Содержание статьи
Часть пути из Штуттгарта в Кельн пролегает по Среднерейнской возвышенности, и пассажирам Deutsche Bahn — немецкой сети железных дорог — открывается фантастическое зрелище. Живописные замшелые скалы, склоны со знаменитыми мозельскими виноградниками, аккуратные белые домики с крытыми красной черепицей островерхими крышами, и вдруг, на верхушке самой отвесной скалы — озаренный багровым пламенем заката старинный замок с освещенными изнутри окнами-бойницами. Потом это великолепие сменяется более спокойными равнинными ландшафтами, а в конце пути пассажиров вечернего поезда ждет сверкающий огнями Кельн и знаменитый Кельнский собор, нацеленный бесчисленными готическими шпилями в закатное небо… Забыть эти многокрасочные картины невозможно. Но целью моего путешествия в Кельн были совсем другие краски — ближе к окраине города, рядом со зданием радиостанции Немецкая Волна, гостеприимно светился причудливой формы ажурный вход в консультационный центр фирмы Spies Hecker, известной своими лакокрасочными материалами для ремонта автомобилей.
История торговой марки Spies Hecker уходит корнями в те далекие времена, когда кузова автомобилей ничем не отличались от каретных, красились масляными красками и лаками, сохли черепашьими темпами, а основными орудиями маляров были кисти и пемза для шлифовки.
Признанными лидерами в области каретных лаков в конце прошлого века считались англичане, и поэтому не было ничего удивительного в том, что для организации производства кузовных красок кельнский коммерсант Адольф Хеккер пригласил в Германию лондонских промышленников братьев Шпис. Так в 1882 году в Кельне возникла Англо-Континентальная компания Spies, Hecker & Co.
ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ
«Мы выпускаем автомобили любых оттенков при условии, что цвет — черный». Нет, Генри Форд-старший вовсе не был цветоненавистником — просто черный натуральный японский лак в 1912 году был единственным быстросохнущим материалом, пригодным для конвейерного производства. Spies Hecker, как и другие производители, предлагал тогда только масляные краски, полный цикл нанесения которых занимал 6—8 недель. Но вот с изобретением красок на нитроцеллюлозной основе ситуация в корне изменилась — и в 1920 году вслед за специалистами фирмы DuPont производство нитрокрасок освоили и кельнские промышленники.
Появление нитрокрасок произвело революцию в автомобильном мире — быстрое нанесение с помощью пневмораспылителей, моментальная сушка и возможность применения самых разнообразных пигментов привели к безраздельному их господству и на конвейерах автозаводов, и в ремонтных мастерских. Но у нитроэмалей были и серьезные недостатки. Слабый глянец и необходимость полировки (в двадцатые годы для этого использовались льняные тряпки и полировальные пасты), непрочность и хрупкость пленки, низкая стойкость к солнечным лучам и бензину заставили производителей красок искать новые материалы.
Следующий этап в истории окраски автомобилей связан с появлением на рубеже 30—40-х годов синтетических эмалей — они до сих пор распространены в мире и очень хорошо знакомы нашим малярам. «Синтетика» лишена недостатков нитрокраски, но тоже далека от идеала — для образования хорошего блеска требует высокой температуры и большого времени сушки, плохо полируется… И прогресс пошел дальше: 60-е годы — двухкомпонентная полиуретановая краска, 70-е — двухкомпонентная акрилуретановая…
В отличие от нитроэмалей и синтетических красок, акрилуретановые сохнут по-другому. Вдобавок к физическому механизму сушки, когда из слоя нанесенной краски улетучивается растворитель, здесь задействован и химический принцип — перед покраской добавляется еще один компонент, отвердитель, который вступает в реакцию с акриловой смолой и полимеризует ее. Слой краски получается более толстым и прочным и, вдобавок, сохнет быстрее и при меньшей температуре.
Следующий шаг был сделан в 80-х годах, когда появились двухслойные покрытия. То есть на слой акриловой краски сверху наносится бесцветный прозрачный акриловый лак, и получается стойкое к атмосферным воздействиям и долговечное покрытие с отличным блеском. В это же время широкое распространение получили эмали с эффектом «металлик», которые особенно хороши в двухслойном варианте. Кстати, первые покрытия, имитирующие металлический блеск, появились еще в конце 30-х годов. А в конце 80-х годов появились краски с эффектом «перламутр» — похожие на «металлик», но с более нежным, спокойным блеском. Секрет этих эмалей — в другом наполнителе. Плоские чешуйки алюминиевой пудры «металл и ка» отражают солнечные лучи под определенным углом, а в «перламутровых» красках частички — как правило, из обработанной слюды — рассеивают падающий свет, что и рождает эффект благородного, «матового» блеска.
Краски Spies Hecker тоже проделали весь этот путь — от масляных и нитроцеллюлозных к современнейшим акрилуретановым двухкомпонентным эмалям. С 1955 года фирма начала экспортировать краски за пределы Европы, в 1974 году вошла в состав крупного западногерманского концерна HOECHST, и теперь 26 тысяч тонн красок, грунтовок, шпатлевок, разлитые в банки с логотипом Spies Hecker, ежегодно отправляются в авторемонтные мастерские всего мира. Доля фирмы на мировом рынке автокрасок не поражает воображение — всего 3%. Но надо учесть, что в остальные 97% входят и архаичные нитроэмали, и «синтетика», в больших количествах выпускающиеся в третьих странах — Индии, Азии, Восточной Европе.
На западноевропейском рынке, где подавляющее большинство мастерских использует современные материалы и технологии, доля фирмы намного выше — 12%. А в Германии завоеванный сектор еще шире — 21%, что вкупе с другой торговой маркой автокрасок концерна HOECHST составляет 42%! Это очень высокие показатели, и Spies Hecker заслуженно этим гордится. Ведь специфика торговли ремонтными лакокрасочными материалами в том, что мало произвести краску и расфасовать в банку. Ремонтная краска будет считаться проданной лишь после того, как владелец отремонтированного автомобиля не сможет отличить свежепокрашенное крыло от остальных деталей кузова, покрытых заводской краской. А для этого необходимо обучить маляров технологии и тонкостям применения современных материалов, обеспечить соблюдение непростой технологии подготовки поверхности и, пожалуй, самое главное — «попасть в цвет». А это ох как непросто…
ТОЧНОСТЬ — ВЕЖЛИВОСТЬ КОЛОРИСТОВ
Мы привыкли к тому, что цветовая гамма отечественных автомобилей не блещет особой пестротой. Но даже для них подобрать подходящую по цвету краску — проблема. Разновидностей оттенков одной и той же бежевой краски номер 236 может быть три—четыре, красного «рубина» — пять, а о многообразии оттенков вроде бы элементарной белой краски среди маляров ходят легенды. Вдобавок к этому лакокрасочное покрытие автомобиля неизбежно изменяет оттенок со временем. А если вспомнить о том, что количество разнообразных цветов и оттенков, используемых сейчас в мировом автомобилестроении, перевалило за двадцать тысяч, то становится очевидной невозможность выпуска «номерных» красок, готовых к применению.
Все ведущие производители ремонтных красок давно пошли по другому пути — они выпускают системы цветоподбора, которые состоят из определенного количества базовых красок и оборудования для их смешивания. В ремонтной системе Spies Hecker — 98 основных базовых компонентов и еще 6 дополнительных, нестандартных. Теоретически, смешивая разные компоненты в определенных пропорциях, можно подобрать практически любой цвет!
И вот я — в тренировочном цехе учебного центра Spies Hecker, где представители мастерских постигают премудрости цветоподбора. Честно говоря, заинтригованный рекламными объявлениями о компьютерном подборе красок, я ожидал увидеть такую картину — в некий аппарат закладывается деталь-образец, например, лючок бензобака, и спустя некоторое время умная машина выдает готовую краску, соответствующую оригиналу. На деле все оказалось совершенно иначе…
Одну из стен лаборатории занимает специальный стеллаж-мешалка. На нем хранятся банки с базовыми компонентами и периодически помешиваются — чтобы не расслаивались. Заведует процессом специально обученный человек — или маляр, или колорист, в чьи обязанности входит только цветоподбор. Клиент должен принести покрашенную деталь автомобиля как образец, назвать марку машины, модель, год выпуска и — в идеальном случае — заводской код цвета. Заполучив образец и выслушав паспортные данные машины, колорист открывает толстый цветовой каталог Spies Hecker, в котором собраны заводские цвета практически всех фирм — начиная от Alfa Romeo и заканчивая югославскими машинами Zastava. Страницы каталога заполнены эталонными окрашенными полосками, напротив каждой — заводской код этого цвета и его обозначение в системе координат Spies Hecker. Колорист находит нужный цвет, на глазок сравнивает с образцом, и если оттенки совпадают, выписывает по каталогу обозначение этого цвета и вводит его в компьютер. А тот, порывшись в своей электронной памяти, выдает раскладку — чтобы получить килограмм такой краски, нужно смешать, например, пять определенных компонентов в определенной пропорции. Кстати, иногда компьютер заменяет аппарат для считывания микрофиш.
Далее процесс протекает весьма прозачно — колорист, следуя рецепту, берет со стеллажа банки с нужными базовыми красками и на точных электронных весах отмеряет необходимое количество каждой. Смесь перемешивается, мазком наносится на белую картонку и сравнивается с оригиналом. Если похоже, то процесс закончен. Нет — начинается кропотливый подбор оттенка, результат которого не гарантирован и зависит исключительно от квалификации и таланта колориста. Ведь он обязан точно почувствовать, в чем заключается разница оттенков, и при этом определить, какой именно компонент и в каком количестве нужно подмешать. Конечно, эти знания основываются на известных соотношениях цветов, а при необходимости можно воспользоваться шпаргалкой — цветовым кругом Оствальда.
А бывает так, что найденный по заводскому коду цвет не соответствует оригиналу — или краска выцвела, или автомобиль перекрашивался. Тогда колористу приходится листать весь каталог в поисках похожего оттенка — и близкий к «жигулевскому» образец, возможно, найдется на страничке Peugeot. А после этого — долгая кропотливая подгонка… Так неужели невозможно автоматизировать этот процесс, исключив влияние человека на точность цветоподбора?
КОЛОРИСТ ИЛИ СПЕКТРОФОТОМЕТР?
Серийные спектрофотометры появились около трех лет назад, но на пути их разработки и применения возникает масса преград. Во-первых, оборудование для них выпускают всего две американские фирмы, сотрудничающие с NASA — X-Rite и Macbeth, — и оно довольно дорого. Во-вторых, даже для простых красок необходимо производить спектрофотометрию минимум под двумя углами «зрения» датчика, а для эффектных лаков «металлик» и «перламутр» мало и трех углов. В-третьих, необходимо создать и отладить программу автоматической корректировки рецептуры при подгонке — и это чрезвычайно сложный и трудоемкий процесс. А потом все равно вновь возникает извечный вопрос — кто точнее, человек или компьютер? В случае с цветоподбором дело осложняется еще и тем, что цвет для человека — это воспринимаемое глазом чувственное, эмоциональное впечатление, и в зависимости от особенностей зрения, цвета и яркости соседних объектов, освещения и даже настроения или усталости оно может быть разным…
Тем не менее один из основных конкурентов кельнской фирмы — голландский Sikkens уже серийно выпускает спектрофотометры. A Spies Hecker пока предпочитал работать по старинке. Доколе? Только я собрался задать этот вопрос главному колористу фирмы, французу Жан-Пьеру Сентенбьену, как мимо нас проследовала процессия людей, ведомая техником с небольшим ящичком в руках. Мы тоже последовали за ним и оказались свидетелями демонстрации только что разработанного новейшего спектрофотометра Spies Hecker.
Во дворе техник, ориентируя приборчик в разных направлениях, четыре раза приложил его к протертой тряпочкой поверхности крыла Lancia Dedra. Каждый раз внутри коробочки что-то негромко щелкало — это датчик измерял спектральные кривые поверхности, в отличие от аппаратов конкурентов, под пятью разными углами. Потом все вереницей поднялись в аудиторию учебного центра, и техник подключил приборчик к стационарному компьютеру, на экране которого через мгновение появились и спектральные характеристики измеренного цвета, и его рецептура. Если теперь к компьютеру подсоединить электронные весы, то он проследит за правильностью дозировки и, в случае чего, поправит колориста.
Так что же сдерживало разработку этого прибора? Во-первых, сложность разработки программного обеспечения — кельнские специалисты еле уложились в 230 мегабайт. Во-вторых, высокая стоимость оборудования — компьютер с пятиугловым спектрофотометром X-Rite стоит ни много ни мало DM 14000. А в третьих, сыграла роль идеология фирмы — не рисковать и внедрять в серию только всесторонне апробированные новшества, преимущества которых достоверно известны. Это, кстати, касается не только спектрофотометра, но и самих лакокрасочных материалов — Spies Hecker никогда не спешил с применением последних достижений, больше всего опасаясь разочаровать своих клиентов. Но новинок в спектре материалов фирмы, тем не менее, предостаточно…
КРАСКИ XXI ВЕКА
Любая автомобильная краска состоит из сухого вещества — пигмента и вяжущей основы — и растворителя, который, как известно, токсичен. Со второй половины 80-х годов борьба за чистоту окружающей среды затронула и автокраски, и, подстегиваемые все более жесткими экологическими нормативами, химики стали искать пути к сокращению вредных выбросов при покраске. Постепенно определились два пути. Первый — увеличить в краске процентное содержание сухого остатка. Так родились материалы HS (high solid), в которых 55—65% сухого вещества, и VHS (very high solid), где этот процент достигает восьмидесяти. В гамме материалов Spies Hecker НS-краска появилась еще в 1982 году, правда, ее появление диктовалось не экологическими, а чисто практическими мотивами. Такие материалы обладают лучшей «кроющей» способностью, их можно наносить в полтора слоя вместо двух — пленка получается толще, а расход материала сокращается на 30%. А VHS-материалы можно наносить в один слой!
Но безгранично уменьшать содержание растворителя в разведенной краске невозможно — вязкость станет слишком большой. Поэтому возник второй путь: создать краски на водной основе, наподобие водоэмульсионной. Задача эта оказалась непростой — пришлось переходить на другое связующее вещество, заново пробовать пигменты… Первыми краски на водной основе внедрили крупные европейские и американские автозаводы, где суммарный объем токсичных выбросов с парами растворителей был очень велик. А потом дошла очередь и до ремонтных красок — например, Spies Hecker создал свою первую систему цветоподбора на водной основе в 1988 году, а два года назад разработал вододисперсный прозрачный покровный лак!
Актуальны ли новые материалы для России? Первая категория — краски и лаки с высоким содержанием сухого остатка — уже пробивают дорогу к нашим малярам. Они чуть дороже обычных акрилуретановых, но расход их меньше, поэтому будущее у таких материалов в России есть. А ют краски на водной основе для нас останутся недоступной экзотикой — ведь к экологии у нас пока отношение плевое, а проблем с воднодисперсными материалами возникает много. При сушке они выделяют водяные пары, и это вызывает коррозию камер, а наносить и хранить такие краски можно только при определенной температуре и влажности — например, на морозе краска просто замерзает!
Но для наших маляров и без того хватит тонкостей и нюансов, которые нужно постичь для грамотного применения самых обычных материалов Spies Hecker. Ведь их гамма огромна.
О некоторых материалах, о специфике их применения и технологиях нанесения мы постараемся рассказать в следующий раз — ведь многое из того, что предлагает только Spies Hecker, способно облегчить жизнь маляру и резко улучшить качество покраски. Да и другого пути, кроме грамотного использования высококачественных материалов и технологий, у тех, кто ремонтирует современные автомобили, просто нет…