Соболь, который умеет летать Без колес, а ездит. Без крыльев, а летает. Грести нечем, а плывет.

Когда я вернулся домой после испытаний и меня спросили, на чем в этот раз пришлось поездить, я ответил честно: на НЛО. По крайней мере, именно так это транспортное средство воспринимается со стороны.

Оно действительно летает, но «низенько-низенько» — точь-в-точь как крокодил из известного анекдота. Называется эта штуковина Соболь, а по технической документации проходит как судно на воздушной подушке, сокращенно — СВП.

КОНСТРУКЦИЯ И ИДЕЯ

Если оперировать не космическими, а земными категориями, то внешне Соболь больше всего напоминает маленький катер.
Соболь, который умеет летатьМесто экипажа — впереди, причем комфорт обеспечивает лишь трехместное Т-образное пластиковое сиденье, кожух которого используется для хранения аккумулятора и инструмента. В качестве органов управления выступает один-единственный мотоциклетный руль, а приборная информация представлена лишь в виде тахометра.

Силовая установка машины состоит из двухцилиндрового четырехтактного бензинового двигателя воздушного охлаждения, связанного через редуктор с 12-лопастным осевым вентилятором. Воздушный поток от вентилятора выполняет двойную работу. Во-первых, он создает воздушную подушку или, говоря иначе, область повышенного давления между основанием машины и опорной поверхностью. Образуется подушка за счет нагнетания воздушного потока через корпусные каналы в полости эластичных воздушных сегментов, опоясывающих корпус машины и образующих в нижней его части подобие гофрированной юбки. Каждый сегмент — это сшитый и склеенный из прорезиненного капрона чулок в виде положенной на бок буквы «л».Соболь, который умеет летать

Всего таких сегментов у Соболя — 68. Вырываясь из сегментов в пространство под днищем, воздушный поток приподнимает машину на высоту в 15— 20 см над поверхностью, заставляя в буквальном смысле висеть в воздухе. От того же вентилятора взлетевшая машина получает еще и движущую силу, направленную вдоль продольной оси. Как только давление воздуха под кузовом достигает определенной величины, машина взлетает и практически сразу же начинает двигаться вперед. С падением давления Соболь медленно опускается, касаясь «брюхом» поверхности.

Управляется хитрая машина только аэродинамическим способом, за счет поворота вертикальных воздушных рулей.

ПОЕДЕМ? ПОПЛЫВЕМ? ПОЛЕТИМ!

Прежде чем забраться в «тарелку с пропеллером», меня попросили одеть мотоциклетный шлем: «На воде холодно, да и брызги иногда летят». Ничего не имея против езды в шлеме, я тщетно пытался представить себе способ, которым мы до этой воды будем добираться, ибо в то, что эта штука сама поедет по асфальту в сторону канала им. Москвы (дело было в районе станции Водники) я не верил. Сажусь для начала на место пассажира и начинаю наблюдать. За рулем Соболя — главный конструктор машины.

Лязгает стартер, и у меня за спиной с ураганным завыванием начинает работать воздушный винт. Еще мгновение и, качнувшись, машина приподнимается и нехотя начинает движение по длинному бетонному спуску, в конце которого виднеется очищенный ото льда вход в воду.

Изредка осаживая Соболя и не давая ему чрезмерно разогнаться, водитель смело направляет машину в холодную полынью. Ну, думаю, сейчас ка-ааа-к плюхнемся! Не зря ведь про брызги говорили! Но как только нос машины зависает над бетонным уступом, водитель резко добавляет обороты и, плавно соскользнув, Соболь как ни в чем не бывало, продолжает двигаться прямо, в том же направлении. Чем больше скорость и круче поворот, тем «движение веером» дольше, и в стесненных условиях шанс не вписаться в поворот довольно высок.

Необычно и торможение. Можно просто осадить машину и дать ей возможность катиться до полной остановки. А можно притормозить по-пижонски, заложив крутой вираж и развернув машину против движения. Продольная движущая сила при этом начинает действовать в обратную сторону — и Соболь замирает на месте. Тут главное вовремя сбросить газ, чтобы не поехать назад.

Проскакиваем ходом небольшую песчаную отмель, закладываем красивый вираж, вновь проносимся через кусочек суши, «глотаем» участок чистой воды, выскакиваем на лед…
Дух захватывает!

КОМУ ЛЕТАТЬ НА СОБОЛЕ?

Соболь, который умеет летатьЧасто в разговорах о вездеходах на воздушной подушке мелькают слова об их универсальности: машина, мол, в состоянии пройти где угодно. Это, увы, не так. Воздушная подушка, к примеру, беспомощна на рельефном бездорожье, там где есть косогоры, крутые подъемы и плотные лесные заросли. Но зато там, где в качестве основных транспортных путей используются реки, болота и относительно ровные участки суши, Соболь — достойное и оправданное решение транспортных проблем. Важное достоинство машины — ее «всесезонность»: летом она в состоянии идти по воде и по земле, зимой — по льду и снегу. Да и эксплуатационные затраты на машину в несколько раз меньше, чем на традиционную моторную лодку, взять хотя бы расход топлива. Так что Соболь будет очень полезен для всевозможных поисковых работ, эвакуации людей со льдин или из затопленных районов.

Не стоит забывать и о любителях экзотического досуга: прокатившись вдоль пляжа на такой воздушной подушке, вы не только получите массу незабываемых впечатлений, но и удивите «крутых» владельцев водных мотоциклов.

Если говорить о недостатках, то главный из них заключается в отсутствии закрытой кабины. Ведь самый примитивный пластиковый верх не только защитил бы экипаж от непогоды, но и оказался бы очень кстати в аварийной ситуации. Но разработчики сказали, что скоро на Соболе появится и крыша.

Традиционно заканчиваем ценами. Стоит Соболь около $4500. Цена немалая, однако, как обещают изготовители, с началом серийного производства она снизится.