Содержание статьи

НостальгияТрудно поверить, что еще несколько лет назад у фирмы Renault не было ни одного концепт-кара. «Концептостроением» на Renault занялись в 1988 году —когда глава фирмы Раймонд Леви пригласил на должность директора дизайн-центра Патрика Ле Кемана. Новый шеф-дизайнер получил карт-бланш на любые переустройства в своем хозяйстве. Вот тогда-то концептуальные разработки и посыпались словно из рога изобилия. Вот одна из них — Renault Fiftie — впервые был показан на Женевском автосалоне в марте 1996 года.

Для Fiftie, который своими формами напоминает послевоенный Renault 4CV, на стенде фирмы отвели самое лучшее место. Автомобиль притягивал к себе посетителей словно яркий маяк. Иногда около машины останавливался какой-нибудь седой дядечка и, глядя завороженно на сие творение, копошился в своей памяти. А вспомнить есть что.

НостальгияИдея создания недорогого доступного автомобиля возникла еще до Второй мировой. Гитлер однажды даже встретился с Луи Рено, изложив ему свой план по производству «народного автомобиля». Однако первые работы над проектом 4CV начались только в феврале 1942 года и велись в обстановке строжайшей секретности. Одновременно в руководстве фирмы зрели разногласия, поскольку большинство считало, что выпускать надо большие и солидные автомобили, а не крохотные букашки.

Возглавивший фирму 4 октября 1944 года Пьер Лефоше столкнулся с тяжелой задачей: помимо конфликта в руководстве ему досталось неблагожелательное отношение в министерстве промышленности и полуразрушенный завод, пострадавший не только от немцев, но и от бомбежек союзников — англичан и американцев. Ситуация сложилась критическая. Разрешилась она 16 января 1945 года, когда президент Временного правительства Шарль де Голль подписал акт о национализации Renault.

К началу 1946 года были готовы первые прототипы 4CV. В том же году автомобиль представили журналистам и показали на автосалоне в Париже. Серийное производство машины началось 12 августа 1947 года. Все автомобили были выкрашены в песчаножелтый цвет, поскольку трофейная краска осталась от Африканского корпуса Роммеля, и лишь год спустя часть машин стали окрашивать в черный.

Поначалу Лефоше предложил выпускать по 300 машин в день (на заводе никогда не делали больше 250). Ему смеялись в лицо: кому нужна такая каракатица в огромных количествах? Но директор оказался прав. «Четверка» пользовалась колоссальным успехом. Легкий несущий кузов, расположенный сзади четырехцилундровый мотор объемом 760 куб. см с водяным охлаждением, независимая подвеска всех колес, четыре двери, 4 «налоговые» лошадиные силы (отсюда и название — 4CV), а самое главное — приемлемая стоимость. Что еще нужно возрождающейся из пепла Европе? 4CV стал французским «Жуком», нация вновь села за руль!

Завод работал с перегрузкой, не справляясь с заказами. В итоге «четверку» начали собирать в Бельгии, Великобритании, Южной Африке и даже на фирме Hino Diesel в Японии. Автомобиль продержался на производстве 15 лет. На последнем 4CV, сошедшем с конвейера 6 июля 1961 года, красовался порядковый номер 1105547 — столько машин выпустили за это время.

НАСТОЯЩЕЕ

НостальгияВ 1996 году исполнилось 50 лет с момента дебюта 4CV. И пройти мимо такой даты (половина Франции выросла на этой машине, а некоторые и сейчас ездят) фирма не могла.

Концептуальный Renault Fiftie (кодовое название проекта Z 07) как раз и задумали как неплохой подарок к юбилейной дате (даже цвет его тот же, желтенький — как у первых 4CV). Впрочем, название говорит само за себя: 4CV был автомобилем 50-х, что по-английски пишется как Fifties.
Fiftie не стал точной копией 4CV. У него другие пропорции, да и дверей всего две. Fiftie — это образ легендарной «четверки», образ 50-х, воплощенный на современном конструкторском и дизайнерском уровне. Что же здесь интересного?

Во-первых, Fiftie создан на агрегатах… новенького родстера Renault Sport Spider! А где еще взять Renault с задним расположением двигателя? От спайдера взяли платформу кузова, подвеску колес и некоторые другие элементы. Правда, колею пришлось увеличить на 15 мм, а подвеску модифицировать.

А вот двигатель особенный. Это полностью новый силовой агрегат Renault DF7, который скоро начнут устанавливать на Renault Twingo и обновленный Clio. Его рабочий объем 1149 куб. см, мощность 60 л. с. при 5250 об/мин, а максимальный крутящий момент 93 Нм при 2500 об/мин. Весит мотор всего 82 кг — на 26 кг легче предыдущего двигателя серии Е.

Смонтированные на алюминиевой пространственной раме панели кузова выполнены из композитных материалов. Разработкой технологии и изготовлением кузова занималась компания D3. Верхняя часть крыши у автомобиля может убираться. Причем, можно сдвинуть матерчатый верх над сиденьями назад, а если этого недостаточно — можно опустить оставшуюся часть крыши вниз, на полку моторного отсека за сиденьями. Кстати, 4CV тоже имел открытый вариант с кузовом кабриолет — его выпускали с 1950 года.

Для доступа в двигатель служит махонький капотик в заднем свесе. На нем — такие же ребристые вентиляционные прорези, как и на 4CV.

А как элегантно выполнены различные мелкие элементы кузова — декоративные колпаки на колесах, заливная горловина топливного бака, воздухозаборники системы охлаждения двигателя, зеркала заднего вида. А фары и задние фонари? Это нечто…

НостальгияОсобая атмосфера царит и в салоне. Во-первых, водитель и пассажир разделены подлокотником с расположенным на нем рычагом КПП. Сиденье, между прочим, цельное и закреплено намертво. Для обеспечения удобной посадки водителя служат регулируемые рулевая колонка и педальный узел. Комбинация приборов вынесена в центр панели — так же было сделано и на 4CV. Сама передняя панель отделана синтетическими материалами. Двери обшиты алюминием и ратаном (высоко качествен ный плетен ы й материал). Сиденья обшиты «экологической» тканью из льна и хлопка.

БУДУЩЕЕ?

Есть у Fiftie хоть какие-нибудь шансы оказаться на конвейере? Пока этого не знает никто. Зато сам Ле Кеман категорически против: «Я всегда говорил, что я против ретро-дизайна, и считаю, что, двигаясь в будущее, незачем смотреть в зеркало заднего вида».

Вот так-то.