Новый макияж для Terrano IIВ Лурде, на самом юге Франции, начался наш тест обновленных внедорожников Nissan Terrano II Но основные события происходили в Испании…

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Самое главное: появился турбодизель с промежуточным охлаждением воздуха. При том же рабочем объеме в 2,7 литра, что и на предыдущих Terrano И, удалось получить прирост мощности на 25% (со 100 до 125 л. с.) и крутящего момента на 26% (с 221 Нм до 278 Нм). Но промежуточное охлаждение воздуха (Intercooler) — не единственное средство для наращивания мускулов. Здесь стали применять новую систему питания с электронным управлением впрыском топлива, и это позволило сделать мотор помощнее без увеличения расхода топлива. Обновленный Terrano будет также комплектоваться и старым бензиновым двигателем объемом 2,4 литра мощностью 118 л. с.

Новый макияж для Terrano IIЕсть изменения и в системе тормозов. Теперь по заказу можно установить современную трехканальную антиблокировочную систему, оснащенную, кроме всего прочего, и устройством самодиагностики.

Новый Terrano II в версиях SR (трехдверный) и SE (пятидверный) имеет подушку безопасности уже в базовой комплектации, и только Д1Я самой простой S-версии эта вещь вынесена в список дополнительного оборудования.

Подвеска и трансмиссия кардинальных изменений не претерпели. Об остальных новшествах — по ходу нашей поездки.

ПРИКИД ПО МОДЕ

Восстанавливаю в памяти образ Nissan Terrano II образца 1993 года и ищу отличия. Итак, появились новые круглые фары головного освещения в обрамлении совершенно другой фальшрадиаторной решетки. Теперь в русле последней моды на «четырехглазики» рядом с основными фарами примостились и круглые «противотуманки» размером поменьше. Изменилась и форма капота — в середине сделали забрало воздухозаборника, «обслуживающего» радиатор охлаждения наддувного воздуха.
Новый макияж для Terrano IIЕсли глянуть в профиль, то покажется, что никаких отличий от предшественника нет. Те же подножки, те же пластиковые накладки-расширители на крыльях и та же характерная, приподнимающаяся ближе к корме линия остекления салона.

Еще Terrano II обзавелся новыми бамперами. Причем сзади бампер состоит из двух отдельных частей, а между ними — пусто. Так обеспечили запас пространства для низко висящей запаски.

СНАЧАЛА — ПО ДОРОГЕ

Забравшись в салон пятидверного Terrano II SE, я понял, что интерьер, по сравнению с машиной образца 1994 года, уже побывавшей на нашем тесте, претерпел очень незначительные изменения.

Новый макияж для Terrano IIУдобно устроиться на водительском кресле помогают четыре регулировки. В дополнение к стандартным (угла наклона спинки и продольного положения) здесь можно поднимать переднюю часть подушки и менять интенсивность поясничного подпора. Все вроде хорошо и удобно, однако при моем росте 190 см мне хотелось отодвинуть кресло еще дальше, но, увы, запас хода уже был исчерпан.

ПО АВТОБАНУ —ВО ФРАНЦИИ

Самое время начать знакомство с возможностями нового мотора. До 2000 об/мин он тянет плохо, темп набора оборотов откровенно вялый. Далее, с 2000 до 4000 об/мин обеспечивается вполне приемлемая дня дизеля динамика, причем какого-то характерного «турбоподхвата» я не почувствовал. Затем темп роста оборотов падает и к 4500 об/мин останавливается вовсе. Признаться, я ждал от нового турбодизеля, да еще с промежуточным охлаждением, большего…

Зато по части шумов и вибраций этот мотор безупречен! Характерного дизельного жесткого рокота нет ни на холостых оборотах, ни в движении. И свиста турбины тоже не слышно. Вибрации не докучают ни на полу, ни на органах управления. Это очень приятно!

Первое впечатление об управляемости: на автобане — никаких проблем. Terrano II уверенно держит прямую, спокойно, но четко реагирует на подруливания. При этом отклонения руля на малые углы сопровождаются хорошим реактивным действием. Все, как на приличном легковом автомобиле.

ПО ГОРАМ — В ИСПАНИИ

Проехав по автобану около тридцати километров и еще чуть-чуть по более скромным дорожкам, я выехал к маленькому мостику. На старом сарае висела табличка — «Испания». Сбросив скорость (ограничение — 10 км/ч), медленно качусь вперед и судорожно соображаю, куда же я засунул паспорт и как поприветствовать испанских пограничников на их языке. Но здесь не оказалось ни таможни, ни паспортного контроля. Не было даже ни одного полицейского ни с той, ни с другой стороны! Постепенно невысокие горы сменились на сплошные горные цепи, а на вершинах заблестели снежные шапки. Дорога асфальтовой лентой извивается по дну глубокого ущелья. Самое время продолжить разговор об управляемости Terrano II.

Низкая чувствительность на действия рулем, характерная для большинства машин такого типа, сочетается с малыми запаздываниями, поэтому на дороге с пологими поворотами никаких неудобств не возникает. Но встречающиеся здесь крутые «тещины языки» — повороты почти на 180° — проходить уже сложнее: при больших углах вращения руля ощущается нехватка реактивного действия. Из-за этого теряется связь водителя с автомобилем, приходится напряженно контролировать траекторию и подруливать на дуге поворота. Умеренные крены кузова не вызывают дискомфорта.

Новый макияж для Terrano IIАвтомобилю присуща недостаточная поворачиваемость. Повернув руль на некоторый угол, водитель с радостью осознает, что машина идет по нужной траектории поворота, однако на полпути быстрого поворота Terrano уже стремится выйти на больший радиус, и приходится докручивать руль. Такая характеристика управляемости не располагает к спортивной манере езды, но этого, пожалуй, и не требуется от Terrano II. А приспособившись к его реакциям, можно ехать довольно быстро и безопасно.

Наслаждаясь извилистой трассой и роскошными пейзажами, я чуть было не проскочил поворот на узкую дорожку, уходящую куда-то ввысь по склону горы. Это даже не дорожка, а, скорее, автомобильная тропа: две встречные легковушки не разойдутся… Поднимаюсь все выше и выше. И вот уже дорога, с которой я совсем недавно свернул, превратилась в узкую ленточку, а дома стали похожи на спичечные коробки.

Асфальт сменился грунтом с выбоинами и кочками.
Вот тут-то в очередной раз подтвердилось, что автомобиль всегда соткан из компромиссов, и за все надо платить. Подвеска, так понравившаяся на автобане, начала жестко передавать на кузов удары при проезде крупных неровностей.

Дорога все круче и круче.

И вскоре на поворотах вторая передача уже перестала справляться: не хватало тяги, да и разреженный высокогорный воздух снижал мощность мотора. Но после включения нижнего ряда в трансмиссии все встало на свои места. Я ехал на четвертой или на третьей передачах, не сбавляя обороты двигателя ниже 2000.

Наградой за этот «подъем на холм» стала живописная поляна с искусственным озером и домиком, где нас ждал легкий ланч.

Теперь — вниз, по той же дороге. Мыслей о включении пониженного ряда в трансмиссии уже не было — автомобиль легко катился под горку. Но закрытые повороты, а еще малоприятная перспектива соскользнуть с дороги и лететь несколько сотен метров вниз заставляли перестраховываться, используя и рабочую тормозную систему, и торможение двигателем.

К эффективности тормозов претензий нет — все надежно и хорошо.

Управлять замедлением удобно — педаль обеспечивает хорошее реактивное действие и ровную характеристику зависимости замедления от перемещения педали. Вот только сам ход педали великоват.

И работа АБС никаких нареканий не вызвала. Впрочем, и восторгов — тоже. Обычная антиблокировочная система с умеренным зудом на педали и достаточно поздним срабатыванием.

Отлично себя зарекомендовали шины Pirelli Scorpion L/T размерности 235/75 R15.

Завершив спуск, я пересел с пятидверного «длиннобазника» на трехдверную версию Nissan Terrano II SR.

НА БЕЗДОРОЖЬЕ

Длинная «змея» каравана коротких Terrano II уходит в горы. Нам предстоит подняться с 1900 до 2500 метров над уровнем моря. Такого восхождения на автомобиле я еще не совершал.

Вскоре под колесами оказался каменистый грунт. Углубляемся в одно из ущелий, по дну которого течет горная речка, форсируем водную преграду вброд.

Вверху блестит снег. Неужели и до него доберемся?

Организаторы попросили всех включить понижающие передачи в раздаточных коробоках.
Новый макияж для Terrano IIКстати, о рычагах управления КПП и раздаткой. На Terrano II рычаг КПП очень удобный, к тому же здесь малые перемещения и высокая четкость включения. Чуть ближе к сиденью водителя расположен рычаг управления раздаточной коробкой. У него четыре положения: 2Н, 4Н, N и 4L.

Переключаться с заднего привода на полный и наоборот можно в движении, надо лишь выжать сцепление и переместить рычаг на пару сантиметров. О том, что включился полный привод, свидетельствует маленькая светящаяся пиктограмма на панели приборов. Но горит она тускло, и в солнечный день ее почти не видно. Чтобы перевести рычаг в положение N или 4L, нужно его утопить вниз и подать на себя (как при включении заднего хода на Жигулях). Пониженная передача включается только на месте и никакой световой индикацией не сопровождается.

Продолжаем карабкаться вверх. С одной стороны крутой, уходящий вверх склон, с другой — обрыв. Иногда поперек с горных вершин пробегают ручьи талых вод.

Наконец, добрались до снега. Сначала это были маленькие островки, но вскоре дорога начала нырять в снежные тоннели. Спрессованный снег здесь тверд как камень.

Новый макияж для Terrano IIВдруг караван встал. Неужели подвела техника? Нет, с автомобилями все нормально. Просто дорога оказалась размыта талыми водами, и прорваться через эту засаду удалось лишь головной машине. Вторая беспомощно уткнулась бампером на выезде из ямы. Как и следовало ожидать, выручил длинный трос, и все остальные прошли через преграду уже на «галстуке».

Вообще-то с проходимостью у Terrano II дела обстоят неплохо, во всяком случае — у короткобазной версии. Если машина не упирается бампером или не садится на брюхо, то она уверенно преодолевает грязевые подъемы, сложные ухабы, когда одно или два колеса почти вывешены. Помогает самоблокирующийся дифференциал в заднем мосту. И крутящего момента на колесах при включенном пониженном ряде трансмиссии вполне достаточно для преодоления сложных участков.
Хорошо показал себя и гидроусилитель руля. При езде по ухабам рулевое управление отлично демпфировало все удары, воспринимаемые передними колесами, передавая на руль едва заметные толчки.

Ну вот и все. Спустившиеся с перевала чумазые машины проходят одна за одной мойку и готовятся к очередным тестам для следующей группы журналистов, а мы разъезжаемся по домам.

***
В автоиндустрии существует такая примета. Если автомобиль подвергся косметическому обновлению (facelifting), то это, как правило, указывает на то, что через два-три года он будет снят с производства, и на смену придет новая модель. Но внедорожники — это особая категория автомобилей, и часто одна и та-же базовая модель, пусть с некоторыми изменениями, производится десятки лет. Впрочем, японские фирмы обновляют модельные ряды все быстрее и быстрее… Ждать нам через пару лет Terrano III, или проведенные мероприятия означают, что Terrano II будет производиться еще долгие годы? Время покажет.