Содержание статьи
Мимо экспозици фирмы Mercedes-Benz на автосалоне в Париже, я пролетел, как говорится, на полном газу. А на что, думал я, там смотреть: новые универсалы на базе С-класса и Е-класса мы уже видели, минивэны V-класса облазили с ног до головы, на родстерах SLK наездили не одну тысячу километров. Чего же боле?
Так и не зашел бы я на Mercedes, если бы коллеги-журналис ты не надоумили: «Ты видел автомобиль без руля? Mercedes показывает!»
Лечу на стенд. На подступах к мерседесовской экспозиции наткнулся на Бруно Сакко, шеф-дизайнера фирмы. Этот человек просто так нигде не появляется. Значит, на стенде в самом деле есть что-то интересное.
НЕЧТО
Распластанная капля из стекла и металла, именуемая F200, собрала вокруг себя столько народа, что семечку от яблока негде было упасть. Что же это?
Это огромное нежно-голубое купе со стеклянной крышей, обилием хромированных элементов и дверями гильотинного типа. Те, кто следит за автоновостями помнят, что в 1991 году был создан однообъемный автомобиль F100. Позже появился экспериментальный спортивный автомобиль С112. Наконец, в прошлом году на Женевском автосалоне был продемонстрирован Vario Research Саг со сменными кузовами. Все эти машины с самого начала рассматривались не как перспективные разработки для постановки на конвейер, а лишь как взгляд на развитие транспортных средств завтрашнего дня. Вот и F200 объединяет в себе ряд идей, которые, быть может, станут вполне привычными через пару десятилетий.
ДИЗАЙН
Над формами машины трудились художники дизайн-студий компании в США, Японии и Германии. Причем работали дизайнеры с разных континентов в режиме конкуренции, ибо право на продолжение работ могла выиграть лишь одна студия. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что конкурс выиграли японцы! (Мы ведь то и дело клюем их за невыразительный дизайн автомобилей-«обмылков»!)
Идеи японцев были воплощены сначала в моделях в масштабе 1:5. Затем в течение нескольких месяцев различные варианты внешности F200 отрабатывались на этих моделях, после чего появился полномасштабный макет машины. Постройку ходового прототипа Mercedes поручил туринской фирме Stola. При этом итальянские кузово-строители работали в тесном контакте с немецкими инженерами и дизайнерами.
Внешность F200 недвусмысленно намекает на то, как будут выглядеть в будущем большие купе фирмы (точнее — последователи нынешних купе CL на базе седанов S-класса). Взять хотя бы фары. Они продолжают тему «четырехглазого» дизайна автомобилей Е-класса, только теперь они объединены общим обтекателем. Не исключено, что именно такие фары будут иметь седаны S-класса следующего поколения.
У автомобиля неплохая аэродинамика: Сх=0,28, а полностью стеклянная крыша обеспечивает ездокам прекрасный обзор.
Но не дизайном единым жив F200. За плавными обводами конструкторы скрыли столько интересных инженерных решений, что просто диву даешься.
Например, распределение света от фар автоматически изменяется в зависимости от дорожных условий и скорости движения. Что это значит? Например, при движении в плотном городском потоке свет направляется в стороны — чтобы не слепить впереди идущего водителя. А на крутых поворотах фары поворачиваются вместе с передними колесами. Чтобы достичь этого, в каждой фаре используют по шесть рефлекторов.
А ДВЕРИ, ДВЕРИ!
Во-первых, чтобы открыть дверь, нужно дотронуться до электронной кнопки на панели приборов или до кнопки на внешней стороне двери. Но чтобы попасть в F200 снаружи, надо кроме того иметь специальную электронную карту-ключ.
Во-вторых, дверь сначала отъезжает вбок, а затем поднимается вверх. Угол открытия — 60 градусов. К тому же двери очень широкие, поэтому проблем с посадкой-высадкой нет.
ЕСТЬ ОДНА У ЛЕТЧИКА МЕЧТА
Помнится, анекдот был о том, как летчик до дома не доехал. «Несусь домой 150 в час. Правый поворот, левый. Обгон, еще обгон. Впереди — ремонт дороги. Ну я и рванул руль на себя…»
К чему это? Да к тому, что F200 мог бы вполне стать самым «авиационным» автомобилем в мире.
Заглянув в салон машины, я обнаружил, что руля здесь нет! И педалей — тоже! Одни рычаги да кнопки. Эх, хотел же я в летчики пойти! Сел бы сейчас за… за… за штурвал этого аппарата да рванул бы на себя! Смех смехом, а как же все-таки эта машина управляется?
Вождение F200 — процесс, похоже, непростой но при этом довольно забавный.
Роль рулевого колеса выполняет здесь штурвал типа самолетного, расположенный на тоннеле пола. Еще один рычаг вмонтирован в обивку водительской двери. Переместил центральный рычаг влево — и передние колеса поворачиваются влево, вправо — и колеса туда же. Для набора скорости нужно переместить рычаг от себя, а для торможения — наоборот, к себе. Вот и вся премудрость.
На рычаги выведено также управление светом, «дворниками» и омыватели стекол, а еще кнопка звукового сигнала. Все остальные кнопки сгруппированы на куполообразной центральной консоли. Здесь — управление автоматической трансмиссией (положения «паркинг», «нейтраль», «движение вперед» и «задний ход»), открыванием-закрыванием дверей, подогревом сидений, стояночными огнями, навигационной системой. Все кнопки дублированы — для того, чтобы и пассажир мог легко управлять ими. Даже перчаточных ящика здесь два.
Передняя панель представляет собой гигантский дисплей, на котором отображается все, что можно: от скорости движения и частоты оборотов двигателя до электронной карты местности навигационной системы. Можно вывести на панель показания бортового компьютера, CD-чейнджера, видеоигры, телевизионное изображение…
Вместо наружных зеркал машина оснащена камерой заднего обзора, которая передает изображение на два монитора (один для водителя, другой для пассажира), расположенные по краям передней панели. На панели приборов даже дорожные знаки высвечиваются — так что ограничение скорости здесь не проспишь!
Сиденья, само собой, с электроприводами. Но отрегулировать можно не только сиденья, но и… площадку для ног!
Это не все. Оказывается, есть еще один рычаг — на двери пассажира. Зачем? Для того, чтобы пассажир тоже мог управлять машиной!
На пассажирском рычаге «зашиты» те же функции, что и на левом рычаге водителя. А здоровый рычаг в тоннеле пола одинаково доступен и пассажиру, и водителю. Поэтому с помощью простого переключателя на панели приборов можно передать управление машиной сидящему справа. При этом электроника следит за тем, есть ли кто-нибудь справа от водителя — чтобы тот случайно не передал управление пустому сиденью.
Определенные преимущества у такой системы, конечно, есть. Например, при парковке в стесненных условиях можно попросить помочь пассажира. На такой машине запросто можно съездить на отдых в Британию — проблемы «правого» и «левого» рулей здесь нет. Наконец, при бросках на дальние расстояния можно менять водителя, не выходя из машины.
***
Классная вещица. Вот только одного я не пойму. Летчика при перегрузках удерживают мощные ремни, которыми он прикован к креслу. Водитель автомобиля в напряженном повороте не только рулит «баранкой», но еще и держится за нее. А за что держаться в F200? Я думаю, что после первого крутого виража оба рычага останутся у водителя в руках. Чего вы смеетесь? На ралли таких случаев сколько угодно.
Так что конструкторам из Штутгарта придется либо создавать невесомость в салоне машины (насколько я понимаю, пока это не под силу даже фирме Mercedes), либо намертво пригвоздить водителя четырехточечными ремнями безопасности.
Хотя я бы предпочел все же обычное рулевое колесо: на летчика я ведь так и не выучился.