Вкус и послевкусиеПривязанность к двум разным категориям вещей невольно заставляет искать параллели между ними. Я люблю хорошие вина и хорошие машины. И не затыкайте мне рот банальностями о пьянстве за рулем, о несовместимости… Я говорю о другом. Между винами и автомобилями много общего. Дешевые, сомнительного качества могут вызвать головную боль; редкие и дорогие становятся жемчужинами коллекций; наконец, у них есть ярко выраженный национальный характер…

Такие мысли лезли мне в голову неспроста. Я оказался во Франции, на родине знаменитых вин и автомобилей и ехал вдоль виноградников по дорогам в окрестностях Тура, что в провинции Департамент Луары. На бутылках здешних вин высшей категории обязательно есть надпись «appellation Touraine controlee», подтверждающая происхождение из района Тура. А вот автомобилей здесь не делают. Машины, на которых я поездил по местным дорогам, собирают в городе Сошо (Sochaux), на заводе фирмы Peugeot. Поводов было несколько: модельный ряд Peugeot 406 только что пополнился универсалом, в гамме двигателей появился новый мотор V6, а к механической коробке передач добавился «автомат».

Появления всех этих новшеств следовало ожидать. Что касается первого, то 15% автомобилей Peugeot 405 — были с кузовом универсал, что отлично стыкуется с бытующим во Франции представлением о Peugeot как о семейных автомобилях. Но до сей поры все 220000 машин Peugeot 406, собранных с июня 1995 года в Сошо, были только седанами, и этот перекос надо было устранить.

Шестицилиндровый двигатель тоже просился под капот 406-й — ведь V6 есть у многих конкурентов в этом классе. Ну, а насчет «автомата» и вовсе сомнений нет: автомобилю с подчеркнутыми нотками солидности и комфорта грешно не иметь версии с автоматической КПП.

Итак, с чего же начать знакомство?

Меня как магнитом потянуло к ярко-красному универсалу Peugeot 406 Break — от этой машины невозможно было отвести взгляд…

APPELLATION SOCHAUX CONTROLEE

Вкус и послевкусиеПервые наброски силуэтов нового универсала дизайнеры Центра стиля Peugeot сделали еще в 1992 году, причем подготовили два варианта — более динамичный и более классический. Выбрали второй.

Универсал длиннее седана на 17 см, но его задняя часть вовсе не выглядит тяжеловесной. От бампера до бампера, от миндалевидных фар до двухсегментных (красное и черное) задних фонарей универсал ласкает глаз безупречными пропорциями. Peugeot 406 Break не менее элегантен, чем седан.
И уж, конечно, нет и тени сомнений, что и на этот раз из ворот завода в Сошо выкатилось истинно французское творение.

Пора откупорить эту красивую бутылку: что же будет внутри? Рука, скользнув под козырек над задним номером, тотчас нашла клавишу замка. Щелчок — и задняя дверь вместе с частью задних фонарей и бампера поднимается вверх. Здесь, конечно же, просторно. Половину багажника сверху закрывает жесткая полка, половину — гибкая вытягивающаяся шторка, а убрав их и сложив заднее сиденье, можно получить внушительное багажное отделение с ровным полом (емкость — от 526 до 1741 л). Захлопываю багажник — и за руль! Внутри — знакомый элегантный интерьер с небезосновательной претензией на роскошь, ничуть не потерявший от «универсальности». Брошенный назад взгляд обнаруживает за задним сиденьем с тремя подголовниками пока что непривычное в 406-й продолжение салона, но обзорность от этого почти не пострадала. Во всяком случае, во многих современных хэтчбеках дела с этим обстоят намного хуже.

Завожу мотор — и с унынием слушаю характерное дизельное постукивание на холостом ходу. Да, таковы французы, — сами-то пьют хорошие вина, а меж тем примерно половину всех своих автомобилей поят дешевой соляркой.

Ну держись, дизелек, сейчас ты у меня покрутишься — посмотрим, какой ты Peugeot! Мотор, казалось, этого и ждал. Как только стрелка тахометра касается отметки 2000 об/мин, универсал весело подхватывается крутящим моментом в 250 Нм, и резвый набор оборотов продолжается вплоть до максимальных 5150 об/мин. С этим 2,1-литровым 12-клапанным турбодизелем мы уже знакомы — ездили на минивэне Peugeot 806. А теперь, в 406-й, он ведет себя так, словно по его топливопроводам бежит не солярка, а молодое бургундское. Особенно удивляет его способность быстро и чутко реагировать на подачу топлива: педаль газа нажата почти до пола, и темп разгона впечатляет, но стоит додавить педаль еще чуть-чуть — и еще одна порция ускорения вжимает в спинку кресла.

Вкус и послевкусиеА как ведет себя универсал? Подвеска здесь более «мускулистая», чем у седана, и это объяснимо — сам автомобиль стал чуть тяжелей, да и грузоподъемность увеличилась. В результате к мелким неровностям и пологим асфальтовым волнам, которые отнюдь не редкость на французских дорогах, универсал относится «внимательней», чем седан, и общее впечатление от работы подвески здесь, конечно, не столь яркое. Менее заметно и «подруливающее» действие задней подвески в поворотах, хотя конструктивно эластоки-нематика не изменилась. Впрочем, это мне даже понравилось.

Ближе к концу ознакомительного маршрута я съехал с дороги, загнал машину в виноградник, заглушил дизель и прислушался к тишине. Древние каменные ограды стерегли покой ягод, впитывающих в себя лучи неяркого утреннего солнца, и, как мне показалось, вполне благосклонно отнеслись к универсалу. Он здесь был своим, французом до мозга костей, вернее, до металла рычагов подвески. И при всей своей элегантности не счел бы зазорным принять на борт десяток ящиков с солнценосным виноградом.

Я подобрал с земли упавшую спелую гроздь, забрался в машину и покатил дальше. Меня ждал другой Peugeot 406 — седан со скромным шильдиком V6 на переднем крыле.

ФРАНЦУЗСКИЙ МОТОР С БАВАРСКИМ ХАРАКТЕРОМ

Салон седана встретил мягкой кожей сидений, а моторный отсек — красивейшим кожухом V-образной трехлитровой 24-клапанной «шестерки». Это первый «всефранцузский» двигатель, совместно разработанный специалистами всех трех фирм: сначала он появится под капотом Peugeot 406, позже Citroen оснастит им модель Xantia, a Renault — автомобили Laguna.

Вкус и послевкусиеА что за провода тянутся от верхней опоры стойки передней подвески? Оказывается, теперь на топ-версиях Peugeot 406 SVE по заказу будет устанавливаться подвеска с адаптивными амортизаторами, похожая на ту, что применяется еще с 1989 года на автомобилях Peugeot 605. При конструировании этой подвески французы, которые традиционно разрабатывают и производят для себя амортизаторы сами, сотрудничали со специалистами японской фирмы Kayaba.

Принцип ее работы не нов: в штоке каждого амортизатора стоит миниатюрный шаговый электромоторчик, изменяющий проходное сечение клапана отбоя и, соответственно, усилие сопротивления. Система может работать в двух режимах — спортивном (с максимальной жесткостью) и адаптивном, когда электронный блок управления, анализируя сигналы о скорости вращения и угле поворота руля, открытии дроссельной заслонки и кренах кузова, сам принимает решение о выборе жесткости. По словам создателей, в адаптивном режиме приблизительно 80% времени езды подвеска будет «распущена», а 20% — «поджата».

Поворот ключа в замке зажигания — и сердце наполняется ликованием. Черт возьми, в голосе этого мотора я узнаю знакомые тевтонские нотки лучших «шестерок» BMW! Хочется подольше не отпускать педаль сцепления (тем более что она «ватная», малоинформативная и слишком длинноход-ная) и просто так поигрывать «газом», слушая многообещающие звуки. Ну, что сейчас будет… Короткая пробуксовка, рывок вперед — и мотор задергался, моментально «упершись» в электронный ограничитель оборотов. Извини, дорогой, я ведь не знал, что первая передача этой довольно «растянутой» трансмиссии, взятой без изменений с двухлитровой турбоверсии, окажется слишком «короткой» для тебя. Учту…

В том, что почти двухсот сил окажется вполне достаточно для 406-й, я не сомневался, но, глядя на почти ровную моментную характеристику нового двигателя, я ожидал от него спокойного характера, подчеркивающего комфорт машины. Вот, например, автомобили SAAB: V-образная «шестерка» там для любителей «моментной» езды, «езды внатяг», а турбомотор — для тех, кто любит погорячее. А у Peugeot — все наоборот. Впрочем, с тягой на низах здесь все в порядке — ровный и уверенный разгон начинается уже с 1000 об/мин, но после 3500—4000 об/мин следует такой веселый подхват, что, вкусив этой прелести, уже не хочется опускать стрелку тахометра ниже.

Окрестные виноградники и деревушки по бокам мелькают, как в калейдоскопе. На спидометре — 200 км/ч, а блок управления амортизаторами, наверное, уже позабыл, что бывает еще и «мягкий» режим. Но тем не менее подвеска отлично «глотает» мелкие неровности, чуть жестковата на стыках и иногда на мгновение «вывешивается», когда автомобиль попадает на пологие горбы на загородном асфальте.

При этом подвеска работает очень тихо, и в салоне слышен только негромкий волнующий кровь звук мотора и… сильный шум ветра — это, увы, грех всех 406-х.

Попробовал снизить скорость и понажимать кнопку с нарисованным амортизатором на центральной консоли. Разница между адаптивным и спортивным режимами есть, но очень небольшая — в первом подвеска чуть мягче реагирует на стыки и волны, а во втором автомобиль чуть охотнее и с меньшими кренами отвечает на быстрые повороты руля. Но если поехать порезвей, то разница исчезает — компьютер ведь сам «зажимает» подвеску.

Вкус и послевкусиеЧто касается знаменитой управляемости Peugeot, то здесь я вновь вспомнил о французских винах, вернее, о хорошем бордо. Во Франции его принято запивать минеральной водой, чтобы яркий кисловато-горький вкус не показался слишком резким.

Сейчас я тоже не отказался бы от хорошего глотка «минералки» — запить порцию адреналина, полученного после нескольких быстрых поворотов. Тогда, может быть, занос при сбросе газа в вираже, возникающий после обычного «переднеприводного» ввинчивания, не показался бы мне столь быстрым и резким, требующим немедленной коррекции рулем и газом. Но если не увлекаться, то все будет в порядке — 406-я охотно и с радостью заныривает в поворот, придавая активному вождению особенный шарм.

Выслушав последний аккорд полюбившейся «шестерки», я с сожалением прервал ее песнь поворотом ключа, открыл капот, положил на горячий кожух клапанных крышек ту самую виноградную гроздь и на память щелкнул фотоаппаратом.

Теперь мне предстояло поездить на 406-й с «автоматом», и я уже заранее начал скучать.

«АВТОМАТ» С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ

Сажусь, осматриваюсь. Удобный рычаг селектора коробки перемещается по «мерседесовской» зигзагообразной щели, а справа расположились две кнопки. Оказывается, этот «автомат» — с электронным управлением, и нажатие кнопки с буквой S включает «спортивный» режим, а вторая кнопка со снежинкой активирует «зимнюю» программу. А повторное нажатие каждой из кнопок отменяет включенный режим и переводит «умную» коробку в адаптивный, когда она подстраивается под стиль езды водителя, подбирая одну из семи заложенных программ переключений — для езды по шоссе, по городу, с полной нагрузкой… Вдобавок электроника следит за температурным режимом коробки и двигателя, дает команды на блокировку гидротрансформатора (на высших передачах полностью, а на низших с небольшим проскальзыванием в 50 об/мин, что предохраняет трансмиссию от резких рывков) и при отпущенной педали газа сама «подтыкает» пониженные передачи, давая возможность тормозить двигателем.

Вкус и послевкусиеМолодцы французы, такую «умную» коробку построили. И тут у меня проснулись сомнения — неужели сами? Полез в описание — ну точно, «четырехдиапазонная КПП разработана и производится фирмой ZF по спецификации PSA Peugeot Citroen». Так и проще, и дешевле, и надежнее: ведь немцы из фирмы ZF — признанные мастера «автоматных» дел.

Завожу двухлитровый 135-сильный двигатель (пока «автомат» будет агрегатиро-ваться только с ним, но в принципе способен «перева-ить» крутящий момент в 00 Нм). При трогании стрелка тахометра сразу прыгает на отметку 2300 об/мин, и автомобиль начинает подчеркнуто плавно разгоняться. Но ощущения особого комфорта почему-то нет, — увы, разгон сопровождается заметным шумом и вибрациями от мотора. Вот на этом фоне легко оценить сбалансированность новой «шестерки» и совершенство ее опор…

Включаю спортивный режим. Понятливая коробка сразу переходит на пониженную передачу, отодвигает моменты переключений в зону более высоких оборотов, раньше и охотнее включает функцию kick down, то есть понижает передачи при интенсивном нажатии на газ.

Попробовал поиграть с «зимним» режимом. Машина при этом стартует только со второй передачи, а после сброса газа переключает передачи вниз немедленно, через десятую долю секунды. Здорово, как раз для наших зимних дорог.

Теперь надо проверить… Кстати, а в каком режиме я еду? Посмотрел на индикатор, что на приборной панели, а лампочек-то на свету совсем не видно! Начал вспоминать, какую кнопку и сколько раз нажимал — запутался. Плюнул, взялся за рычаг селектора и поехал, как с «последовательной» трансмиссией Tiptronic: первый диапазон — разгон — второй диапазон — разгон — третий… И тогда дело пошло веселее. Мотор стал раскручиваться до упора, а не до 5000 об/мин, как раньше, а «мозги» коробки и здесь оказались на высоте. Словно умная лошадь, почуявшая твердые шенкеля, «автомат» понял, что сейчас ему лучше помалкивать со всеми своими программами переключений, ибо от него хотят только одного: подольше блокировать гидротрансформатор и не мешать при выборе передач. Что он и сделал — как мне показалось, затаив обиду в глубине своей оперативной памяти.

Словом, мой скепсис в отношении «автоматов» несколько поутих. Создатели этой коробки постарались свести к минимуму врожденные недостатки, «научив» ее логичнее переключать передачи и эффективно тормозить двигателем. Есть, правда, одно «но». С «автоматом» расход топлива по городскому циклу и динамика двухлитровой 406-й стали хуже на 30%, чем с «механикой», — на целую треть! И вряд ли это придется по вкусу расчетливым европейцам.

При изготовлении некоторых сортов шампанского французские виноделы (естественно, из провинции Шампань) сливают вместе несколько разных вин, прекрасных в отдельности, но в сочетании дающих еще более превосходный вкус. Автомобилестроители из Сошо поступили так же. Элегантность и изысканность, присущую Peugeot 406, они соединили с бурлящей, искрометной удалью нового мотора V6, приправили это удобством универсала и совершенством конструкции «автомата». Что полнилось — судить покупателям.

А еще французские вина знамениты своим послевкусием — тонким, еле ощутимым ароматом трав, цветов, запахом дубовых бочек. «Воспоминанием о вкусе». После моего знакомства с новинками Peugeot тоже осталось «послевкусие» — там есть и тишина виноградников, и спелая гроздь на разгоряченном моторе, и сожаление о том, что теперь поездить на 406-й с новым двигателем удастся не скоро. Впрочем, хорошего вина в Москве достать тоже непросто…