Содержание статьи
Вряд ли вам знаком маленький норвежский городок Киркенес на самом севере Скандинавского полуострова. В тридцати километрах на восток — граница с Россией, южнее — Финляндия, а берега омываются холодными водами Баренцева моря. Лишь тонкий перешеек соединяет Киркенес с остальной Норвегией. Сейчас там полярная ночь, и лишь пару часов в день небо чуть-чуть светлеет…
В город с населением 4,5 тысячи человек Киркенес превратился только в начале века, когда здесь стали добывать железную руду. Зато в подробных книгах о второй мировой войне можно узнать, что Киркенес — второй после Мальты город по количеству бомбежек: русские и немцы бомбили его с самолетов более 300 раз! Именно здесь вермахт разместил 100-тысячный корпус для своей операции против Мурманска…
Вот такое необычное местечко избрала фирма Volvo для презентации новых машин S70 и V70.
ПРЕМЬЕРА ЗА ПРЕМЬЕРОЙ
Нынче фирма Volvo удивляет своей небывалой активностью! Совсем недавно мы познакомились с новой гаммой S40/V40, осенью на автосалоне в Париже дебютировало купе Volvo С70, а месяц назад мы устроили хорошую проверку полноприводной машине Volvo 850 AWD…
И вот — новая премьера. Что же это такое, Volvo S70 и V70?
S70 — это седан, a V70 — универсал. Volvo V70 AWD — универсал с полным приводом. «Семидесятки» — это не новые машины, а лишь рестайлинг (обновление) хорошо известной модели Volvo 850. Но помимо изменений внешности и убранства салона, машина получила «обновы» и по части механики.
Так, появилось два варианта подвески колес — обычная и «спортивная» (отличается другими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости), модернизированы двигатели (включая турбодизель и работающий на природном газе мотор), изменена конструкция кузова с целью лучшего поглощения энергии удара при авариях, рулевая колонка благодаря трехзвенной конструкции стала более безопасной, усовершенствована система защиты от угонщиков.
СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ
Полярное утро встретило нас бодрящим морозцем, темным небом и залитыми искусственным освещением улицами маленького городка. Ночевавшие на стоянке машины завалены 10-сантиметровым слоем снега. Отлично! Сейчас проверим, как они заводятся!
Моторы ожили с пол-оборота. И лишь по натужному звуку стартера можно было догадаться, что морозец-то еще тот — за двадцать градусов! Вооружаемся щетками и скребками: надо откопать машины и выяснить, чем же отличаются новые S70/V70 от «стареньких» Volvo 850.
Нам показалось, что сразу и не найдешь «десять отличий» между Volvo 850 и новой парочкой S70/V70. Изменившиеся фары, решетка радиатора, лобовое и заднее (у седана) стекла большей кривизны, «смягченная» линия крыши, окрашенные в цвет кузова бамперы и наружные зеркала заднего ввда… все это растаяло в сумерках северного утра. Пожалуй, лишь «хищные» прорези в переднем бампере по-настоящему придают автомобилю некоторую свежесть.
Следующая заметная деталь экстерьера седана — новые задние фонари и иная пластика крышки багажника. Передок у универсала V70 точно такой же, как и у седана, а сзади у него лишь один новый элемент — бампер. Все остальное осталось прежним (представители фирмы уверяют, что внешность грузопассажирской машины их полностью устраивает, хотя странно было бы из их уст услышать что-нибудь другое).
Тем временем, под натиском скребков и щеток, очистились и стали видны шильдики задней панели. Ого! Машинки нам достались что надо: седан S70 Т5 (2,3 литра рабочего объема, турбонаддув, 240 л. с.) и полноприводный универсал V70 AWD. С технической точки зрения автомобиль с приводом на все колеса практически полностью повторяет испытанный нами Volvo 850 AWD хотя, конечно, внешность у машины новая.
А что с покрышками? Наши машины были укомплектованы шипованными шинами Gislaved NordFrost II (на седане — размерность 185/65 R15, а стандартная «обувка» для V70 AWD — 205/55 R16). Утопленные еще при запуске мотора кнопки обогрева сидений (в том числе и задних) сделали доброе дело: на теплом-то сидеть приятнее!
Осматриваем салон, ищем изменения.
Например, передняя панель: теперь она более округла (сколько мы раньше говорили об угловатой панели на Volvo 850!). Симпатичней стала и комбинация приборов. Изменилась пластика обивки дверей. Интересно, что кнопки открывания багажника и лючка бензобака расположились не на полу (как обычно), а на водительской двери.
Остальное нам знакомо. Например, «незапоминаемый» набор клавиш и тумблеров, все те же подрулевые переключатели, педали, руль и рычаг КПП. То есть человек, который знаком с Volvo 850 не понаслышке, сразу «впишется» в обновленный интерьер.
Между прочим, передняя панель S70/V70 почти полностью повторяет таковую на новом купе Volvo С70 (см. АР № 18, 1996). Для седана и универсала это, конечно, большой плюс. А вот для купе — вряд ли. Ведь купе должно отличаться не только внешностью, но и салоном — за большие деньги хочется иметь неординарный автомобиль! Впрочем, купе — это тема для отдельного разговора.
ФОТОГРАФИРОВАТЬ РУССКИХ ВОЕННЫХ ЗАПРЕЩЕНО!
Вольвовцы предложили нам три маршрута — один сложнее другого. Мы, как вы догадываетесь, выбрали самый тяжелый: длиной около 130 км. Узкая петляющая дорога должна была привести к берегу Баренцева моря и вернуть назад.
Нас поманила не только протяженность трассы. Если верить карте, то мы должны были выехать к самой границе с Россией. Устоять от такого соблазна было тяжело, хотя и нельзя сказать, что мы уже успели соскучиться.
Нас снабдили не только подробным описанием маршрута, но и памяткой о том, как вести себя в приграничной полосе. Нам запрещалось переходить границу, использовать телеобъективы, фотографировать русских пограничников и их оборудование (а норвежских можно?) и… ловить в море рыбу. Ну, на рыбалку-то в такой холод нас и силком не затащишь.
Даже здесь, на Крайнем Севере, норвежские дороги нас удивили ровным покрытием. Но в то же время стало понятно, что «отвязаться» нам не удастся. Проплешины асфальта быстро сменились льдом и укатанным снегом. Но это еще полбеды. Дорога постоянно петляет из стороны в сторону, огибает ущелья и отвесные скалы, временами взбирается вверх, и вдруг проваливается в неизвестность. Погода меняется каждые пять минут, то поливая нас ветром и огромными хлопьями снега, то радуя проблесками чистого неба. Постепенно метель охватила все вокруг. Очертания предметов расплываются. Заметаемая снегом дорога становится еще уже. Огибая очередную скалу, тешишь себя надеждой, что встречных машин здесь почти не бывает — и туг же навстречу бредет местный автомобиль. Седовласый дядька приветливо машет рукой, а мы вынуждены почти «облокотиться» на увенчанный катафотами шест, обозначающий край дорожного полотна, чтобы пропустить встречного.
Седан сразу же подкупает легким троганием с места. Машина плавно ускоряется, и мы быстро добираемся до высших передач. Двигатель очень эластичен. Даже без вмешательства турбины тяги мотора хватает с избытком. И все же продавливаем педаль газа в пол. Мощное, но плавное ускорение сменяется после 3500 об/мин резкой пробуксовкой ведущих колес, и автомобиль устремляется наружу поворота. Все надо делать очень плавно…
Двигатель почти не шумит, а его «голоса» хватает лишь на то, чтобы удостовериться в правильности выбранной передачи. Даже на высоких оборотах он не мешает тихому разговору.
В управлении S70 — типичный переднеприводный автомобиль. Мягкие, удобные реакции, хорошая обратная связь гидроусилителя рулевого управления позволяют надежно управлять автомобилем. Оказалось, что машина очень не любит попадать одной стороной даже в неглубокий снег. Реакции автомобиля на действия рулем притупляются, и он с энтузиазмом устремляется в глубь рыхлого снега, не реагируя на действия водителя.
А что с комфортом? В этих условиях — никаких нареканий. Лишь по довольно подробному повторению волнообразного профиля дороги можно предположить, что на наших дорогах S70 окажется довольно жесткой, «спортивной» машиной.
А вот и холодное Баренцево море. Гигантские черные волны со страшным грохотом разбиваются о прибрежные скалы. На берегу ничего живого, лед да камни. Жутко. А во-он там, в полукилометре, — вышка с нашими пограничниками. И как здесь они служат? Холод, ветер, ледяная вода…
Тем временем тучи совсем заволокли небо. Надо было возвращаться, чтобы хоть часть пути проехать засветло.
ПЛЮС-МИНУС ДВЕНАДЦАТЬ
Наши надежды не оправдались. Темнеет здесь быстро, и обратную дорогу пришлось искать почти в полной темноте.
Кстати, когда мы выезжали из города, в Киркенесе было 23 градуса мороза. На берегу моря бортовой компьютер показал, что на улице всего лишь -11°С.. Ничего себе: тридцать километров на север и перепад температуры в 12 градусов! Вернувшись в отель, мы вновь посмотрели на градусник: минус 23. Получается, что съездили к морю, чтобы погреться…
На обратной дороге мы оценивали уже Volvo V70 AWD. Этот полноприводный универсал нам был интересен вдвойне. Ведь недавно мы тестировали эту машину (правда, еще в версии 850 AWD) в Швеции и испытывали острую нехватку по-настоящему скользких дорог.
Volvo V70 AWD не спасовал. Пересев из седана в универсал, мы замурлыкали от удовольствия, настолько удобно было управлять автомобилем.
Помимо «асфальтовой» динамики («гребут» все колеса!) и удобных тормозов,ц нам очень понравилась надежность управления. Автомобиль едет по скользкой дороге, словно по рельсам. А ведь всего час назад мы здесь же «боролись» с переднеприводным седаном, нащупывая в каждом повороте оптимальную траекторию движения!
И мы все быстрее «вваливаемся» в повороты. «Рельсы» дают слабину. Задняя ось все чаще «поигрывает» на выходе из виража, но машина по-прежнему восхищает простотой и прогнозируемостью реакций. Все — как на грейдерных дорогах в Швеции. Появились проскальзывания? Автомобиль стал задумчивее в своих реакциях? Значит, надо чуть раньше и чуть активнее действовать рулем и газом.
Универсал почти не замечает небольших рыхлых сугробов и прорезает их словно ножом (вот она, межосевая вискомуфта и автоматическая блокировка заднего дифференциала!). В отличие от переднеприводной турбомашины здесь требуется лишь одно: правильно выбрать передачу.
Незначительно возросла шумностъ. Зато явно улучшился комфорт. Это благодаря многорычажной задней подвеске. И лишь мелкие неровности более активно «приходят» на руль — сказывается низкий профиль шин.
Вдруг откуда-то сбоку показался тепловоз! Мама родная, откуда он взялся, здесь же с утра не было железной дороги! На пределе сцепных свойств осаживаем машину до полной остановки, а из-за поворота выворачивает… огромный Mercedes с необъятным плугом-отвалом. Оказывается, это здоровенный снегоуборщик, поднимая клубы снежной пыли, сгребает на обочину снег. А за тепловоз мы его приняли из-за большой будки-бытовки за кабиной водителя. В темноте да за сплошной снежной стеной может и не такое померещиться.
Кстати, ни солью, ни песком здесь дороги не посыпают почему автомобили всегда чистые, и даже на АЗС нет и намека на слякоть и грязь.
Тормозила машина перед «тепловозом» неплохо (помогли шипованные зимние покрышки), да и управлять замедлением удобно. Вот только антиблокировочная система вмешивается в действия водителя неожиданно рано. Кажется, работаешь педалью тормоза плавно, автомобиль реагирует отлично. Но стоит чуть-чуть сильнее надавить на педаль — и та сразу «забренчала» под ногой, а машина стала замедляться не столь охотно. Единственный плюс, пожалуй, в том, что Volvo в этот момент хорошо подруливается и сохраняет заданную траекторию движения. Кстати, все это в полной мере можно отнести и к переднеприводному S70.
АХ, ОЗЕРА!
На одном из многочисленных замерзших озер была проложена специальная ледяная трасса длиной километра полтора. Здесь-то мы и попробовали новые Volvo в экстремальных режимах.
Седан S70 продемонстрировал на льду отменные бойцовские качества. Автомобиль ведет себя понятно, им приятно управлять. Например, свойственное всем переднеприводни-кам скольжение передней оси наружу поворота здесь легко компенсируется доворотом руля внутрь поворота и сбросом газа. Требует повышенного внимания лишь возникающий при уменьшении подачи топлива быстрый и резкий занос адней оси. Бороться с заносом даже на заряженной версии Т5 приходилось очень активно, зачастую делая ошибки в управлении.
Полноприводный универсал V70 AWD удовольствия доставил не меньше. В то же время экстремальное управление машиной породило кое-какие трудности, и пару раз пришлось побывать в сугробах вдоль извилистой трассы. Подобравшись к пределам, пол-ноприводник потребовал более высокой водительской квалификации, нежели моноприводный собрат.
Нарезая круг за кругом, мы пытались разобраться, в тонкостях «скользкого» управления универсалом. Прежде всего надо преимущественно пользоваться пониженными передачами. Приходится чаще «срывать» заднюю ось в занос (действуя рулем и дозируя тягу), иначе даже при небольшой ошибке в выборе скорости можно столкнуться с непреодолимым скольжением всей машины наружу поворота (запоздалых коррекций траектории V70 AWD не прощает).
И все же, освоив технику прохождения поворотов, можно легко вытягивать автомобиль почти из поперечного скольжения! Самое интересное то, что AWD не вываливается передней осью наружу поворота при «передозировке» тяги (как это сделал бы на льду переднеприводный автомобиль), а лишь плавно соскальзывает всеми четырьмя колесами к внешней бровке.
Здорово и все же немного сложно.
КЕПКА ДЛЯ ПОРТУГАЛЬЦЕВ
Вечером в маленьком ресторанчике в виде традиционной норвежской избы подводились итоги. А точнее, потери.
Всего за день было выведено из строя три машины. Больше других отличились португальцы — на их счету два «убитых» автомобиля. Один врезался в скалу, другой улетел с ледяной трассы под откос (его так и не смогли достать — наверно, будут вызволять из снежного плена краном). Но еще и до нашего приезда под Киркенесом разбилось четыре машины. Организаторы предложили очень сложные (но и очень интересные!) дороги, поэтому «сошедших с дистанции» могло быть и больше.
Так вот, португальцам в качестве приза вручили кепку — самую обыкновенную кепку, какие любят носить кавказцы.
А мы тем временем взвешивали достоинства и недостатки новых машин.
Если говорить о зимних трассах, то получается вот что. Предел активной безопасности у седана S70 ниже, чем у полноприводного универсала V70 AWD. На переднем приводе водитель гораздо раньше попадет в сложную ситуацию и будет вынужден бороться с неожиданным сносом передней оси и потерей курсовой устойчивости. Однако если у водителя уже есть «переднеприводные» навыки, то выйти из сложной ситуации будет легко.
На полноприводной машине критический момент наступает на более высоких скоростях, и это в принципе плюс. Но есть и обратная сторона медали. Если машина все-таки начала «плясать» на высокой скорости, то «вытащить» ее уже сложнее: здесь потребуются весьма хорошая подготовка и прочные навыки экстремальной езды. Поэтому AWD мы в первую очередь посоветовали бы тем, кто… как огня боится зимних дорог. Не превышайте разумную скорость, двигайтесь так, как вы бы поехали на переднем приводе — и никаких проблем у вас не возникнет. А ежели завязнете в небольшом сугробе, то — сто против одного! — полный привод поможет вам выбраться без посторонней помощи.
Нам кажется, что Volvo V7 AWD — наиболее удачная и полезная разработка шведов за последнее время.
И все же лучше иметь в багажнике маленькую лопатку мы не раз прибегали к ее помощи…