Последний дюймОка — самый маленький из выпускаемых ныне в России автомобилей. И если на загородных шоссе этот автомобильчик частенько остается в аутсайдерах, то в напряженном городском потоке он показывает все свои преимущества: небольшие габариты, простоту управления, малый расход топлива.

Отчасти поэтому Ока все чаще привлекает внимание даже тех, кому по карману автомобиль побольше. Не чураются этой машинки и многие компании — чем не дешевый разъездной автомобиль для персонала? Неудивительно, что фирмы, занимающиеся тюнингом, все чаще обращают внимание на таких малышей. Недавно нам предоставилась возможность убедиться в этом самим — мы приобрели некоторые аксессуары, доступные многим владельцам Оки.

Возможностей по модернизации машины у нас было немного. Во-первых, это новые колеса, предлагаемые на рынке фирмой ФАСТ ВИЛС: 13-дюймовые кованые диски и «мощные» шведские шины Gislaved Speed 316Т размерности 155/70 R13 вместо стандартных шин 135/80 R12. Сразу же отметим, что более крупная «обувка» в колесные арки Оки без «хирургического» вмешательства просто не влезет, 13 дюймов — это предел.

Кроме того, в нашем распоряжении оказались новые стойки передней подвески, снаряженные амортизаторами Koni.
Итак, за дело.

УСТАНОВКА

Последний дюймНачнем с колес. Здесь есть две тонкости. Чтобы новые колеса прочно встали на место, надо вывинтить из передних ступиц технологические болтики, фиксирующие тормозные диски относительно ступицы, а сзади — удалить резиновые заглушки регулировочных отверстий тормозных барабанов.

После этой операции нас ждал другой сюрприз. Колеса на Оке крепятся гайками на шпильках ступицы. Так вот, длины шпилек передних ступиц недостаточно — толщина диска такова, что шпилька заполняет лишь 2/3 высоты гайки. Ситуация малоприятная: не очень-то хотелось, чтобы на полном ходу «отстегнулось» одно из колес… После некоторого раздумья все-таки отправляемся в путь, а чтобы не видеть безобразия с недокрученными гайками, закрываем ступицы декоративными колпаками, в которые к тому же вживлена «секретка».

Пятое колесо пытаемся водрузить на место «запаски» — под капот, но… оно не влезает! Нет, запихнуть его все же можно, но на свое место колесо встает впритык, а капот закрывается только с большим усилием.

ОКА ЛИ ЭТО?

Выезжаем из бокса и… Братцы, Ока это или не Ока? Такого изменения облика от замены колес мы не ожидали! Вместо тонюсеньких «ножек» появились мощные «лапти». Пятиспицевые диски чертовски привлекательны — с ними Ока похорошела, и в облике машины мелькнуло что-то внедорожное, что-то от Нивы. Пропали здоровенные зазоры между кузовом и колесами, «тело» машины превратилось в монолит, вселяя чувство уверенности и надежности.

ПОЕХАЛИ

Первое, что нас интересовало — будут ли цеплять «огромные» шины за арки колес? Ситуация осложнялась тем, что на нашей Оке установлены пластиковые подкрылки — они «съели» часть пространства над колесами, и мы рисковали оторвать «защиту». Опасения оправдались, но, слава Богу, лишь наполовину.

Если в машине находятся водитель и передний пассажир, то задевание возможно только спереди, и то — при полностью вывернутых колесах. Если же машина загружена «под завязку», цепляют уже задние — визг шин раздавался на каждой пологой неровности. Оставалось утешать себя мыслью, что это контакт шин с налипшим на арки снегом.

Точки над «i» были расставлены лишь после испытаний: подкрылки в нескольких местах все-таки повредились, а на правом переднем и вовсе обнаружилась зияющая дыра. Металлические «родные» детали не пострадали.

ДИНАМИКА

На асфальте разгон стал вялым, а работа двигателя — более напряженной, жесткой. Неудивительно — ведь у колес увеличился радиус качения, равносильный уменьшению передаточного отношения главной пары трансмиссии с 4,54 примерно до 4,31! Более того, новые колеса заметно тяжелее штатных и потому имеют больший момент инерции. Попробуй-ка, раскрути четыре здоровенных маховика! Не забудем также, что автомобиль чуть-чуть приподнялся — на полдюйма, а значит, пострадала аэродинамика. Вот так, понемногу здесь, понемногу там — и динамика нашей малышки упала до нежелательного уровня.

Ездить в городском потоке стало тяжелее. Четвертая передача при движении в городе практически не используется. Не лучше и на трассе: максимальная скорость упала на 10 км/ч, а при прохождении затяжных подъемов жесткая работа двигателя часто заставляет «подтыкать» третью передачу.

Зато при трогании на укатанном снегу проще избежать пробуксовки колес. К сожалению, это единственный плюс.

ТОРМОЖЕНИЕ

Последний дюйм«Родные» 12-дюймовые колеса при торможении блокируются при меньшем замедлении, чем хотелось бы. А вот покрышки Gislaved оказались на голову выше — эффективность торможения заметно возросла. Даже на заснеженных скользких покрытиях автомобиль уверенно тормозил, сохраняя курсовую устойчивость. А на мокром и сухом асфальте этот процесс превратился в сплошное удовольствие. При этом осталось впечатление, что тормозная система с вакуумным усилителем не оказывается перегруженной — ее мощности вполне хватало для надежной работы во всех, режимах движения.

УПРАВЛЯЕМОСТЬ

Автомобиль словно подменили! Реакции на управление стали острее и четче. Заметно вырос предел по восприятию боковой силы в повороте. Причем это проявилось как на заснеженных покрытиях, так и на «голом» асфальте.

Изменился в лучшую сторону и характер поворачиваемости автомобиля. Там, где на 12-дюймовых шинах Ока безнадежно скользила со сносом передней оси наружу поворота, новая «обувка» надежно удерживает автомобиль на заданной траектории. И если наступает предел по сцепным свойствам, то автомобиль не «вываливается» наружу поворота передними колесами, а скользит всеми четырьмя, что предпочтительней.

Кроме того, на штатных колесах Ока практически не реагировала желаемым «ввинчиванием» на сброс «газа» в напряженном повороте. Новые шины обеспечили характерные «переднеприводные» реакции, повысив удобство и надежность управления.

Эйфория «послушного» автомобиля вскоре отошла на второй план, а вперед вновь «вылезли» большие неподрессоренные массы — 13-дюй-мовые колеса явно тяжелы для Оки. Одно дело, когда это влияет на интенсивность разгона, и совсем другое — когда речь идет о надежности узлов и агрегатов. Чувствуется, что подвеска и рулевое управление на возросшие нагрузки явно не рассчитаны — особенно это заметно при прохождении кочек и выбоин. Проскочил единичный бугорок, а ощущение — будто проехал по «гребенке». Вибрация сильно передается на руль, мешая управлению. В напряженном повороте даже небольшие неровности вызывают колебания, да такие, что это приводит к рысканию, отклонению от траектории.

Остается только догадываться, как возросли нагрузки на подвеску и рулевое управление. Долго ли они выдержат? Через пару дней езды на 13-дюймовых колесах эти вибрации стали прогрессировать. Оказалось, что одна из передних стоек сильно сдала свои позиции. «Захлюпал» задний амортизатор. Кто на новенького: шаровые опоры, шарниры рулевых тяг, сайлент-блоки? В общем, не по Сеньке шапка, простите, «обувка».

ПОРА НАКАЧИВАТЬ МУСКУЛЫ

Уяснив основные плюсы и минусы использования 13-дюймовых колес без какой-либо переделки ходовой части, мы установили на переднюю подвеску амортизаторы Koni. Что же получилось?

Последний дюймПолучилось здорово! Заметно улучшилась плавность хода, уменьшилась передача ударов от неровностей, в том числе и на рулевое колесо. Автомобиль стал тише, мягче, ласковее. Жаль только, что сзади остались стандартные стойки — сохранились вибрации и привычные всхлипывания умирающего амортизатора. Еще бы и назад поставить амортизаторы Koni — и одна из самых серьезных проблем, поставленная 13-дюймовыми колесами, была бы снята. Впрочем, и здесь не все ясно, поскольку о «живучести» подвески в таких условиях могут сказать только длительные испытания.
роме того, амортизаторы повлияли и на управляемость, улучшив контакт передних колес с дорогой — они просто вцепляются в дорожное полотно, позволяя проходить привычные повороты на значительно большей скорости. Да и повора-чиваемость еще больше приблизилась к нейтральной, упростив вход в поворот. Эх, еще бы и моторчик помощнее — вот тогда…

СНОВА ПЕРЕОБУВАЕМСЯ

Вдоволь накатавшись на «здоровенных» покрышках Gislaved, решаем вновь поставить заводские колеса — чтобы оценить влияние амортизаторов Koni на поведение Оки в обычной «обувке».

Надо сказать, что и на «родных» колесах машина, снабженная фирменными амортизаторами, стала ощутимо мягче. Особенно заметно снижение ударных воздействий при прохождении жестких стыков, выбоин и ям. При этом на пологих волнах Ока стала меньше «козлить» — снизился уровень вертикальных ускорений.
Здорово.

ИТОГИ

Итак, нужны ли Оке большие колеса? Если вы ездите, «плавно педалируя», в прогулочном режиме, если у вас достаточно средств, чтобы покрыть повышенный расход топлива и более частую замену шарниров подвески и рулевого управления, то почему бы нет?

Взамен вы получите не похожий на другие автомобиль и повысите уровень активной безопасности. Правда, вибрации неподрессоренных масс, передача на руль всех неровностей дороги будут вас изрядно донимать. Но тогда вы ставите амортизаторы Koni. A Koni хороши и со стандартными колесами — они повышают плавность хода, снижают вибронагруженность, улучшают сцепление колес с дорогой.

Это был наш первый опыт самостоятельного тюнинга Оки, но разговор на эту тему мы продолжим. На очереди — серия испытаний различных шин для Оки: после долгих поисков нам удалось раздобыть несколько комплектов 12-дюймовых покрышек отечественного и зарубежного производства, и вскоре мы приступим к испытаниям.