DAF знакомый и незнакомыйНаш автомобиль мягко перекатывается через разводной мост и останавливается около красно-кирпичного здания, напоминающего мастерскую начала века: узенькие окошки, характерная «промышленная» архитектура… Так и есть, это старое здание пивоварни, а высокая пристройка — бывшее зернохранилище. Сегодня здесь нет ни пива, ни зерна: все помещение занимают автомобили прошлых лет с эмблемой DAF.

Этот музей расположен в голландском городке Эйндховен, неподалеку от самого завода DAF. Но экспозиция, оказывается, принадлежит вовсе не фирме, а частному лицу — бывшему водителю, ныне коллекционеру и фанату Робу Ламмерсу.

Ожидая Ламмерса в холле музея, я предполагал увидеть убеленного сединами патриарха. Однако навстречу быстрым шагом вышел веселый парень. С первой же минуты общения стало ясно: Роб «болен» автомобилями, и ничего, кроме них, для него не существует. Тут же в ход пошли фотографии «сокровищ», и во время беседы Ламмерс то и дело срывался с места — то за архивными проспектами, то за не менее старым справочником нашего Автоэкспорта…
DAF знакомый и незнакомыйПродолжилось все тем, что мы оба увлеченно исправляли рукописный перечень автозаводов бывшего СССР, составленный Ламмерсом («Роб, ЗИС и ЗИЛ — это не два разных завода, а один, но в разные годы!»), и только «дафовский» гид вывел нас из забытья: простите, господа, пора осматривать экспозицию…

Остается добавить, что Ламмерсу принадлежит 90% коллекции (небольшая часть машин предоставлена Мартином ван Доорном, сыном одного из основателей фирмы); еще примерно столько же автомобилей стоят в «запасниках», ожидая постройки второго здания. Основу собрания составляют грузовики и спецмашины, но если подворачивается интересная легковушка, Ламмерс не может устоять.
В коллекции есть 35 (!) советских и восточноевропейских грузовиков, а кроме того, старые Волга, Победа и Москвич. Потрепанный армейский КрАЗ Ламмерс тянул на буксире из ГДР…

Музей существует на пожертвования спонсоров и «друзей фирмы», а обслуживают здание такие же фанаты — добровольные помощники. На заводе разводят руками: «Мы не настолько богаты, чтобы содержать музеи». Но при этом чрезвычайно гордятся коллекцией, расположенной в пяти минутах езды от завода.

СТАРЫЕ ГОДЫ

Начнем с самого дальнего зала, где стоят старинные верстаки и наковальни, а по стенам развешаны инструменты. Это — цех, где начиналась история фирмы. У Арнольда Хюнгеса, шефа пивоварни, был механик-водитель Хуб ван Доорн. Когда в 1928 году Хуб вместе с братом Вимом задумали открыть собственное предприятие под громким названием «Механический завод и ремонтная мастерская Хуба ван Доорна», пивовар не только дал «добро», но и вы делил братьям 10 тысяч гульденов плюс этот самый цех. Вот почему музей расположен именно здесь; два ветерана до сих пор следят, чтобы каждый инструмент был на своем месте — как шестьдесят шесть лет назад…

Вначале братья ван Доор мы ремонтировали различные механизмы, а два года спустя перебрались в другое помещение, где занялись исключительно прицепами Еще через два года предприятие было названо Van Doorne’s Aanhangwagenfabriek («Фабрика прицепов ван Доорнов»), или, сокращенно, DAF и вплоть до 1950 года фирма производила прицепы и полуприцепы «всех мастей». Потом были построены новые корпуса, и в названии слово Aanhangwagen — «прицепы» сменилось на Аutomobiel — «автомобили». С тех пор DAF производит и грузовики, но о них — немного позже.

«TRABANT ПО-ГОЛЛАНДСКИ»

DAF знакомый и незнакомыйВ 1958 году ван Доорны решили начать выпуск легковушек, и 23 марта следующего года две первые машины DAF 600 желтого цвета скатились с конвейера. Одну из них тут же торжественно подарили мадам Смильдер Бельен — единственной голландской женщине-бургомистру в то время. Этот автомобильчик сейчас встречает посетителей в начале второго этажа, а за ним ровными рядами стоят его потомки и наследники.

Внешне легковые машины DAF больше всего напоминают знаменитые «тарахтелки» Trabant из ГДР: такие же маленькие, непритязательные и с двухцилиндровым-двигателем. Зато их трансмиссия весьма необычна —это клиноременный вариатор Variomatic, с которого началось увлечение автомобильных конструкторов бесступенчатыми передачами (у них крутящий момент передается и изменяется с помощью системы ремней).

DAF знакомый и незнакомыйОблик автомобилей, а вместе с ним и название, несколько менялись год от года: за моделью 600 последовал DAF 750 Daffodil («daffodil» — это желтый нарцисс), потом выпускались модели с индексами 33, 44, 55, 66… Но, наряду с серийной продукцией, были и машины, что называется, «из ряда вон». Взять, к примеру, созданный итальянским дизайнером Микелотти в 1966 году «пляжный вариант» с открытым экстравагантным кузовом на базе DAF 44. На нем разъезжали члены голландской королевской семьи во время отдыха на итальянском курорте. По сравнению с иными автомобилями монархов этому крупно повезло — он не был продан с аукциона и не заржавел где-нибудь на задворках, — а недавно один из «родственников и знакомых» короля Нидерландов, посетив музей, поразился: «Так вот где эта машина! А мы уж не чаяли ее увидеть…»

Микелотти создал для фирмы еще несколько прототипов (они стоят в музее), но скромную малолитражку не удалось превратить ни в семейный универсал, ни в купе «а la Porsche».

Тем временем фирма Volvo, которой принадлежала треть легкового отделения DAF, в 1973 году скупила на корню всю «легковую» фабрику на юге Голландии. Поэтому последний автомобиль в шеренге, у дальней стены зала, называется не DAF 66, а Volvo 66, и на носу его красуется косая черта. Хотя в самой машине ничего не изменилось — тот же двигатель Renault, та же трансмиссия Variomatic.

На этом «легковой» период в истории фирмы закончился — и нам остается лишь спуститься по ступенькам вниз, в царство грузовиков.

РАБОТЯГИ

DAF знакомый и незнакомыйГрузовому отделению фирмы тоже всю дорогу не слишком везло с партнерами: одно время совладельцем была американская компания International Harvester (та самая, что выпускает грузовики International), но потом союз расстроился; позже DAF присоединил к себе Leyland — а тот чуть не утянул фирму на дно (вспомните нашумевшую историю, когда DAF та-ак тряхануло…).

Но куда интереснее то, что стоит в «грузовом» зале музея. Разумеется, здесь есть прицепы и полуприцепы, с которых все начиналось: вот один из первых контейнеровозов образца 1936 года, рядом — фургон для телевизионщиков, откуда в пятидесятые годы на всю Голландию транслировались футбольные матчи (длина кабелей телекамер достигала 500 м). По соседству — несколько автобусов на «дафовском» шасси. Немного эклектичные, с вычурными формами и обилием хромированных деталей, они смотрятся, по меньшей мере, необычно.

DAF знакомый и незнакомыйНо больше всего здесь, конечно же, грузовиков. Одни, полностью отреставрированные, сверкающие лакированными боками, стоят в центре зала; другие — в ржавчине, без фар и стекол — ждут реставрации, притулившись у стенки. Фургоны, автокраны, пожарные машины, тягачи…

Немало и военной техники. DAF до сих пор получает крупные заказы от армии, хотя сами голландцы любят шутить: «С кем нам воевать? Разве что с Бельгией…» Вначале фирма делала для вояк нехитрые приспособления наподобие велосипеда с прицепом или тележки для перевозки оружия, а потом принялась за более серьезные машины — в музее есть даже тяжелый шестиколесный бронетранспортер, напоминающий наш БТР-152.

Не забыл DAF и про полицию: рядом стоит маленький черно-белый автобусик с зарешеченными окнами, на котором полицейские Эйндховена ездили в пятидесятых годах.
А «на закуску» — царство раллийных грузовиков-монстров. Сегодня эта страница в истории фирмы почти забыта, да и сам DAF с неохотой вспоминает о спортивном прошлом. А жаль …

КУРС — НА ДАКАР!

DAF знакомый и незнакомыйПервый грузовик для ралли Париж—Дакар — Mighty Mac («Могучий Мак») на шасси DAF 2800 — был создан еще в 1981 году.

Один двигатель — хорошо, а два — лучше! Так в 1983 году появился «двухголовый монстр» DAF FAV3300, у которого два мотора располагались друг за другом. Передний, мощностью 420 л. с., приводил в движение задние колеса; задний, 340-сильный, — передние. 13-тонную машину пилотировала команда, где первую скрипку играл голландец Ян де Роой — он и стал впоследствии «асом-предводителем». Грузовик неплохо показал себя на ралли Париж—Дакар ‘84, и год спустя на маршрут вышел усовершенствованный образец под названием Bull («Бык»). Он был легче предшественника на две тонны и развивал скорость 165 км/ч. Но и этого было мало! В 1986 году стартовал TurboTwin, у которого двигатели были установлены не последовательно, а параллельно. На следующий год TurboTwin II (два двигателя мощностью 495 л. с. каждый, масса 10 тонн, скорость 200 км/ч) блестяще выиграл ралли в категории trucks — «грузовики». Ближайший соперник — команда Tatra — пришла к финишу 14 часов спустя.

Апофеозом стало появление в 1988 году сразу двух «турботвинов». Первый — 95X2 — почти не отличался по характеристикам от предшественника, зато TurboTwin 95X1 можно было назвать раллийным грузовиком с очень большой натяжкой.

DAF знакомый и незнакомыйЭто было нечто, переходящее все. разумные пределы: каждый из двух 11,6-литровых двигателей был оснащен собственным турбокомпрессором и развивал 610 л. с. — суммарная мощность составляла 1220 л. с., а скорость явно превышала 200 км/ч.
История закончилась ужасно: 8 января 1988 года TurboTwin 95X2 потерпел крушение, штурман Кеес ван Левезийн погиб. Команда тут же «вышла из игры» и с тех пор DAF принципиально не принимает участие в спортивных состязаниях.

А небольшая кузовная фирма Tielemans, которая готовила кузова и оперение для раллийных монстров, теперь делает различные мирные фургоны — в том числе и «колбасные автолавки», хорошо знакомые москвичам.

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

DAF знакомый и незнакомыйНаш рассказ подходит к концу — осталось упомянуть лишь одни из самых новых экспонатов — тягач DAF 95 и стоящую рядом с ним странную решетчатую конструкцию, очертания которой напоминают грузовик.

Эта «решетка» — реквизит феерической презентации, которая проходила в 1987 году: лучи прожекторов выхватили из темноты несколько пар рук в белых перчатках, которые с поразительной быстротой собирали из белых труб конструкцию. Когда каркас принял формы грузовика, свет на мгновение погас — а потом вспыхнул в полную силу. И все увидели, что на месте труб стоит «живой» тягач!

Вот, собственно, и все. Уходя, я с грустью думал: представляете, какие музеи можно было бы открыть у нас, имей коллекционеры старинной техники маломальские возможности?