Содержание статьи
Когда на открытой двухместной машине подлетаешь к повороту, когда, балдея от скорости, проходишь вираж, когда вновь несешься за горизонт, когда забываешь о делах и долгах, когда теплый ветер потрошит волосы, когда есть деньги на бензин, когда ты влюблен в целый свет, тогда… Тогда это —рок-н-ролл!
Есть машины дорогие и дешевые, хорошие и не очень, быстрые и медленные… А бывают машины очаровательные. Их очень мало. Но два оказавшихся у меня автомобиля относятся именно к их числу. Это — Alfa Romeo Spider и Mercedes SLK.
Мне повезло…
Alfa, конечно же, девушка. А точнее — молодая женщина. Mercedes, вне всякого сомнения, юноша. И вовсе не потому, что в русском языке одно из этих названий женского рода, а другое — мужского. Посмотрите на фотографии: у вас есть сомнения относительно вторичных половых признаков этих представителей рода автомобилева? У меня — нет.
Alfa. Ее фигура безупречна. Она пленительна, грациозна. И если вам вдруг показалось, что глазки у нее чуть узковаты, то считайте, что она лишь слегка близорука, а потому прищурилась, чтобы вас же лучше разглядеть. Это простительно и даже трогательно.
A SLK? Он не по-мерседесовски игрив и дружелюбен. Он мускулист, но не агрессивен, он смотрит на мир большими глазами и по молодости лет готов на любую авантюру. Ему все нипочем, он еще верит в себя! Он — забияка.
Мне кажется, что по уже упомянутым причинам Alfa Romeo — это прежде всего автомобиль для мужчин, а вот за рулем SLK в равной степени легко представить и мужчину, и женщину. Наверное, SLK не столь мужественен, сколь женственна Alfa.
ПРИСЯДЕМ НА ДОРОЖКУ
То, как открываются двери в Альфе, нашим автомобилистам может напомнить Оку. Дверной ручки нет. Нужно большим пальцем нажать на кнопку, а оставшуюся часть ладони запустить в углубление между дверной панелью и боковиной и потянуть на себя. На этом ассоциации с отечественными машинами заканчиваются, причем навсегда.
Просовываю голову в салон, а там — черным-черно. Черная кожа сидений, черная ткань съемной крыши, черная передняя панель и щиток приборов. Все черное! Но черный цвет вовсе не «сузил» пространство. Напротив, границы салона как бы растворились.
Перебрасываю правую ногу через мощный высокий порог и… показалось, что пола нет вовсе. В отличие от современных массовых итальянских автомобилей, предполагающих довольно высокую, «вертикальную» посадку водителя, здесь можно «растянуться»: в зоне ног сделано весьма глубокое «корытце», потому-то и возникло ощущение, что порог очень высокий, что пола нет, и ты протягиваешь ноги словно по асфальту.
Сиденье имеет недвусмысленно спортивный профиль. Валики боковой поддержки на подушке и спинке выполнены как отдельные элементы, и они тут же надежно обхватывают твое тело: сиди и не рыпайся!
Отдельное слово нужно сказать о приборах. Они круглые, и каждый из них находится в глубине пластикового «стакана». Когда машина не едет и двигатель заглушен, стрелки спидометра и тахометра «смотрят» не куда-то на «юго-юго-запад», а точно вниз, «на юг». Во всем этом есть что-то очень строгое, настраивающее на серьезный лад.
Но больше всего понравился набалдашник рычага передач. Это — нечто! Ничего общего с аморфными рукоятками большинства машин, допускающими с собой вольное обращение — хочешь ладонь сверху положи, хочешь сбоку, хочешь — переключай передачи одним пальцем. Тут все конкретно: ты должен обхватить рычаг четырьмя пальцами (для каждого из них в кожаной обшивке рукоятки есть свое углубление), а большой палец положить сверху.
А что Mercedes? A Mercedes резвится! Конечно, можно заказать и черную обивку салона (мне как раз такой и попался), но все же производители, похоже, ориентировались на веселенькие расцветки. Присмотревшись к тому, как здесь все сделано, понимаешь, что при всей радостной пестроте, к интерьеру подошли очень серьезно. Пластмассовых деталей, например, гораздо меньше, чем в Альфе.
Обшитое тканью сиденье (кстати, расцветки этих тканей специально разрабатывались для SLK) вовсе не намекает на спортивный норов машины. Это умеренно жесткое сиденье («жесткое», когда речь о мерседесовских и вообще о немецких сиденьях, — это хорошо) с более чем умеренными боковыми поддержками. Зато диапазоны регулировок — просто отменные, и особо порадуются долговязые водители, которым в других машинах порою просто некуда деть коленки — они упираются в руль.
в цилиндрические углубления приборов здесь скорее игривые, чем спортивные, но при этом, пожалуй, показания приборов читаются лучше, чем в Альфе.
Есть в SLK один очень спортивный узел. Все три педали здесь с металлическими площадками и усыпаны сквозными отверстиями, прямо как в Ferrari 355! Но вот рукоятка рычага переключения разочаровала. Она стильная, но спереди и сзади сделаны глубокие канавки, за которые цепляются пальцы. Мне так и не удалось подобрать правильный «хват».
Забегая вперед, скажу, что сидеть в мерседесовских сиденьях понравилось больше: несмотря на вялую боковую поддержку, здесь достигнуто лучшее распределение нагрузок, особенно в области поясницы и лопаток.
В целом, если сравнивать интерьеры двух машин, то получается странная картина. Обстановка в Alfa Romeo строже, изящней, но… дешевле. A SLK, напротив, сочетает некоторую легкомысленность с откровенной претензией на роскошь. При всем при том оба салона очень органичны и целостны.
Обзорность вперед лучше на Альфе, а вот назад (при поднятой крыше) — на SLK. К тому же на SLK, при парковке задним ходом, лучше чувствуются габариты — ведь задок-то здесь приподнят выше, чем на Альфе. И при проезде перекрестков Mercedes обеспечивает лучшую обзорность.
В ГОРЫ!
Сначала я сел в Альфу, попросив коллегу ехать за мной на SLK. Сразу же убрали крыши. Надо ли говорить, что этот процесс намного проще на SLK? Нажал на кнопочку — и жди, пока над сложенной крышей захлопнется крышка багажника. Alfa Romeo требует выходить из машины и убирать крышу вручную, причем особое внимание нужно уделять тому, чтобы на заднем пластиковом окошке не образовалось острых складок. Нельзя сказать, что этот ритуал неприятен, к тому же, если поставить такую задачу, то вручную альфовскую крышу можно упрятать даже быстрее, чем это сделают гидроприводы на SLK. Но в Альфе то и дело заедают замки, и порою захлопнуть крышку над сложенной крышей удавалось лишь с третьей попытки, причем прилагая немалые усилия. (Кстати, в качестве дополнительного оборудования для Альфы можно заказать электропривод крыши.)
До выезда на загородные трассы пришлось проехать по булыжной мостовой.
У Альфы началась пляска святого Витта. Кузов дрожал, что-то громыхало под полом (видимо, глушитель), поскрипывали двери и панели, содрогался руль. Казалось, что если добавить ходу, то, не ровен час, машина начнет оставлять на камнях болты и гайки. По такой дороге Alfa заставляет ехать медленно. Подвеска явно не рассчитана на сколько-нибудь быстрое движение по мощеным улицам.
Прыгаю в SLK. Совсем другое дело! Mercedes — он и без крыши Mercedes! Неровности «душатся» чертовски энергоемкой подвеской где-то на полпути к кузову, и лишь иногда чувствуются легкие покачивания. Ничто здесь не скрипит, не шуршит, не пищит. Словно кузов выточен из монолитной стальной болванки. Можно смело ехать быстрее, слушая лишь шлепки широких шин.
Ну вот и выбрались на асфальт. Стало свободней.
Вновь сажусь в Альфу. На ровной-то дороге совсем другие ощущения! Тут и вспоминаешь, что главный здесь звук — звук мотора. Иной раз я ловил себя на мысли, что наслаждаюсь не только и не столько динамикой разгона, сколько песней этого 150-сильного двигателя. И как это итальянцам удалось «вписаться» в жесткие европейские нормы по шумам, сохранив это завораживающее урчание!
Ничего подобного на SLK нет. Во всяком случае, на двухлитровой машине без компрессора.
Звук альфовского мотора оказался не просто «понтом». Этот мотор мощнее мерседесовского, и почувствовать разницу очень легко. Даже при том, что у Альфы чуть более растянутые передачи (вторую передачу здесь можно «докрутить» до 115—120 км/ч, в то время как на SLK она «тухнет» при 90 км/ч), итальянская машина заметно резвее. На высоких, под 200 км/ч, скоростях она без особого труда оставляет SLK позади. Мотор на Альфе и более «вертлявый» — электронный ограничитель дает о себе знать примерно на 7000 об/мин.
И все же… Так получилось, что Alfa Romeo Spider оказалась в моем распоряжении еще за неделю до этого теста, и я уже имел счастье «оттянуться» по полной программе как на автобанах, так и на горных дорогах. Так вот. После того, как я около часа ехал со скоростью 200 км/ч на пятой передаче (около 6000 об/мин), а затем заехал на заправку (немудрено, что при таком режиме езды это приходилось делать довольно часто), то заметил, что двигатель перестал «держать» холостые обороты: стрелка тахометра принялась прыгать от 1000 до 2500 об/мин и лишь спустя 15 минут слегка успокоилась. Скорей всего, это лишь частный случай, но все же я убежден, что Mercedes таких вольностей себе бы не позволил. Это вновь навело на банальные мысли о том, что никакие преимущества в автомобиле «просто так» не достигаются. Вряд ли альфовский мотор при всем его пьянящем темпераменте сможет потягаться с мерседесовским по надежности и ресурсу.
Когда скорость переваливает за 120, встречный ветер доставляет больше неприятностей на SLK. Но если на обеих машинах поднять крыши, то Mercedes становится нормальным, тихим автомобилем, a Alfa Romeo продолжает гудеть и свистеть.
С точки зрения удобства управления, ехать на обеих машинах по скоростной трассе в равной степени удобно. У Альфы чуть более острые реакции на небольшие отклонения руля, зато сам руль более упругий: нарастание реактивного действия предохраняет от случайных ошибок. Руль SLK заметно «легче», но и машина в этих режимах не столь остра. Оба автомобиля великолепно стелются по шоссе.
И все же ездить на таких машинах по автобанам скучно. А потому давайте-ка свернем с этой роскошной трассы и направимся из Флоренции в Болонью по узенькой дорожке через горный перевал. Заодно и сэкономим несколько десятков тысяч лир, ведь, в отличие от итальянских магистралей, эта «обычная» горная дорога — бесплатная.
Чтобы освежить уже знакомые «альфовские» горные впечатления, первые сто километров я решил проехать на итальянской машине.
Кажется, что лучшего и не пожелаешь! Я свистел колесами от души. Легкая недостаточная поворачиваемость, отличные реакции на сброс и добавление газа, умноженные на великолепно подобранный передаточный ряд трансмиссии, удобное переключение передач, безупречное, очень информативное реактивное действие на руле, блестящую работу шин Michelin Pilot… Чего же боле? И даже показавшийся было хлипким открытый кузов здесь не вызывал никаких проблем: я ни разу не почувствовал, что мне нужно рулем или газом компенсировать на виражах недостаток его жесткости. Alfa оказалась очень подтянутой и боевой.
Вновь Mercedes SLK. Недовольную гримасу я скривил лишь в первую минуту, когда разгонялся с места: вяло. Но первая же связка поворотов подняла настроение, а вскоре, минуя очередную связку, я уже кричал: кайф! Вот она, стихия SLK.
Еще через пять минут показавшееся было недостаточным реактивное усилие на руле уже не раздражало, и я упивался откликами этой машинки на мои действия.
Степень недостаточной поворачиваемости здесь еще меньше, чем в Альфе. С ростом скорости SLK начинает сползать за внешние пределы намеченной траектории, но при этом с каким-то звериным упорством цепляясь за дорогу и стремясь затащить себя внутрь.
Когда же в правом повороте риск выскользнуть на встречную полосу, а в левом — в придорожный овражек был слишком велик, то я слегка сбрасывал газ, в ответ на что SLK тут же заныривал внутрь, оставляя на мгновение скользящей лишь заднюю ось. Остро, но чертовски надежно!
Очень понравилась и реакция на торможение… тормозом! Я смоделировал поведение запаниковавшего водителя, который, чувствуя, что машина начинает выходить из-под контроля, успел не только снять правую ногу с газа, но и ударить по соседней педали тормоза. SLK еще резче заныривает внутрь и еще резче срывает заднюю ось в занос. Главное — не закрывать глаза, успеть вовремя скорректировать траекторию рулем — и все будет о’кей. Пять баллов!
Когда для фотосъемки мне пришлось несколько раз проходить один и тот же поворот на Альфе и на SLK, то я, поглядывая на спидометр, еще раз убедился, что пределы SLK чуть выше, и в этой машине я себя чувствую не менее уверенно, чем в Альфе. Последнее обстоятельство, кстати, особенно важно. Ведь мои ездовые навыки (если, конечно, таковые есть) «заточены» под передний привод. Когда наши испытатели заталкивали меня («чтоб не расслаблялся!») за руль, скажем, Porsche 911 или BMW М3 и заставляли прохватить по горной дороге, у меня на лбу выступал холодный пот.
И только нежелание дать им повод поворчать, что шеф уже потерял вкус к быстрой езде, заставляло идти на этот подвиг. В какой-то мере эта боязнь заднего привода присутствовала и в случае с SLK, но, пожалуй, никакая другая заднеприводная машина не помогла мне в такой мере избавиться от страха, особенно в близких к предельным режимах.
Я БЫ ВЫБРАЛ…
Если бы я когда-нибудь заставил себя жить красиво и несуетливо, если бы я не думал о том, что двухместный автомобиль — это не слишком практично, если бы мне не надо было оставлять такую машину возле дома на ночь без охраны, если бы я не боялся привлекать к себе завистливые и злые взгляды, то… То я бы рассудил так.
Alfa Romeo вызывающе красива. Но именно это обстоятельство плюс осознание того, что итальянские машины пока что особой надежностью не славятся, вызывает у меня опасение измены. Это — как любовь к актрисе. Будь я чуть помоложе, то, наверное, без оглядки бы бросился в этот омут. К тому же Alfa Romeo Spider «на круг» выйдет дешевле, чем SLK.
A Mercedes SLK? Так уж повелось, что автомобили Mercedes, никогда не числились «молодежными», отчасти и потому, что они никогда не были дешевыми. С другой стороны, SLK вполне позволяет снизить планку «возрастного ценза»: в нем нет и следа старческой чопорности. Но назвать «простачком» автомобиль с трехлучевой звездой на радиаторе язык не повернется.
SLK более универсален (жесткая крыша!), лучше приспособлен к нашим дорогам и почти наверняка более надежен во всех отношениях. У него не столь яркая внешность, как у Альфы, но именно это может больше понравиться людям уравновешенным и опытным. А ведь такие чаще располагают большими деньгами для покупки машины.
А я? А я сейчас почему-то вспомнил старую песенку группы Jethro Tull — «Too old to rock-n-roll, too young to die». Слишком стар для рок-н-ролла, слишком молод умирать. Последнее, конечно, никак не относится к SLK. Я пока лишь постою в стороне. И если через год-два у меня будут здоровье, деньги и желание быстро и красиво ездить, то я, пожалуй, всерьез задумаюсь о SLK. К тому же приобрести эту машину раньше, чем в будущем году, вряд ли удастся: слишком велик спрос, надо записываться в очередь.