Содержание статьи
Автосалон в Турине, как правило является масштабной международной встречей дизайнеров. Различных концептуальных автомобилей и кузовных разработок выставляют едва ли не меньше, чем серийных машин. Демонстрация своих возможностей — не праздная (к тому же дорогостоящая) забава для кузовных фирм.
Сегодня это самый эффективный способ зазвать к себе потенциальных клиентов-заказчиков. Вот и охотятся итальянские дизайнерские и кузовные фирмы каждые два года в Турине, показывая каждый раз что-нибудь необычное. В 1992 году базой для развлечений стал появившийся тогда Fiat Cinquecento. Затем объектом для пластических операций выбрали Fiat Punto. Нынешней весной на операционный стол лег Fiat Bravo/Brava. О необычных разработках, сработанных на базе Bravo/Brava, и пойдет речь.
ITALDESIGN
С трансформируемым автомобилем Formula 4 весьма приятной наружности наши читатели уже знакомы — машину «засветили» двумя месяцами раньше на автосалоне в Женеве. А к Туринскому автосалону дизайнеры этой фирмы подготовили еще и «внедорожную» версию под названием Formula Hammer.
Formula Hammer отличается от «оригинала» прежде всего разными джиповскими примочками — дугами безопасности, мягким тентом, защитной решеткой с дополнительными фарами, отсутствием дверей и т. д. А поскольку Formula позволяет легко трансформировать кузов, то за десять минут можно превратить четырехместныи спортивный автомобиль Formula 4 в открытый джип Formula Hammer..
Кроме того, фирма показала купе по имени Legran — формой кузова машина сильно напоминает концептуальное купе Daewoo Bucrane, дебютировавшее в прошлом году на автосалоне в Женеве.
COGGIOLA
Почти неизвестная у нас фирма Coggiola представила на салоне пикап Sentiero. Машина интересна тем, что у нее сохранены основные элементы кузова Brava — это по-прежнему пятиместный четырехдверный автомобиль. Вместе с тем сзади появилась грузовая площадка. Она образована за счет увеличения заднего свеса машины на 30 см (длина Sentiero 4515 мм при той же базе, что и у Brava). Откидной задний борт при необходимости становится продолжением пола кузова.
Внешность машины оформлена под «работягу»: попроще, погрубее стала формула 2+2). Попасть в него можно через оригинальные боковые двери (в каждой по два окна — вверху и внизу).
Заглянув машине под брюхо, я обнаружил… привод на все колеса! От какого автомобиля заимствована эта механика — неизвестно (полноприводной версии Bravo не имеет). Впрочем, удивляться нечему — мощная производственная база фирмы Bertone позволяет выкидывать и не такие номера.
Как утверждают конструкторы, Enduro обладает великолепными ходовыми качествами как на автобане, так и на пересеченной местности. Здесь 2-литровый 147-силь-ный мотор (от самого мощного Bravo), увеличенный дорожный просвет, здоровенные универсальные шины, модифицированная подвеска.
Этот Enduro красовался вместе с другими концептами на стенде концерна FIAT, а вот экспозицию Bertone украшал его двойник, «заряженный» для участия в ралли; эту версию назвали Enduro-Raid. Похоже, фирма рассчитывает на заказы на разработку оригинальных кузовов от автопроизводителей, участвующих в различных ралли-рейдах. Между прочим, одними из первых на такую инициативу могут откликнуться корейцы, которые все агрессивнее рекламируют свои полнопривод-ники путем участия в ралли.
ZAGATO
Еще одно оригинальное купе представила фирма Zagato. Двухдверный Bravo Bis, по замыслу создателей, должен великолепно себя чувствовать как на трассах с асфальтовым покрытием, так и на гравийных или грунтовых дорогах, характерных для развивающихся стран. Получился очень интересный автомобильчик, напоминающий спортивные автомобили этой миланской фирмы прошлых лет. Но больше сказать о машине нечего, ведь ездить Bravo Bis не умеет. Это всего лишь макет.
FIORAVANTI
Четырехместное (2+2) купе Fioravanti Flair — одна из самых интересных опытных разработок. Ее авторы стремились максимально улучшить аэродинамику машины ее… ухудшить. Вот что из этого получилось.
После долгого «вылизывания» поверхностей и линий (даже отказались от наружных зеркал заднего вида в пользу видеокамер) и многочисленных экспериментов в аэродинамической трубе концерна FIAT удалось добиться очень низкого коэффициента Сх, он равен всего лишь 0,18. Одновременно дизайнеры максимально уменьшили поперечное сечение кузова — этот параметр равен 1,8 кв. м.
В результате автомобиль длиной 4200 мм и массой 1100 кг, оснащенный 147-сильным мотором, развивает максимальную скорость 265 км/ч! При этом расход топлива на скорости 90 км/ч составляет 4,6 л/100 км, при 120 км/ч — 5,6, а при 210 км/ч — 10,1 л/100 км.
А теперь — об ухудшении аэродинамики. Сделали вот что. Оснастили заднюю часть машины двумя подъемными крыльями: одно на месте крышки багажника, другое — расположилось под днищем багажника. Как только на высокой скорости водитель касается ногой педали тормоза, верхнее крыло поднимается вверх (см. фото), а нижнее опускается вниз.
Аэродинамическое сопротивление резко увеличивается, Сх возрастает до 0,37! Это изменет ние позволяет на высокой скорости улучшить тормозные качества на 10%. После «воздушных» тормозов в раоту вступают обычные, гидравлические. Таким образом, уменьшается износ тормозных колодок, а торможение, как говорят создатели машины, становится более комфортным для пассажиров.
BONESCHI
Taxi Help — так называется разработка фирмы Boneschi для инвалидов. Это — не первый опыт. В 1992 году подобный автомобиль был разработан здесь на базе крошки Cinquecento. Теперь взята планка повыше — основой транспорта для инвалидов послужил Fiat Brava, автомобиль более крупный и комфортабельный. Конструкторы поставили задачу максимально облегчить пользование машиной людям с нарушениями опорно-двигательной системы. Сделали они это так.
Широкая задняя распашная дверь кубообразного прозрачного кузова скрывает за собой гидравлический подъемный пол. Человек заезжает на него прямо на коляске, нажимает кнопку, поднимается и оказывается в машине. Затем он проезжает по салону до водительского места, фиксирует от перемещений коляску, заводит двигатель и отправляется в путь. Таким образом, водителю не надо перегружаться с коляски на сиденье автомобиля, чего без посторонней помощи он часто сделать не может. Этим кстати, обусловлена и большая высота машины — чтобы свободно проехать внутри на коляске. Конечно же, здесь автоматическая трансмиссия.
I.De.A.
Очень необычный автомобиль создан в институте I.De.A. и называется Vuscia. Машина отражает взгляд дизайнеров на универсалы будущего.
Спорить о том, универсал это, минивэн, экстравагантное купе или спортивный седан будущего, бессмысленно. Проще назвать автомобиль однообъемником. Здесь есть три ряда отдельных комфортабельных кресел (шесть мест). Легкосъемные сиденья позволяют легко трансформировать салон по желанию владельца — автомобиль можно использовать и как офис на колесах, и как такси. А для увеличения объема салона колесную базу увеличили на 20 см по сравнению с Brava.
Необычно и имя машины. Оно взято из лигурийского диалекта по желанию основателя фирмы Франко Манте-газза (он родился в Генуе). Переводится Vuscia как «господа» (намек на то, что в машине можно расположиться так же уютно, как в седане классом повыше). Кстати, авторы проекта уверяют, что поставить автомобиль на конвейер не составит особого труда, поскольку все кузовные элементы разработаны с учетом технологических требований реального производства.
PININFARINA
В пику фиатовской двойне Bravo/Brava компания Pininfarina родила своих близнецов — Sing и Song (sing переводится с английского как «петь», a song — как «песня», в общем, Doobie Brothers) Автомобили охарактеризованы фирмой как MPV — многофункциональные транспортные средства.
Габариты машин одинаковы: длина 4095 мм (длиннее Bravo, но короче Brava), ширина 1790 мм. Они «почти однообъемные» — такой кузов позволил свободнее разместить пассажиров и увеличить место для багажа.
Song предназначен для использования на дорогах с плохим покрытием (опять же, в развивающихся странах). У него универсальные шины, мощные бамперы, нижняя часть кузова закрыта от летящих из-под колес камней пластмассовыми накладками, увеличен дорожный просвет. В крыше над передними и задними сиденьями есть сдвижной матерчатый верх — для притока свежего воздуха и для охоты в саванне.
Sing, наоборот, машина для хороших дорог. У него меньше дорожный просвет, поскромнее шины, в крышу врезано два стеклянных люка, а пластмассовая защита боковин уступила место полированному алюминию. В общем, это городской чистюля.
MAGGIORA
Фирма Maggiora работала в кооперации с Цетром стиля концерна FLAT, и плод их сотрудничества под названием Armadillo удивил многих. Действительно, получилась не машина, не игрушка, а неведома зверушка… Преследовались две цели: создать необычный образ однообъемного автомобиля и добиться при этом хороших аэродинамических показателей.
Насчет аэродинамики все в ажуре. Многочисленные «продано только из натуральных материалов — дерева, меди, льна, джута. На первом ряду сидений комфортабельно размещаются трое, а еще два пассажира сидят сзади. Дескать, если в машине едет только три человека, то третий в обычном автомобиле всегда остается изолированным сзади, а здесь он может сидеть вместе со всеми впереди.
А приборы! На деревянной панели, напоминающей крылья биплана, их всего три: спидометр, часы и указатель температуры охлаждающей жидкости. Все три сделаны в медных цилиндрических корпусах! А указатель температуры — это и вовсе нечто из ряда вон. За стеклом цилиндрического прибора плещется жидкость (см. фото), которая меняет свой цвет в зависимости от температуры. Мало того, прибор имитирует кипение жидкости, пропуская время от времени через нее пузырьки воздуха.
GIANNINI
Наш автомобиль родился в аэродинамической трубе!» — заявляют специалисты фирмы Giannini, создатели купе Windsurf. Вид у машины действительно впечатляющий. Собственно, от трехдверного Bravo, который взяли за основу, остались лишь решетка радиатора да фары. Все остальное — оригинальное. Впрочем, экстравагантный внешний вид — не главное в этой машине.
Авторы купе постарались создать аэродинамически «чистый» автомобиль, чтобы и сопротивление воздуху было минимальным, и чтобы не было шума от этого воздуха. В ходе работы над проектом автомобиль превратился в настоящую лабораторию: его облепили кучей датчиков, а бортовой компьютер постоянно просчитывал аэродинамические потери.
Утверждают, что у машины автоматически регулируется передний спойлер и здоровенное заднее антикрыло, хотя на образце, красовавшемся на салоне, все было сделано жестко и намертво — регулировать там, похоже, нечего. Интересно, что, добившись великолепных результатов, дизайнеры даже не сообщили коэффициент Сх, по которому можно оценить серьезность проделанной работы…
* * *
Фирма Giannini не единственная, кто умалчивает о большинстве параметров своих разработок и о технологии их изготовления. Причин тому несколько.
Во-первых, небольшим фирмам просто не под силу елать собственный (никем не заказанный и, соответственно, не оплаченный) проект «от» и «до». Поэтому многие разработки остались, что называется, полуфабрикатами.
Во-вторых, некоторые ателье заранее ставили перед собой цель разработать только кузов, подать интересную идею. Ну а начинка, мол, не их дело. Хороший пример — Zagato Bravo Bis. Через зеркальные стекла этой машины невозможно что-либо разглядеть, да и смотреть-то не на что, поскольку салона внутри просто нет. Двери не открывались (их тоже нет — только линии прорисованы).
Сквозь спицы легкосплавных колес просматривались бутафорские «тормоза». Под покровом кузова не было никакой механики. А за день до открытия выставки я стал свидетелем того, как машину с большим трудом вручную закатывали на стенд…
Наконец, раскрывать все карты есть смысл лишь при общении с потенциальным заказчиком тет-а-тет. И именно для привлечения этих заказчиков итальянские ателье высокой автомобильной моды участвовали почти в полном составе на этом мотор-шоу, а описанные концепт-кары служили великолепной приманкой.