Seat — история с географией, комфортом и управляемостьюИспания — страна, где краски ярки, история кровава, а люди горды и независимы. Страна, которая подарила миру корриду, фламенко, Сервантеса, Эль Греко… и автомобили Seat. Насколько ценен последний подарок? Нам представился, случай выяснить это; на протяжении двух дней в нашем распоряжении были три автомобиля: Seat Toledo, Seat Cordoba и Seat Ibiza.

Многострадальная земля Испании повидала за свою историю немало: вестготов сменяли мавры, католики сражались против мусульман… Завод Sociedad Espanola de Automoviles de Turismo (Испанское общество туристических автомобилей) за 40 с лишним лет своего существования тоже успел побывать в разных руках. Сначала Seat был итальянской вотчиной (и одно время даже носил название Fiseat — Fiat + Seat) и выпускал автомобили по лицензиям из Турина, а в конце 80-х годов Fiat отвернулся от прихрамывающего испанского пасынка, и тот немедля попал под влияние концерна Volkswagen. Нельзя сказать, чтобы в Вольфсбурге были в восторге от этого приобретения, — Seat тогда приносил одни убытки.

По краям модельного ряда автомобилей под маркой Seat стоят чисто лицензионные машины — маленький Seat Marbella (Fiat Panda) напоминает об итальянском периоде, а новейший минивэн Alhambra является переложением немецкого VW Sharan (он же, кстати, и Ford Galaxy). Три других автомобиля — те, с которыми нам предстоит знакомство, — разработаны на платформах Volkswagen. Нынешний Seat Ibiza построен на базе нового VW Polo, хотя его предшественник был самостоятельной испанской конструкцией, имел двигатели, доведенные специалистами Porsche, и выпускался с 1985 по 1993 год. Seat Cordoba — седанчик на базе модели Ibiza — относится к ней точно так же, как седан VW Polo Classic к самому Polo. Ну, а хэтчбек Toledo построен на платформе VW Golf предыдущего поколения.

В общей сложности в распоряжении автомобилей Seat десять моделей двигателей: бензиновые рабочим объемом 1,0 л, 1,4 л, 1,6 л, два 1,8-литровых мотора (8-клапанный с центральным впрыском и 16-клапанный с распределенным), два 2-литровых двигателя и три дизеля. Но для российского рынка будут использованы только четыре мотора — сейчас мы познакомимся с 1,4-литровым и 1,8-литровым «восьмиклапанниками», ну, а двигатели 1,6 и 1,8-16V, даст Бог, окажутся на наших тестах чуть позже.

Почему мы так подробно описываем модельный ряд испанских автомобилей? Да потому, что марка Seat у нас известна только знатокам, а многие про нее и не слыхали!

НЕЗНАКОМЦЫ ИЗ ИСПАНИИ

Seat — история с географией, комфортом и управляемостьюСнимаем защитные целлофановые чехлы с обитых пестрой тканью сидений и вдыхаем острый специфический запах нового салона.
Идет первый снег. Темнеет. В комбинациях приборов тревожно светятся лампочки резерва топлива. На заправку! Пока мы заливаем автомобили «под завязку» 95-м бензином (все машины — с каталитическими нейтрализаторами: упаси Бог, где-нибудь в Подмосковье заправиться этилированным топливом!), вокруг крутятся заинтересованные автомобилисты.
— Ребята, это что за машины?
— Seat
— Fiat?
— Да нет, S-e-a-t.
— A-а, корейские…

К моменту, когда мы вырвались из выматывающих московских пробок на загородный простор, стемнело окончательно. Крупные хлопья влажного снега скрадывали реальные расстояния, и ехать быстро было непросто.
Что за поворот впереди — пологий или крутой? Что за перекресток — обычный или Т-образный? Вдруг возглавляющий колонну Seal Ibiza резко тормозит, и в лучах фар мы видим бегущего по разделительной линии подмосковного шоссе огромного ньюфаундленда! Умница-пес замер, позволил нам проскользнуть мимо него и потрусил дальше. Если бы метнулся в сторону — столкновения бы не миновать.

Seat — история с географией, комфортом и управляемостьюТолько за ужином, анализируя вечернюю поездку, мы сошлись во мнении, что ближний свет испанских фар недопустимо, катастрофически слаб. Вдобавок они дают очень размытую границу между светом и тенью, и это коварно маскирует размеры реально освещенной зоны.

Назавтра было туманно, но снега и след простыл. Вот и отлично — теперь мы познакомимся с «испанцами» в более спокойной обстановке. Начнем с того, что побольше, — с Toledo.

TOLEDO КОГДА-ТО БЫЛ СТОЛИЧНЫМ

Город Толедо в Кастилии, в 70 километрах от Мадрида, в средние века был столицей Испании, о чем напоминает роскошный Алькасар — дворец Карла V. А смешение архитектурных стилей в Толедо — от того, что город стоял на перекрестке трех потоков культур: мусульманской, иудейской и католической. Но Seat Toledo, наоборот, имеет спокойную, уравновешенную, цельную и неброскую внешность. Маэстро Джуджаро, разрабатывая дизайн этой машины, честно отработал гонорар. Из его мастерской вышел ладный, подчеркнуто солидный (чуть было не сказали «седан») — конечно же, хэтчбек. Массивная пятая дверь поднимается, открывая доступ в багажный отсек, огромный, как музей Эль Греко. Правда, из «шедевров» здесь только «докатка», да и та упрятана в самую глубину.

А вот в салоне Toledo уже чувствуется некое смешение стилей. Причем не самое удачное. Черный пластик панелей соседствует со светлыми велюровыми вставками, плавный изгиб козырька передней панели смотрится странно над рублеными, нарочито прямоугольными дефлекторами обдува, а по-немецки жесткие евденья своими квадратными формами напоминают кресла Audi 80-х годов. Усесться на них, впрочем, можно, причем неплохо — спинка и подушка проминаются под весом тела, а с помощью трех механических регулировок, включая изменение угла наклона подушки, можно выбрать оптимальную позу и вдобавок подстроить еще и угол наклона рулевой колонки.

Seat — история с географией, комфортом и управляемостьюРуль с развитой ступицей неплохо лежит в руках, но широкие и высоко расположенные спицы перекрывают часть приборной комбинации.

Педальный узел удобен, но левая нога, будучи снятой с педали сцепления, попа дает в пустоту: здесь нет и намека на упорную площадку для отдыха левой ноги. Массивный рычаг пяти-ступенчатой КПП с пластмассовой ручкой расположен неплохо, разве что за пятой передачей приходится тянуться.

У нашего Toledo аж две надувные подушки безопасности, и та, что для пассажира, «съела» пространство для «перчаточного» ящика — теперь сюда поместится действительно только пара перчаток. Но зато есть широкие карманы в дверях, углубление в центральной консоли и удобная полочка для документов под рулевой колонкой.

Комбинация приборов скомпонована затейливо и нелогично. Справа от спидометра — маленький тахометр и окошечко бортового компьютера, слева — два указателя и напоминающий о VW Golf II ряд светодиодов. Вдобавок по краям приборного щитка разместились клавиши включения «противотуманок» и обогрева заднего стекла, которые приходится нащупывать вслепую, пробираясь между рулем и панелью.

А в темноте, когда включена подсветка, комбинацию приборов заливает тревожный яркий красный свет, словно напоминающий об Арке Крови в Толедо, El Агсо de la Sangre — под ней каялись перед эшафотом жертвы инквизиции. А нам в чем каяться? Разве что в том, что завели 1,8-литровый двигатель?

TOLEDO В ДВИЖЕНИИ

Два клапана на цилиндр, центральный впрыск. Конечно, эти уже не самые современные решения отозвались на тяговой динамике Toledo 1,8. Моторчик умеренно тяговит, заметно передает вибрации на педали и рычаг КПП, его низкий голос лишен изысканных нот, а максимальную отдачу от него получаешь только в диапазоне 3000—4000 об/мин. Да и подбор передаточных чисел КПП не оптимален — все передачи слишком растянуты, и только третья, пожалуй, «на месте».

Жаловаться на тормоза «испанца» в этот раз повода не было: управлять замедлением удобно, и сцепные свойства шин Firestone Firehawk 690 размерности 185/60 R14 не подкачали. Так что то огромное усилие на педали, которое мы обнаружили при прошлом знакомстве с Toledo (см. АР № 22, 1996), было следствием какой-то неисправности.

Подвеска жестка, словно предназначена только для немецких автобанов. А как же каменистые проселки Кастилии? Toledo приплясывает на неровностях асфальта, его кузов дрожит на булыжнике, а сильные удары заставляют подвеску срабатывать «на пробой» и вызывают громкий лязг под днищем, издаваемый, вероятно, глушителем. Несолидно для автомобиля такого класса…

Отточенной управляемостью Toledo, увы, не блещет, хотя он, как минимум, не доставляет особых неудобств. Чувствительность и информативность рулевого привода оптимальны, а при ошибке в выборе скорости на входе в поворот Toledo ведет себя как обычный переднеприводный автомобиль. Впрочем, ничего большего от этой машины мы и не ждали. Словом, Seat Toledo — просторный, в меру удобный семейный хэтчбек, с солидной, хотя и устаревшей внешностью.

Кстати, в годы войны в Толедо располагался штаб генерала Франко, да и сейчас там проходят ежегодные слеты франкистов, ратующих за порядок в Испании. Но это так, к слову.

CORDOBA: ПОЧЕМУ Я НЕ ХЭТЧБЕК?

Испанцы произносят название этого города в Андалусии через «в» — Кордова. И ударение делают на первом слоге. Кордова слывет самым уютным испанским городом и знаменита Улицей Цветов. Ну и потом, Андалусия — это родина фламенко…

Seat — история с географией, комфортом и управляемостьюСлучайно или нет, но Seat Cordoba тоже обладает весьма симпатичной внешностью, а внутри этого маленького пухленького седанчика с улыбчивой мордочкой и запоминающимся «хвостиком» оказалось и впрямь уютней, чем в Toledo, хотя постоянно замечаешь общие фамильные черты. Формы панелей здесь еще проще, но зато без претензий — нарочито функциональный интерьер. Пухлая трехспицевая баранка, уже знакомые нам «фольксва-геновские» сиденья, теперь уже только с двумя регулировками, маленькие «по-женски» легкие педальки, простая комбинация приборов безо всяких выкрутасов. Несколько необычно сочетание желтых шкал и стрелок, черного фона и все той же раздражающей красной подсветки. Кстати, одометр здесь уже цифровой, точь-в-точь как у двойника — VW Polo Classic.

Подкачал привод КПП. Форма рукоятки не очень удачна, за пятой передачей тоже приходится тянуться вправо и вперед, а вдобавок огорчает жесткое, тугое включение передач.

Что еще упомянуть? Головное освещение включается здесь вращающейся рукояткой слева от руля. Неприятными показались две мелочи. Чтобы переключить ближний на дальний или наоборот, приходится тянуть на себя левый подрулевой переключатель что есть мочи, иначе не сработает. А правый подрулевой «ус» нужно перемещать вверх, если хочешь включить «дворники» на постоянные режимы, и вниз, чтобы активировать прерывистый цикл. Тоже неудобно.

Обзорность в этой машинке похуже, чем в Toledo, да и не мудрено — высокий багажник всегда «съедает» немалую часть сектора обзора при движении задним ходом. Сидеть сзади тесновато, но здесь уже отмечаешь как плюс то, что спинки передних сидений сделаны с выемками для колен задних пассажиров.

А как же отдельный багажник — соль конструкции кузова этого седанчика? Ей-Богу, была бы Cordoba хэтчбеком — было бы только лучше. Объем у багажника неплох, но вот доступ туда… До смешного маленькая крышечка багажника на хитрых параллелограммах петель откидывается вверх, открывая узкий проем, в который чемоданы надо будет опускать, как монеты в копилку. А вдобавок посередине погрузочного порога торчит штырь фиксатора замка — берегитесь, дорогие чемоданы Samsonite и Delsey! Зато под полом, рядом с докаткой, на липучках прилажено пластиковое корытце с трогательной ручкой посередине. Зачем? Наверное, чтобы пройтись за букетами по Улице Цветов…

SEAT EL CORDOBES

А еще Кордова славится самой лучшей в Испании школой тореадоров. Torero el cordobes — «торреро-кордовец» — лучшая рекомендация для начинающего тореадора!

И Seat Cordoba с 1,4-литровым мотором вполне достоин такой рекомендации. Удивительно, но седанчик по темпераменту почти ни в чем не уступает своим 1,8-литровым собратьям! Чуть неуверенно трогаясь с места, Cordoba резотзывчиво реагируя на педаль газа. Оптимальная зона оборотов этого мотора простирается от 2500 до 4500 об/мин, а с передаточными числами разработчики вообще попали в десятку. Браво! (Скорее всего, эти восторги предназначаются инженерам VW).

Тормоза у машины тоже на высоком уровне. Тормозная педаль оказалась «дамской» не только по размерам, но и по усилию, что, впрочем, не ухудшило информативности привода.

Что касается управляемости, то тут Cordoba нас порадовала. На прямой машинка хорошо держит дорогу, а удачно подобранная «мягкая» чувствительность и неплохая информативность рулевого привода облегчают езду в трассовых режимах. Но, как ложка (испанского?) дегтя в бочке (немецкого?) меда, — подробная передача неровностей дороги на руль.

А поворотись-ка, Cordoba! Неплохо, совсем неплохо для начинающего тореро… Реактивное действие на руле сохраняется во всем диапазоне углов его поворота, умеренная недостаточная поворачиваемость не осложняет вход в быстрые виражи — Cordoba здесь может доставить удовольствие от управления. А если побыстрее? Так, сначала небольшой снос передней оси, теперь сбрасываем газ, и седанчик начинает ввинчиваться внутрь виража и мягко проваливаться в занос. Угол заноса нарастает… Пора! Наступаем на газ — и Cordoba уверенно выкарабкивается из заноса, успешно пройдя испытание. Да и шины Michelin МХТ 175/70 R13 не подкачали.

Чуть огорчила работа подвески. Она неплохо справляется с мелкими неровностями, швами и стыками — во всяком случае, в седанчике не так тряско, как в Toledo. Но если под колесо попадает крупная яма, а к тому же автомобиль еще и нагружен или едет накренившись в повороте, — глухой удар, а то и пробой подвески неминуем.

Итак, Seat Cordoba — один из самых маленьких в мире седанов, обладающий к тому же не лишенным «изюминки» характером. А 1,4-литровый мотор отлично смотрится на фоне 1,8-литрового. Хотя разница в мощности — 30 «лошадок».
Но все же нас не покидало ощущение, что «седанистость» этой машинки несколько надумана. Вот и заднее стекло забрызгивается, а «дворника»-то нет.

А что же «урезанная» Cordoba, то бишь Ibiza? Это ведь стопроцентный хэтчбек

ИЗЯЩНАЯ IBIZA

Seat — история с географией, комфортом и управляемостьюНазвание это звучит для нашего уха несколько рискованно. Но только если не знать правильного испанского произношения — не через «ц» и тем более не через «з». Правильно — Ивиса. Ибиса — это остров (и город) в архипелаге Балеарских островов, а знаменит он своими пляжами и тем, что на них с 60-х годов собираются хиппи. Seat Ibiza, конечно же, в «хипари» не запишешь. Но то, что внешность у машинки яркая и запоминающаяся, — это факт. Отличаясь от VW Polo лишь деталями, Ibiza тем не менее имеет свой имидж — во многом благодаря динамичным оконным стойкам, как будто бы подчиненным особому ритму, и оформлению задней части. Наверное, все это тут же сподвигло специалистов из фирмы Лада Инжиниринг, которая предоставила нам автомобили, провести «легкий тюнинг» машины — с легкосплавными 15-дюймовыми дисками Borbet она смотрится еще стремительнее, а в салоне (он здесь точно такой же, как у Seat Cordoba) появились руль и рукоятка КПП Nardi.

Невольно сравниваем хэтчбек с седаном. Обзорность здесь лучше ненамного, Емкость багажника меньше, но пользоваться им удобнее, четкость включения передач чуть лучше… Что же, будем искать главные отличия на ходу.

ПОД СТАТЬ ОБЛИКУ

Голос мотора здесь ниже и басовитей. Руки ложатся на штурвал Nardi в «правильной» позиции. Включены ближний свет и «противотуманки» (вновь на месте комбинации приборов маячит красное пятно). Поехали!

Конечно, 1,8-литровый двигатель тяговитей 1,4-литрового — спору нет. И трогаться можно уверенней, и в движении прибавка крутящего момента «на низах» заметна. Хотя растянутые передачи мешают, как и в Toledo, — ведь силовые агрегаты у них одинаковы.

Низкопрофильные шины Gislaved Speed 195/50 R15 и более жесткая, чем у седанчи-ка, подвеска неплохо сочетаются с агрессивной внешностью этой машины. Попадая на волны асфальта, отмечаем, что подвеска не только более жесткая, но и более энергоемкая и «мускулистая». Последнее обстоятельство особенно радовало, когда мы хорошим ходом прохватывали по булыжной мостовой, «фейдеру» или просто попадали в ямы.

Управлять этой машиной на небольших скоростях и неровных дорогах проще, чем седаном, а при быстрой езде — сложнее. Дело в том, что увеличившаяся «мускулистость» подвесок отлично демпфирует удары дороги при спокойной езде, но на полном ходу машина начинает «прыгать». Руль, снабженный гидроусилителем, здесь более «острый», нежели на седане. И вот результат: рулем приходится «отрабатывать» каждую кочку…

Зато в поворотах Ibiza ведет себя молодцом — хорошие сцепные свойства шин отодвигают пределы автомобиля по срыву в скольжение, а малые уводы добавляют бодрости реакциям машины. Когда разумная скорость в повороте превышена, Ibiza плавно скользит наружу, столь же плавно и менее охотно, чем Cordoba, реагируя на сброс газа, но хорошо слушаясь доворота руля. Здесь, правда, чувствуется нехватка реактивного действия гидроусилителя. Словом, эта Ibiza — все же не спортсмен, даже в такой низкопрофильной «обувке».

VOLKSWAGENПО-ИСПАНСКИ?

Seat — история с географией, комфортом и управляемостью Toledo, Cordoba и Ibiza имеют много общих черт, в том числе и недостатков.

Слабый свет фар, неудачная подсветка приборов, не совсем четкий привод КПП, шум шин, моторов и ветра, вибрации и удары при работе подвески — все это чуть более или менее заметно на всех трех машинах.

Относительно Toledo мы, пожалуй, окончательно удовлетворили свой интерес. Это в меру солидный, в меру универсальный Volkswagen Golf второго поколения в джуджаровой шкуре.
Seat Cordoba запомнился интересной управляемостью и симпатичной внешностью. А двигатель 1,4 приятно удивил на фоне 1,8-литрового мотора.
Seat Ibiza — машина наиболее интересная. Внешность отличает ее от VW Polo еще больше, чем седанчик Cordoba — от модели Polo Classic, и придает агрессивный, молодежный характер. Ibiza с 1,4-литровым двигателем стоит чуть дешевле, чем Cordoba А автомобиль с 1,8-литровым мотором — как тот, что был у нас на тесте, — хоть и стоит почти $20000, но все же не дотягивает до статуса «заряженной» машины. Но ведь есть еще 16-клапанная Ibiza GTi. Подождем ее появления на нашем рынке…