Трое в классе, не считая RenaultВ последние годы — словно прорвало! Добрая половина серьезных автопроизводителей вышла на рынок с небольшими двухместными спортивными автомобилями. Загибаем пальцы: Fiat barchetta, Alfa Romeo Spider, MGF, BMW Z3, Renault Spicier… Вероятно, рыночные стратеги из Штутгарта рассчитывали, что поставят в этом списке жирную точку в виде модели SLK, показав всем и вся, что такое настоящий родстер, да еще со складывающейся жесткой крышей.

Так бы оно и было, если бы не земляки мерседесовцев из фирмы Porsche. Забегая вперед скажем, что когда после долгих споров о достоинствах и недостатках участников сегодняшнего «квартета» (здесь в качестве претендентов на первенство чаще всего упоминались BMW и Mercedes) мы прохватили несколько сотен километров на только что появившемся автомобиле Porsche Boxster, то сделали главный вывод: Porsche начинается там, где заканчиваются Mercedes и BMW. Впрочем, о новинке фирмы Porsche мы вскоре поговорим отдельно, а сейчас обратимся к героям нашего сегодняшнего рассказа.

Об автомобилях BMW Z3 и Mercedes SLK наши читатели знают уже все или почти все. А вот MGF и Renault Spider для нас пока еще в диковинку.

В первом случае это связано с тем, что крупнейшее в Англии автомобилестроительное объединение Rover Group, куда входит и марка MG, официально представлено в России лишь в лице «внедорожного» отделения Land Rover. А вот продажами очень интересных легковых автомобилей марки Rover и MG пока, увы, у нас никто не занимается. И хотя ходили слухи, что вскоре машины Rover можно будет купить у официальных дилеров BMW, дальше переговоров дело, похоже, не пошло.

С автомобилем Renault Spider ситуация иная. Это действительно спортивный автомобиль, причем, в отличие от других участников теста, которые в той или иной степени также вправе называться спортивными, к Renault Spider это относится в самом прямом, «гоночном» смысле слова.

ИЩЕМ МОТОРЫ…

Трое в классе, не считая RenaultНачнем с BMW. Подняв огромный, длиной чуть ли не в пол машины, капот, обнаруживаем рядную восьмиклапанную «четверку» с рабочим объемом 1,8 литра. Вообще-то Z3 может оснащаться и мотором посерьезней — 16-клапанным объемом 1,9 литра. А только что на Парижском автосалоне была продемонстрирована версия с 6-цилиндровым мотором мощностью 192 л. с. Mercedes был представлен версией SLK 200, то есть с двухлитровым «атмосферным» двигателем. Кроме него SLK комплектуется также двигателем с турбокомпрессором объемом 2,3 литра мощностью 193 л. с. (на некоторые рынки поступает и версия SLK 200 kompressor).

Оба «немца» имеют классическую компоновку. А вот MGF… еще более классическую! Что это?

Трое в классе, не считая RenaultНачнем с того, что мы облазили весь салон в поисках «открывашки» капота. Через десять минут безрезультатных поисков решили осмотреть багажник, открыв его ключом. Представьте себе, именно там мы сначала нашли «кусочек» двигателя, а затем и рукоятку отпирания капота! Да, мотор установлен «в базе», за задними сиденьями, и от багажного отсека его отделяет жесткая перегородка. Сверху подобраться к нему можно лишь через узкую — не более 15 см — щель, сняв защитную решетку.

Дернув за найденную в багажнике рукоятку, идем рассматривать подкапотное пространство в надежде найти там пустое место для вещей. Не тут-то было! Запаска, тормозной цилиндр с вакуумным усилителем, аккумулятор — все это здесь расположено так, что ни чемодан, ни даже маленькую сумку пристроить уже негде. Теперь стало ясно, почему рукоятка открывания капота очутилась сзади, в багажнике, — ведь за нее придется дергать лишь в случае прокола колеса или, например, необходимости ремонта тормозов. То есть крайне редко…

Для тех, кому 120 «лошадок» этого мотора недостаточно, предлагается MGF с двигателем 1,8 WC мощностью 145 л. с. Такая прибавка в силах при том же объеме стала возможна благодаря применению системы газораспределения с изменяемыми фазами (Variable Valve Control).

Трое в классе, не считая RenaultА что можно сказать о силовой установке Renault? Двигатель на французской машине расположен сзади — это легко понять, не открывая капот или багажник. Во-первых, о его местонахождении свидетельствуют мощные «жабры» воздухозаборников в задних крыльях. Во-вторых, через щель под крышкой багажника (наверное, в данном случае правильнее сказать — капота?) просматривается выпускной коллектор. Дернув за рукоятку, расположенную на водительском пороге, открываем «задний» капот и ощущаем «тепловой удар» — в лицо пахнуло раскаленным воздухом. Лучше сюда руки не совать! Тем более что заднюю половину моторного отсека, причудливо извиваясь, занимает система выпуска.

Этот двигатель имеет обозначение F7R — точно такой же двухлитровый 150-сильный мотор ставят на боевые малышки Renault Clio Williams.

Откинув вперед внушительный капот (на этот раз, пожалуй, правильнее сказать — крышку багажника. Совсем запутались!), обнаруживаем среди алюминиевых профилей пластиковое съемное корытце, как раз и выполняющее роль багажника. Много вещей сюда не положишь, но дипломат и пара шлемов помещаются легко. Сюда же укладывается и брезентовый чехол, закрывающий пассажирский отсек на стоянке.

ЧТО С КРЫШАМИ?

Что касается процесса установки и снятия крыши, то бесспорным лидером, является Mercedes SLK: нажал на кнопочку — и через 25 секунд ты уже в уютном закрытом салоне. И никаких дополнительных фиксаторов, чехлов — все управляется одной кнопкой!

На BMW Z3 и MGF все более привычно. В сложенном состоянии матерчатая крыша прячется под чехлом позади сидений. То есть перед тем, как поставить крышу, надо снять чехол, затем вытянуть саму крышу (это удобнее делать вдвоем) и защелкнуть два фиксатора на рамке лобового стекла. Операция немудреная, но все же из машины надо выходить.

А меньше всего проблем с крышей на Renault: ее здесь нет вовсе! Ни мягкой, ни твердой. И если уж попал под дождь, то лучше раздевайся до плавок и наслаждайся природным душем…

В САЛОНЕ? В САЛОНЧИКЕ.

Если автомобили без крыши, то забраться в них просто. Разве что Z3 заставляет чуть нагибаться к дверной ручке. Но… Renault все это не касается, о нем разговор особый.

А когда машины закрыты, то удобнее всего усаживаться в SLK. Чуть сложнее просочиться в Z3 и MGF — автомобили низкие, и дверные проемы по высоте меньше, чем на обычных седанах.

Теперь о Renault. Казалось бы, раз крыши нет, то все должно быть очень просто. Ан нет! Renault Spider требует гимнастических навыков для посадки за руль или на пассажирское место. Для начала попробуем открыть дверь. Где же ручка? Снаружи ее нет! Не беда — ведь открытый кузов позволяет дотянуться до внутренней. Но дверь почему-то не поддается. Оказывается, двери на Renault не распахиваются, а поднимаются вверх. Почти как на Lamborghini Diablo. Теперь, чтобы добраться до спортивных сидений Recaro, нужно перемахнуть через широкий и высокий алюминиевый порог, просунуть ку-да-то вглубь ноги и лишь после этого оказаться в объятиях комбинированного — кожа с тканью — седла. Во время этого замысловатого процесса и опереться толком не на что: дверь ушла куда-то вперед и вверх, рамки лобового стекла нет… Беда. Не думаем, что усесться в кокпит спортивной «формулы» намного сложнее.

Раз уж мы с таким трудом проникли внутрь Renault, то знакомство с интерьером начнем с этой машины. Обивки как таковой здесь нет. Кругом голые алюминиевые панели, и редко — пластиковые вставки. Оба сиденья не регулируются, педали — с перфорированными металлическими площадками. Рычаг переключения передач увенчан алюминиевым шариком-рукояткой. Перед водителем — щиток приборов, в центре которого стрелочный тахометр, а по бокам указатели давления масла и температуры охлаждающей жидкости. Даже спидометра нет. Ну чем не гоночная машина для кольцевых трасс? Правда, нашелся еще один щиток приборов — он установлен в центре передней панели и представляет из себя не что иное, как жидкокристаллический дисплей от Renault Twingo. Он информирует водителя о скорости, запасе топлива и времени суток. Ниже, на консоли, приютилось скромное табло с контрольными лампами. В солнечный день разглядеть что-либо на двух этих экранах невозможно.

Выкарабкавшись из Renault, садимся в BMW Z3. Ох, как все просто! Удобное сиденье легко подгоняется двумя электрорегулировками по длине и высоте. Угол наклона спинки выбирается вручную. Все на месте! Удобны педали, руль, рычаг переключения передач. Перед глазами — щиток приборов с традиционным для BMW набором информации и оформлением.

Трое в классе, не считая RenaultМерседес SLK. Автомобиль хоть и маленький, но салон вполне мерседесовский. И лишь белый фон основных приборов, их обрамление в металлические ободки подчеркивают необычный характер этой модели. Сравнивая салон SLK с салоном BMW Z3, приходишь к выводу, что ни одной похожей детали нет. В то же время по части эргономики обе машины на высоте, а преимущества и недостатки сводятся к едва заметным нюансам.

Теперь посетим салон MGF. Поскольку эта машина еще не была в наших руках, опишем ее подробнее. Салон явно попроще, чем в Z3 и SLK. Сиденья как будто позаимствованы у какого-то заурядного седана — без характерной боковой поддержки, с однотонной матерчатой обивкой и двумя ручными регулировками. И если «настроить» кресло по длине здесь легко, то выбрать нужный наклон спинки уже сложнее — надо крутить вентиль, просунув руку в узкую щель между спинкой и кузовом. Точь-в-точь как на «сорок первом» Москвиче.

Трое в классе, не считая RenaultНебольшого диаметра руль с утолщениями «под хват» понравился. Удобны рычаг переключения передач и педали. Кстати, педаль акселератора здесь, как на Renault и на SLK, с перфорированной площадкой. Приборы, как на SLK, имеют круглую форму и белый фон, но выглядят проще. Кроме стандартного набора приборов на центральной консоли имеется указатель температуры масла в двигателе.
Управление микроклиматом — тремя вращающимися рукоятками — как на BMW Z3 и на SLK. Все удобно и понятно.

Несколько слов о безопасности. Пассажиры таких машин меньше защищены на случай аварии, нежели в закрытом кузове седана или хэтчбека. Поэтому очень важно иметь жесткие рамки лобового стекла. Не помешают и мощные дуги за спинками сидений. Ведь эти элементы воспримут удары при опрокидывании автомобиля. Все три родстера оснащены двумя фронтальными подушками безопасности. Но самым защищенным оказался Mercedes. Он, кроме фронтальных, имеет еще и две боковые подушки. Плюс мощнейшие металлические дуги за подголовниками.

СТАРТ

Трое в классе, не считая RenaultПервое место, причем с приличным отрывом, тут же занимает Renault Spider. За ним тянется MGF. На третьем месте — Mercedes SLK, опережая на полкорпуса BMW Z3. А какие ощущения испытывает водитель, когда его правая нога до судорог в мышцах вдавила «газ в пол»?

Начнем с лидера. За спиной громко урчит 150-сильный мотор. С металлическим клацанием включается первая передача, напоминая кулачковые коробки на боевых раллийных машинах. Раскручиваем двигатель до 6000 об/мин и бросаем сцепление. Чуть взвизгнув шинами и слегка рыскнув влево-вправо, Spider уносится вперед, вжимая водителя в кресло. Теперь главное — вовремя успеть подоткнуть вторую, а затем третью передачи, не выпуская стрелку тахометра за рубеж в 7000 об/мин, где срабатывает ограничитель. Дух захватывает! Но ехать быстрее 120 км/ч на этой безумной машине уже сложно — плотные струи воздуха лупят по лицу, глаза начинают слезиться, и правая нога сама собой отпускает педаль газа.

Мы остановились и достали из «корытца» шлемы-интегралки. Вот чего не хватало для быстрой езды!

Старт на MGF немного напоминает Renault (не по темпу, а по характеру): легкое взвизгивание шин и автомобиль уходит вперед с приличным ускорением. Отсутствие эффектной пробуксовки в обоих случаях объясняется компоновкой: задние ведущие колеса нагружены весом двигателя. Да и шины не подкачали: сзади на MGF — Michelin Pilot SX размерности 205/50 R15, а впереди 185/55 R15.

Английский мотор ровно и уверенно набирает обороты, легко докручиваясь до ограничителя (он срабатывает при 7000 об/мин). Передаточные числа КПП позволяют достичь на второй передаче скорости 110 км/ч. Переключать передачи не сложно, хотя усилия к рычагу нужно прикладывать больше, чем на Z3.

Mercedes SLK более сдержан. Все происходит достаточно быстро, но одновременно плавно, комфортно. Никаких рывков и дерганий при смене передач, «мягкие» педали и такой же «мягкий» рычаг КПП. Если раскрутить движок до «красной зоны» и бросить сцепление, то и здесь дым из-под колес не повалит — лишь интенсивный разгон на грани пробуксовки. И только мигающий на панели приборов желтый треугольник с восклицательным знаком, свидетельствующий о начале пробуксовки, как бы говорит: «Не выделывайся, а соблюдай правила хорошего тона! Это же Mercedes!»

А что BMW? Двигатель, похоже, без ка-ких-либо изменений перекочевал с BMW 318 и не отличается особой резвостью. Да и рабочий объем его поменьше, чем у других участников теста, за исключением MGF. Он ровненько крутится, в меру тяговит, а ограничитель срабатывает при 6000 об/мин. Но все это вряд ли устроит водителя, привыкшего на трассе быть первым. Попытка как-то исправить положение более «короткой» коробкой тоже особого эффекта не принесла. (На второй передаче, как и в случае с SLK, можно разогнаться лишь до 90 км/ч.)

Трое в классе, не считая RenaultНо не все так плохо! Да, мотор проигрывает конкурентам (к тому же, напомним, в этом тесте более уместной была бы машина Z3 с 1,9-литровым двигателем), зато с эргономикой здесь все на высоте. Удобные педали четко «отслеживают» желания водителя, а оперировать рычагом КПП — просто удовольствие: небольшие перемещения, малые усилия, отменная точность и информативность! Никаких проблем и ошибок!

За разгоном, как известно, рано или поздно следует торможение. В нашу «обязательную программу» вошли торможение на асфальте со 150—160 км/ч, рабочие «подтор-маживания» (сброс скорости до определенного значения), торможение на «миксте» (песок + асфальт) и другие упражнения. Быстро стало ясно, что Mercedes и BMW — обладатели лучших тормозных систем, оснащенных хорошими АБС. Все здесь удобно, понятно и безопасно. Отличия в мелочах.

Теперь — MGF. Здесь уже есть проколы. При обычном торможении все нормально, но стоит продавить педаль «в пол», как сразу начинаются рыскания автомобиля, грубоватая АБС «стучит» по педали, и при этом остается впечатление, что замедляется машина не слишком интенсивно. А если выпустить руль, то MGF начинает и вовсе не прилично вихляться.

Не удастся расслабиться и при попытке «осадить» Renault. Но причина уже иная. АБС нет. Да и усилие на педали не для женских ножек. Зато если уж нажал на педаль, приложив к ней 40—50 кг, то будет просто бешеное замедление! На сухом асфальте Spider останавливается как вкопанный. Ну, а что до скользких покрытий, то это не его стихия: сыровато без крыши! (Впрочем, примерно в это же время наш корреспондент Максим Кадаков был во Франции и рассекал на Renault Spider по извилистой трассе одного из полигонов. Был дождь. Начал он с того, что не вписался в поворот и слегка вспахал обочину. Об остальном он скоро расскажет сам.)

ПОКРУТИМ РУЛЕМ

Трое в классе, не считая RenaultОценивать управляемость начнем с SLK. По характеру поведения как на прямой, так и в поворотах — это стопроцентный Mercedes. Реакции на повороты руля, запаздывания, крены, усилия на рулевом колесе — все в принципе уже знакомо. Хотя SLK, конечно, острее «обычных» машин. Но стоит стрелке спидометра перейти рубеж 140 км/ч, как в поведении автомобиля на прямой появляется некоторая неуверенность — расширяется динамический коридор, SLK реагирует на волны асфальта и на боковой ветер отклонениями от траектории. Расслабляться не придется: необходимы точные подруливания. Как мы уже отмечали раньше, хотелось бы иметь и лучшую информативность — при поворотах руля не хватает реактивного действия. Хотя сама машина ведет себя в поворотах неплохо — точно «прописывает» траекторию, демонстрируя практически нейтральный характер повора-чиваемости. Немаловажны в этом вопросе и роль шин Michelin Pilot НХ: спереди 205/55 R16, а сзади — 225/50 R16.

С точки зрения управляемости, нам больше всего понравился BMW Z3. Однозначное, понятное поведение как на прямых, так и в поворотах! Никаких рысканий, водитель во всех ситуациях прекрасно чувствует автомобиль. Этому способствует рулевое управление с небольшими усилиями, но все же очень информативным реактивным действием. Не подкачали и шины Michelin Energy размерности 205/60 R15.

MGF по части управляемости занял место между автомобилями BMW и Mercedes. На скоростях до 90 км/ч машина демонстрирует низкую чувствительность, особенно для родстера: чтобы вызвать желаемую реакцию, руль нужно поворачивать на довольно большие углы. Но если разогнаться, то чувствительность увеличивается, и MGF становится острым и даже спортивным в своих реакциях. Если побыстрей занырнуть в поворот, MGF может вызвать замирание сердца, напомнив о таком явлении, как занос задней оси. Корректировать его нужно рулем, быстро и точно. Промедление повлечет за собой разворот на 180 °, а может, и больше…

Трое в классе, не считая RenaultУпражнения по изучению управляемости Renault Spider закончились очень быстро, ведь, в отличие от Максима Кадакова, мы ездили не по закрытой трассе, а по дорогам общего пользования. И прорубать новую просеку в лесу вовсе не входило в наши планы. Подергав рулем на прямой, мы ощутили сверхостроту реакций и приличные боковые перегрузки, сравнимые разве что с таковыми на спортивных формулах. Нечто похожее мы испытывали года два назад при езде на английской машине TVR Griffith. Здесь вновь разновеликие «лапти» (впереди 205/50 R16, а сзади 225/50 R16) модели Michelin Pilot SX. Руль без гидроусилителя. Едва проворачиваемый на месте, он и в движении не отличается легкостью. Но зато ничто не вмешивается в процесс руления — водитель ощущает все нюансы поведения машины и положения управляемых колес. Сейчас бы куда-нибудь на автодром…

«АВТОДРОМ» НА ПЛЯЖЕ

Заехав на безлюдный берег Атлантического океана для фотосъемки, мы обнаружили, что полоса влажного прибрежного песка шириной метров пятьдесят — отличное место для езды со скольжениями. Совсем как на укатанном снегу! И главное — это безопасно. Пару раз, переусердствовав, мы разворачивались на 180 ° и 360 °, но при этом никаких тенденций к перевороту машин не было — настолько покрытие было плотным и ровным. Вновь подтвердилось, что поведение Z3 — вне конкуренции. Автомобиль очень устойчив и позволяет допускать ошибки в скорости, рулении, дозировке «газа». Z3 легко «вытаскивается» даже из очень глубокого, искусственно вызванного заноса. (Особенно впечатляет способность подвески «определять» момент, когда автомобиль стабилизировался, и не допускать дальнейшего развития колебаний.) Здорово!

Другое дело — MGF. Центральное расположение двигателя вносит свои коррективы. Чуть прозевал начало заноса, не успел с опережением «отработать» рулем — и все, разворот на 180°! MGF явно «вертлявее », чем Z3, для управления им необходимы точность, собранность, а самое главное — твердые навыки вождения автомобилем на скользкой дороге. При этом предельные возможности MGF в повороте выше, чем у Z3 и SLK, но вот надежность, «понятность» управления — значительно ниже.

Поездки на SLK и Renault по «песчаному полигону» также в полной мере подтвердили наши «асфальтовые» впечатления.

ХОРОШИЕ ДОРОГИ? ЭТО ПЛОХО…

Увы, наши планы сравнить плавность хода тестируемых родстеров потерпели фиаско. На датских дорогах (а наш тест мы проводили именно в Дании) и MGF, и BMW, и Mercedes показались очень комфортными машинами.
Лишь Renault Spider заметно жестче, но это, опять же, вполне соответствует идеологии этого автомобиля.

ШУМЫ И ВИБРАЦИИ

Самым шумным и вибрирующим, естественно, оказался Renault Spider. Не мудрено: шумоизоляция здесь отсутствует напрочь. Долой все коврики и обивки! Все натурально: и рокот мощного двигателя, и вибрации от него и удары камней о днище. Кстати, когда переднее колесо «подняло» камешек с дороги и он ударился об арку, то сначала захотелось остановиться и посмотреть: что там сломалось? Но позже мы к этому привыкли.

Что касается тройки «нормальных» родстеров, то в ней тихоня — Mercedes. Почему он тише с закрытой крышей — ясно сразу: «капитальный» металлический потолок всегда лучше, чем брезентовый верх. Но и в открытом варианте SLK хорош: меньше шум от двигателя, не так сильно «поет» ветер.

MGF и BMW очень близки по уровню шумов, а вот с вибрациями на MGF дела обстоят хуже. Виной тому — рамка лобового стекла. Она начинает вибрировать на определенной скорости — 90 — 100 км/ч. Если увеличить ход, то вибрации пропадают. А на этой «резонансной» скорости дрожь лобового стекла даже можно заметить на глаз.
***

Два дня пролетели как два часа. И, как часто бывает после окончания теста, мы вдруг вспомнили, что не попробовали пройтись на «максималке», подробнее изучить двигатели и подвески, «поиграться» с магнитолами… Что ж, за такой короткий срок досконально изучить четыре неординарных автомобиля просто невозможно.

Чаще всего покупателей таких автомобилей меньше всего интересуют нюансы поведения или степень комфорта. Родстеры выбирают за внешний вид, за имидж, за то, что они помогают подчеркнуть свое положение в обществе и свое отношение к жизни. А это вещь очень индивидуальная.

Мы бы отдали предпочтение автомобилям BMW и Mercedes. BMW прекрасно управляется, и каждый километр, каждый вираж, пройденный на этой машине, может стать праздником. Mercedes — гораздо универсальнее, у него жесткая крыша. И он, естественно, дороже. Но это, не забывайте, Mercedes!

A MGF? Для англичан марка MG, возможно, значит ничуть не меньше, чем Mercedes-Benz для немцев. Но, во-первых, подавляющему большинству российских автолюбителей имя MG ровным счетом ни о чем не говорит. А главное — нет авторизованного сервиса. Последнее нынче имеет такое серьезное значение, что рассуждения обо всем остальном просто теряют смысл.

Renault Spider… Если вы в состоянии арендовать какой-нибудь полигон или построить где-нибудь за городом хотя бы «кар-тинговую» трассу, то вперед. Вы получите массу удовольствий. Впрочем, вы можете насладиться и ездой по дорогам общего пользования и тем вниманием, которое вы будете привлекать. Но есть опасения, что через два-три часа все это вам надоест. Захочется тепла и уюта. А этого, увы, Renault Spider предоставить не может.