Содержание статьи
Как в Турине отыскать место, где проводится автосалон? Проще простого! Надо лишь, произнести одно олово —Линготто. Это название бывшего завода концерна FIAT, а не знать Lingotto в Турине — все равно, что, живя на Тверской, не знать, где находится Красная Площадь.
Туринский Автосалон — одно из крупнейших мест международных встреч автомобильных дизайнеров.
LINGOTTO
Завод Линготто запустили в 1920 году, а строили его в течение пяти лет. На крыше гигантского комплекса проложена… кольцевая испытательная бетонная трасса длиной 1060 метров! Вскоре после постройки завод Линготто стал олицетворением концерна FIAT, а позже — и всей итальянской автоиндустрии.
Не у дел Линготто оказался, когда невдалеке вырос новый фиатовский комплекс Мирафьори (знатоки припомнят такой автомобиль — Fiat Mirafiori). Но стать запущенным памятником индустриализации ему не дали, а превратили завод в огромный выставочный комплекс.
Трудно поверить, что когда-то здесь гремели 1000-тонные прессы, по железной дороге бесконечным потоком подвозились комплектующие, а из ворот выезжали тысячи новых автомобилей. Здоровенные стеклянные лифты, шикарный отель, зимний сад, множество конференц-залов, рестораны, отделения банков… На самом верху, над испытательным треком — здоровенный стеклянный шар. Это — тоже конференц-зал (так называемая VIР-комната), причем с вертолетной площадкой. Все сделано с размахом! В Италии такое позволить себе может, пожалуй, только FIAT.
ФОРУМ ДИЗАЙНЕРОВ
Встреча автодизайнеров в 1996 году была омрачена: накануне, 31 марта умер знаменитый Данте Джакоза, ему был 91 год. Он стоял в одном ряду с такими людьми, как Фердинанд Порше и Алек Иссигонис. Джакоза был отцом модели Topolino, с которой FIAT начал свой отсчет в качестве производителя популярных малолитражек, а затем создал большинство автомобилей с марками FIAT и Autobianchi.
И все же праздник дизайна состоялся, причем весь «хоровод» решили устроить вокруг дизайнерских разработок именитых итальянских кузовных фирм на базе автомобиля Fiat Bravo/Brava. Чего только не придумали! Здесь были автомобили для инвалидов, диковинные купе, пикапы и даже внедорожники! И все это — на базе Bravo/Brava! Свои работы выставили фирмы Bertone, Pininfarina, Fioravanti, Boneschi, I.De.A., ItalDesign, Zagato, Giannini, Coggiola, Maggiora, Центр стиля FIAT. Выгода от такой формы сотрудничества очевидна: эти ателье демонстрируют потенциальным заказчикам свои возможности, а FIAT подогревает и без того немалый интерес к машинам Bravo/Brava. Экспозиция оказалась настолько интересной, что мы посвятим ей отдельный рассказ.
Итальянцы прочно удерживают лидерство в автомобильном дизайне и свои позиции сдавать не собираются. Кто-то может возразить, заметив, что Renault Initiale — французского происхождения. Верно. Но каково было мое удивление, когда на стенде почти неизвестной у нас итальянской фирмы G.Studio я обнаружил кузовные элементы Initiale и точную копию автомобиля в масштабе 1:10. Видя мое замешательство, представительница фирмы пояснила, что именно G.Studio изготовила по эскизам Renault концепт Initiale в одном-единственном экземпляре. Его-то и возят теперь по всем автосалонам! Вот так — не обошлось без итальянцев и здесь.
А еще — два слова об итальянках. Ни на одном автосалоне не видел столько красавиц, как здесь, в Турине. Любое агентство фотомоделей позавидовало бы такому подбору кадров! Впрочем, и на улицах прекрасных девушек полно… А может быть, это у меня из-за весны?
«ВСЕМИРНЫЙ» АВТОМОБИЛЬ
А было ли что-нибудь интересное среди серийных автомобилей? Было. И здесь вновь отличился хозяин салона — концерн FIAT. Главной новинкой стал, конечно, новый «всемирный» Fiat пол именем Palio. «Всемирный» — потому что с самого начат Palio проектировался так, чтобы его приняли в любой точке земного шара. Задача не из простых, и насколько ее удаюсь решить авторам этого проекта, будет видно позже. А пока можно сказать, что это — средненький автомобиль, причем средненький во всем. В дизайне, который разрабатывался фирмой совместно с институтом I.De.A., в выборе двигателей — их два (есть -варианты для работы на спирте), в оснащении салона и т. д. Наверное, именно таким и должен быть «всемирный» автомобиль, который уже к концу этого года будет выпускаться общим «тиражом» 450 тысяч экземпляров в Бразилии, Аргентине, Парагвае и Уругвае. Появится ли эта машина в Европе, и какова в этом случае окажется ее цена, пока сказать трудно. А ют «ездовыми» впечатлениями мы поделимся с вами уже в следующем номере Авторевю, поскольку наш специальный корреспондент отправился в Бразилию, где начался выпуск Palio.
LANCIA
Фирма Lancia, входящая в состав концерна FIAT Auto, отмечала 90-летие и подготовила и себе, и почитателям этой марки по такому случаю отменные подарочки. Речь о двух новых модификациях известного седана Lancia kappa: в Турине дебютировали автомобили с кузовами купе и универсал.
Разработать универсал фиатовскому Центру стиля помогло ателье Pininfarina. Получилось неплохо и вполне ожидаемо — как говорится, универсал — он и в Италии универсал.
С купе ситуация поинтересней. Выглядит машина как-то необычно. Что тому причиной — большие размеры (купе лишь на 12 см короче седана), нестандартное решение задней части кузова, пологие задние стойки крыши или все вместе взятое, сказать трудно. Неизвестно также, что творится внутри, поскольку автомобиль вращался на высоком подиуме, и подобраться к нему было невозможно.
ФРАНЦУЗСКАЯ РЕТУШЬ
Сразу же после появления хэтчбека Citroen Saxo (фактически это Peugeot 106 с некоторыми стилистическими изменениями) фирма Peugeot продемонстрировала обновленный «сто шестой». Изменения коснулись внешности (теперь передняя часть машины решена в стиле модели 406), убранства салона и кое-какой ревизии механики. По сути машина, конечно же, осталась та же и проживет на конвейере еще года два, а затем ее заменят принципиально новой моделью.
Примерно то же можно сказать и о Renault Clio, подвергшемуся небольшому рестайлингу. Сделано это для того, чтобы автомобиль «дотянул» до 1998 года, когда на смену ему придет следующее поколение — с более округлыми формами, с более «глазастыми» фарами, с новой механикой, но с тем же именем.
ТЕАТР ОДНОГО АКТЕРА
Mercedes-Benz хвалился своим новым маленьким родстером SLK, ажиотаж вокруг которого умело поддерживался последние два года — со времени дебюта первого прототипа SLK здесь же, в Турине.
Что творилось! Двухэтажную «сцену» выстроили из деревянных брусов сечением примерно 150×150 мм и… стандартных морских контейнеров. Мерседесовцы вообще в последние годы делают упор на экологическую тему — мол, натуральное дерево, возможность переработки, использование старых контейнеров (хотя они были новехонькими) и т. д. В каждом контейнере, лишенном части стенок, покоился SLK, но несколько машин стояло и без этих «гаражей» — чтобы можно было облазить их с ног до головы. И как лазили! Стенд фирмы был самым густонаселенным на салоне, и машины были облеплены людьми буквально от шин до крыши. А уж крышам досталось особо. Напомним, что крыша у SLK жесткая и складывается автоматически в багажник.
Оказалось, что это такое завораживающее действо, что каждому не терпелось посмотреть на это еще и еще. Похоже, электроприводы этой системы выработали за время выставки весь свой ресурс. Впрочем, это ведь Mercedes, а значит, к ресурсу даже самой пустяковой детали здесь подход особый. Здесь же прохаживались и «главные режиссеры», включая шеф-дизайнера Бруно Сакко.
Конечно, здесь были и другие автомобили — дебютировавшие раньше универсалы на базе С и Е-классов, а также минивэн Viano. Но все было сделано так, чтобы ни у кого не возникло сомнений в том, что SLK сегодня — главное действующее лицо.
ХОТИМ «ОКУ»
К удивлению многих, в Туринском автосалоне участвовал АвтоВАЗ. Нет, экспозиция вазовских машин организовывалась здесь и ранее (импортеры старались), но сам завод приложил к этому руку в первый раз. Сей факт не в последнюю очередь связан с 30-летием сотрудничества ВАЗа с концерном FIAT — и туринское мотор-шоу стало частью празднования юбилея. Кстати, только сейчас, через 30 лет, отменены ограничения на поставку продукции Волжского автозавода в Италию, которые составляли 5000 машин в год.
Основной удар вазовцы сделали на Ниву и «десятку». Нивы в Италии необычайно популярны. В последнее время их стали даже чаще угонять. По крайней мере, в Турине Нивы встречаются гораздо чаще, чем, скажем, Fiat Tipo в Москве. АвтоВАЗ впервые вывез за рубеж 5-дверную Ниву. Интерес автомобиль вызвал немалый, и если будет налажена качественная сборка (они изготавливаются на опытно-промышлен-ном производстве ВАЗа), то сбыт этим машинам обеспечен.
Заинтересовала итальянцев и «десятка». Дилеры и итальянские журналисты говорили о неплохих шансах этой машины. Здесь все понятно — хороша «десятка» или плоха, а новая модель всегда вызывает особый интерес. Но вот вам новость почище: дилеры просят поставлять им… Оку! Давайте, говорят, сколько можете, а мы сможем завалить ими всю Италию! Дело в том, что крохотный Fiat Cinquecento, конечно, хорош, но некоторым итальянцам недоступен (особенно на юге страны, где население победнее). Ока даже в хорошей комплектации стоила бы здесь очень дешево и нашла бы своего покупателя. Однако наш автомобильчик не имеет европейской сертификации и, как следствие, продаваться в Европе не может. По крайней мере, пока.
Зато будущее электромобилей может оказаться более радостным. Италия — хороший потенциальный рынок сбыта таких машин. Здесь много частных пляжей, закрытых пансионатов и гольф-клубов, владельцы которых с удовольствием приобрели бы сравнительно недорогие электромобили из России. В Турине показали Оку с электроприводом, а также известный концепт-кар
Гном — тоже на электротяге.
Серьезной проблемой остаются аккумуляторные батареи, на которые приходится львиная доля цены машины (они делаются «оборонкой»). Впрочем, ВАЗ может поставлять машины и без батарей, если покупателю будет выгоднее купить аккумуляторы в Италии. Как только ВАЗ наберет достаточный пакет заказов, будет запущено ограниченное производство электромобилей.
ОСТАЛЬНЫЕ
Renault продолжает прощупывать почву для своего нового однообъемного автомобиля Megane Scenic, впервые показанного в Женеве. Широкомасштабная премьера машины состоится, похоже, осенью в Париже.
Volkswagen отметил 20-ле-тие модели Golf в исполнении GTi.
Skoda вновь показала пикап на базе хэтчбека Felicia, у которого раскладываются два дополнительных места. Обещают в ближайшее время запустить такой пикап в производство.
SsangYong вовсю раскручивает свой новый внедорожник KJ.
FIAT представил две новые модификации двойняшек Bravo/Brava — с турбодизелем и автоматической коробкой передач, а также Cinquecento с мягкой сдвижной крышей.
Opel продолжает «раскручивать» минивэн по имени Sintra.
Alfa Romeo выпустила на рынок модель 155 с новым мотором.
Кстати, на многих автомобилях можно было проехаться пару кругов по испытательному треку, что на крыше. Специально подготовленные для этого автомобили ожидали посетителей на открытой площадке внизу, а затем неслись по серпантину овального пандуса на крышу здания.
Покидая автосалон, я решил еще раз пройтись по кое-где пустующим пока цехам бывшего автозавода. Поднявшись на стеклянном лифте-кубе на какой-то этаж, я двинулся в неизвестном направлении по отреставрированному коридору.
Тишина. Вокруг только стены. Ни души. Вот здесь, наверное, грохотали здоровенные станки, а в этом углу, возможно, стояли пахнущие свежей краской кузова, по длинным коридорам рабочие в черных робах спешили на смену. Здесь был гигантский железный муравейник.
Ощутив себя беспомощным лилипутом в чреве бескрайнего каменного организма, я поспешил вырваться наружу. Величественно, но слегка странно. Подобное чувство я до этого испытывал только дважды — забравшись в одну из египетских пирамид и поднявшись ночью на Эйфелеву башню.