бородатый старик, сидя ранним утром на пирсе между яхт с удочкой в руках. — И чего ходить, все равно фонтан не включат — холодно еще…» Есть ли в гигантском Женевском озере рыба или нет — не знаю, но старик оказался прав. Знаменитый фонтан, бьющий прямо из озера на высоту 130 метров, действительно молчал. Без него — одного из символов города — Женева выглядела даже сиротливо. Фонтана нет, класть на счет в банк нечего, да и на приличные часы не хватит. Жизнь дала трещину.
И все же в назначенный час фонтан заработал — его включили как раз в день открытия автосалона.
СТРОЙКА ВЕКА
Это напоминало «стройку века»: пыль столбом, остатки деревянных ящиков, километры проводов, бесконечные полотна упаковочного целлофана и раскаленные докрасна «прорабы». Так выглядела выставка за сутки до открытия.
Вдоль этого хаоса я пробирался с желанием загодя выяснить дислокацию экспонентов, оценить расстановку сил, разузнать что-нибудь интересное…
То тут, то там на стенды закатывали машины, причем «стопроцентные» новинки были надежно прикрыты непрозрачными покрывалами — подальше от посторонних глаз. Кругом монтировались невообразимые декорации, в кадках «высаживались» искусственные деревья, а на сценах девушки-танцовщицы проводили последние репетиции.
Во всей этой круговерти я чуть было не заметил стенд Renault, на который водружали… новый минивэн! Ну точно, минивэн на базе появившейся осенью модели Медапе, о которой мы подробно рассказывали. Здоровенный кран опускал ничем не прикрытую машину на вращающийся подиум — и ее можно было спокойно осмотреть с ног до головы. И хотя подготовка фирмой нового автомобиля не являлась тайной за семью печатями. Мало кто предполагал, что его впервые покажут именно в Женеве
Ближе к ночи стенды стали приобретать божеский вид, а надраенные до блеска автомобили оставались ночевать под шелковыми покрывалами. А в это время…
НА ДЕНЬ РАНЬШЕ ВСЕХ
В это самое время своими новинками вовсю хвалился Mercedes-Benz. Штуттгартцы привезли в Женеву сразу четыре новых автомобиля. Рассказать во всех подробностях о новинках журналистам решили в тихом укромном уголке за день до открытия выставки.
Во-первых, это два универсала — на базе С и Е-классов. О них мы уже не раз говорили, поэтому отметим лишь, что грузо-пассажирский Е-класс помимо передних и боковых (в дверях) подушек безопасности оснащен еще и «думающим» датчиком — он подает команду на раскрытие правой подушки только в том случае, если на переднем сиденье сидит пассажир. Универсал предлагается в трех уровнях оснащения и с четырьмя (бензиновыми и дизельными) двигателями мощностью от 83 до 205 л. с.
Впервые широкой публике показали минивэн Viano. Правда, поначалу автомобиль поставил в тупик: для минивэна вроде великоват, а на микроавтобус еще не тянет. С другой стороны, максимальное число мест в машине не больше семи, а это — «минивэновский» показатель. Как бы там ни было, у Viano есть шансы достойно поспорить с конкурентами, и одним из главных козырей в этом станет пневмоподвеска задних колес с электронной регулировкой уровня над дорогой.
Наконец, новый внедорожник AAV, который планируется производить с конца 1997 года в США. Тогда же его начнут продавать в Штатах и лишь годом позже в Европе. А пока, осмотрев эту машину, понимаешь, что собрана она «на коленке» — в опытном производстве или в дизайн-студии. До конвейера еще далеко.
Кстати, за ужином я оказался за столиком вместе с Ричардом Плаветичем — одним из авторов проекта AAV. Он поведал, что есть еще один AAV — точно такой же, но другого цвета, и находится он сейчас в США.
ГВОЗДЬ САЛОНА
Пожалуй, самым привлекательным новым автомобилем оказался минивэн Renault Megane. Впрочем, Megane Scenic (Scenic — имя одного из концепт-каров фирмы, представленного в 1991 году) вряд ли можно назвать минивэном, точнее его будет назвать однообъемным легковым автомобилем. Сделан он на платформе модели Megane, использует те же двигатели и ту же переднюю панель салона. И длина у него, как у 5-дверного хэтчбека, — 4130 мм. Так что семейство с фамилией Megane активно пополняется: к имеющимся хэтчбеку, купе и мини вэну позже добавятся седан, кабриолет и универсал — и все это на одной платформе. Правда, Megane Scenic пока еще только прототип: «товарный» автомобиль покажут, скорее всего, в Париже, в октябре этого года.
А вот еще один экспонат фирмы, наверное, так и останется в единственном экземпляре — речь идет о желтом двухместном купе Fiftie. Этот концептуальный автомобиль с алюминиевой рамой и кузовом из композитных материалов в основе имеет Renault Sport Spider. Но кузов выполнен по мотивам знаменитого Renault 4 CV середины 50-х. Хорошо получилось, нечего сказать. Впрочем, возрождением старого, доброго и забытого занимаются не только на Renault.
VOLKSWAGEN СНОВА ПЕСНЬ ЗАВОДИТ
С завидным упорством Volkswagen выставляет чуть ли не на каждом автосалоне возрождаемый VW Beetle («Жук»). И каждый раз в концептуальном автомобиле обнаруживается что-нибудь новенькое. На этот раз его отличали полностью стеклянная сдвижная крыша (как на новом Porsche 911 Targa), боковые надувные подушки безопасности в дверях и экономичный 1,9-литровый турбодизель с непосредственным впрыском топлива. Фирма планирует запустить автомобиль в производство в 1998 году в Бразилии.
Кроме того, VW продолжает работать на «музыкальной» ниве. В этом году была представлена модификация модели Golf под названием Bon Jovi. Volkswagen спонсирует гастроли группы, которые начинаются 1 июня концертом в Мадриде и пройдут в 11 странах. Как вы помните, за последние три года подобное сотрудничество VW имел с командами Genesis, Pink Floyd и Rolling Stones. Если дела и дальше так пойдут, то, глядишь, Volkswagen скоро и сам запоет. Учителя-то хорошие…
Ну а для тех, кто концертам и пикникам предпочитает деловое времяпрепровождение, VW сделал мобильный офис, размещенный в минивэне VW Sharan. Как в анекдоте: жене сказал, что к любовнице, любовнице — что к жене, а сам в минивэн, подальше от людей, и работать, работать, работать…
И OPEL ТУДА ЖЕ
И компания Adam Opel AG не удержалась от соблазна иметь в своей производственной программе минивэн, причем помог в этом деле заокеанский патрон — General Motors.
Надо отметить, что в последнее время конструкторы европейского и североамериканского отделении этого автомобильного гиганта работают все сплоченнее. Пример этого сотрудничества — Cadillac Catera, который по сути является подретушированной моделью Omega компании Opel. Новый минивэн — следующий шаг в расширении кооперации, или, как нынче говорят, «глобализации». Крупный 8-местный переднеприводный автомобиль выдержан в лучших американских традициях как по форме кузова, так и по оснащению салона. Между прочим, это первый Opel, который будет выпускаться в Штатах. Уже с ноября этого года его начнут продавать в Германии, Австрии и Швейцарии, а со следующего года — по всей Европе и даже в Японии. «А в США/» — спросите вы. А в США Opel в общем-то и не нужен: янки предпочтут новое поколение минивэнов Chevrolet Lumina/Pontiac Т ransSport/Oldsmobile Silhouette. Ведь в основе своей все четыре новых машины (включая и Opel) одинаковы. Так что европейцам и американцам будут предлагать практически одну и ту же машину, но под разными марками.
Кстати, на опелевский стенд по-прежнему зазывают на десятке языков мира, включая русский. Мелочь, а приятно.
Еще один минивэн стоял на стенде совместного предприятия NedCar, принадлежащего Volvo, Mitsubishi и правительству Голландии. Очень легкий (850 кг) Access отличается низким для машин этого класса расходом топлива — всего 5 л на 100 км. Машина выставлена как опытная разработка, поэтому есть у нее будущее или нет, остается загадкой.
КОРЕЙЦЫ ПРОТИВ ЯПОНЦЕВ
Из всех корейских производителей наиболее достойно выглядел Hyundai, и посмотреть на новое купе этой фирмы журналисты собрались задолго до назначенного часа. Новичок сделан на платформе хорошо известной модели Lantra второго поколения (эта машина дебютировала год назад на автосалоне в Сеуле). И хотя формы купе вполне соответствуют модному течению «биодизайн», автомобиль уже не кажется безликим. Похоже, на фирме нашли что-то свое, ведь в таком же стиле выполнены новые модели Accent и Lantra.
Японские фирмы явно посильнее корейских, самыми активными оказались Honda и Toyota.
Первая представила новое поколение модели Legend. По соседству с ней в лучах прожекторов купался джип CR-Л/. Недавний концепт-кар, он уже запущен в производство и весьма успешно продается у себя на родине. Toyota показала кабриолет на базе модели Paseo. Кроме того, дебют отметил небольшой автомобиль Toyota Starlet. Через пару лет фирма обещает выдать в этом классе что-то принципиально новое.
ЧЕХИ НАСТУПАЮТ
Марка Skoda поднимается все выше и выше в мировой автомобильной табели о рангах. Последний штрих — применение двигателей Volkswagen. А еще выкатили «веселенький» пикапчик. Вся его прелесть — в возможности трансформации из двухместного в четырехместный: задняя стенка кабины легко откидывается назад, и на ее месте возникают два полноценных сиденья. впрочем, до конвейера такая идея вряд ли дойдет.
НАШИ СОСЕДИ
А рядом с чехами расположились наши родненькие… Главное действо разворачивалось вокруг седана 2110 и модернизированной «девятки», которую вот-вот начнут выпускать в Финляндии, на фирме Valmet. На стенде компании Valmet подтвердили эти планы и даже назвали примерный срок начала производства «европейской» девятки — октябрь нынешнего года. Предполагается, что машина будет называться Samara GLS, хотя на салоне она предстала под именем Samara Baltica. Впрочем, особой роли это не играет — был бы толк, а уж с названием разберемся.
Интересно, что Valmet представил и свой собственный проект — полномасштабный макет кабриолета на основе автомобиля Saab 900. (Напомним, что Valmet — известный специалист по складным крышам и выпускает на своем заводе Saab 900 Cabrio, а также купе Opel Calibra.)
Saab, кстати, показал в Женеве «заряженную» версию модели 900. Она отличается 2,3-литровым двигателем мощностью 250 л. с., новым сцеплением, системой Sensonic в приводе КПП и фирменной системой traction control.
VOLVO: «ПОЛНЫЙ» — ВПЕРЕД!
Нет, речь пойдет не о внедорожниках, а всего лишь о полноприводных легковых автомобилях. О Volvo. Если вы помните, в Женеве компания Volvo уже представляла концептуальный полноприводный универсал на базе 850-й модели. Так вот, на этот раз на стенде красовался уже серийный образец, то есть «конвейерный» вариант. Автомобиль имеет вязкостную муфту в качестве межосевого дифференциала, оснащен блокируемым задним дифференциалом, приводится 5-цилиндровым 193-сильным двигателем и будет выпускаться только с кузовом универсал.
Когда Volvo с полным приводом появится в продаже, пока не сообщается. Наверняка, Volvo 850 AWD придется по душе и жителям Северной Европы, и любителям выезжать на weekend в швейцарские Альпы. А то, что автомобиль будет популярным в России — это уж точно.
А вот и новая линия Volvo — S40/V40. И если седан S40 воспринимался на выставке уже более-менее спокойно, то интерес к универсалу случился огромный. Красивый автомобиль. Отличительная его черта — необычное решение пятой (задней) двери, частично перекрытой стеклом.
А вот старый специалист по части полного привода — компания Audi AG — выступила сразу на двух фронтах, представив отдельной экспозицией свое отделение Quattro GmbH. Похоже, что в ближайшее время конкуренция среди «заряженных» серийных машин еще сильнее обострится.