Opel Tigra как объект искусстваРисовать автомобили —занятие весьма захватывающее: автор это знает по себе. А вот рисовать НА автомобилях??? Используя их кузова в качестве, так сказать, холста? Что ж, есть и такие специалисты. Причем работают они в манерах самых разнообразных.

Есть «монументалисты», любящие размах и оттого для своих росписей предпочитающие выбирать огромные американские “траки”или необъятные просторы боковин фургонов-полуприцепов. Есть, напротив, «миниатюристы», трудолюбиво живописующие тоненькой кисточкой и аэрографом по мотоциклетным бензобакам. Есть густопсовые «авангардисты», которым жанровые картинки на автомобильном кузове представляются верхом пошлости и китча: те норовят сплошь оклеить машину дерном с цветочками либо кусочками битых зеркал — этакий «оп-арт», изволите видеть… Все они работают с машинами подержанными и, как правило, старых моделей — оно дешевле.

Возможность «расписать» по своему вкусу автомобиль новейшего образца — Opel Tigra — представилась недавно группе молодых художников из Франции, Алжира и Сербии. Правда, фирма-изготовитель предоставила в их распоряжение не настоящую машину, а всего лишь пластмассовый макет в одну пятую натуральной величины. Но зато и не один, а целых девять штук, — самовыражайтесь, ребятки, кто во что горазд, а мы посмотрим, какие у вас ассоциации и эмоции вызовет форма кузова, которую мы придумали и которой в общем-то довольны…

И художники расстарались, — всяк на свой лад. Кто просто заляпал свой макет масляной краской, причем нарочито грубыми мазками — Ван, мол, Гог, мол; кто, напротив, старательно его выкрасил натуральным автомобильным «металликом», а потом на правом заднем крыле краску сцарапал и сказал, что-де «так машина будет выглядеть после несильного столкновения»; кто замазал желтою краской заодно с капотом и лобовое стекло, оставив только боковые окна… А с наиболее интересными из работ мы вас сейчас познакомим.

Opel Tigra как объект искусстваЭ.Манихетти — «Тяжелый металл»

Двадцативосьмилетний француз доставшийся ему макет для начала… облудил — оловом, как положено (уму непостижимо, и как только пластик температуру выдержал?!), а затем украсил извилистыми загогулинами из оловянной же проволоки, предварительно тонировав последнюю золотистым цветом. «Это лабиринт», — объясняет он, — по которому от Альфреда разбежались его четыре свинки, и он никак не может сообразить, какая куда побежала. Если кто сумеет ему помочь, он будет очень благодарен.” Человечек по имени Альфред выложен — руки в боки — оловянным же рельефом по лобовому стеклу машины, а свинки — кто на мотороллере, кто на виндсерфере, и опять-таки оловянные — прячутся от него на дверях, капоте и багажнике. Зрителю, по сути, предлагается игра, головоломка: «с раннего детства обожаю такие вещи», признается художник.

Opel Tigra как объект искусстваЖ.-П. Крики — «Новая реальность»

Большой любитель сверхсовременных компьютерйых игр, Жан-Пьер Крики во. многих своих работах использует… компакт-диски. «Это наша память о прошлом, о настоящем и о будущем», поясняет он, «и поэтому я ими часто пользуюсь в качестве выразительного средства. Потом, они ведь круглые, а круг — это идеальная форма; ну и, конечно, игра света на их поверхности… такие краски ни на одной палитре не подберешь!»
Компакт-дисками (целыми и распиленными напополам) дитя электронного века Жан-Пьер «офактурил» заднее панорамное окно машины, все же прочие окна залепил хлопковою ватой, а сам кузов расписал в зеленую шашку с кремовыми вставками, которые он предпочитает именовать «модулями». Получилось пестрое, но вполне авангардное произведение в излюбленной автором манере — «интерактивная живопись в виртуальной реальности» (так называлась последняя персональная экспозиция художника, проходившая в прошлом году в рамках парижской Ярмарки современных искусств).

Opel Tigra как объект искусстваБ.Павлович — «Путевые зарисовки, или Take Five»

Павловичу двадцать пять, он учился в Белградской школе изящных искусств, а с позапрошлого года живет и стажируется во Франции. Парень он разносторонний, занимается всем понемногу — абстрактными композициями, комиксами, дизайном — и владеет самыми разнообразными техническими приемами. Свой экземпляр макета машины Opel Tigra он обработал в манере «примитивизм», размашистой и слегка грубоватой, но колоритной и сочной.

«Здесь нет никаких намеков на то, что происходит сейчас у меня на родине», — комментирует свою работу Богдан, — «это просто картинки на тему воображаемого автомобильного путешествия: вот остров с пальмой на нем, вот белый самолет в синем небе, а вот это — тигр… такой нереальный экзотический мир, где радость и музыка, отдых и удовольствие перемешаны в равной пропорции; это ведь машина в первую очередь для отдыха, верно?» В качестве основного источника вдохновения при работе над машиной молодой серб назвал знаменитую джазовую композицию Take Five: он, в отличие от ультрамодника Крики, тяготеет к более устоявшимся музыкальным формам и потому выписал название любимой вещи кистью по бамперу.

Opel Tigra как объект искусстваЖ.Меснаже «Укротитель»

Наиболее известной работой этого художника является «белый человечек», за последние десять лет многократно растиражированный в самых разнообразных позах по стенам всего мира (включая Великую Китайскую).

Присутствует он и на этой «скульптурной композиции», являющейся образцом нового направления творчества Жерома Меснаже: в прошлом году он пристрастился «ваять» свои произведения из ржавого листового железа и достиг в этом деле известных высот. Макет автомобиля он довел до состояния, известного среди автомобилистов как «кузов в металле» (минус фары, колеса и другие «второстепенные» детали), а потом еще потратил немало усилий, чтобы придать пластмассе цвет и фактуру той самой ржавой жестянки.

«Вообще-то темой данной композиции должен был стать поиск свободного места на улице, где можно было бы припарковать машину», —рассказывает художник, — «с этим всегда проблемы… Но, уже начав работать, я вдруг понял, что к автомобилю надо относиться как к скульптурному объему, а не как к транспортному средству; поэтому я и убрал колеса, — они сообщали образу излишнюю конкретику. Ржавчина в данном контексте есть символ промежуточного состояния между прошлым, настоящим и будущим. Диагональное динамическое построение композиции дает образ движения, — движения вперед и вверх; диагональ разрешается кругом (это торец бочки), и в него вписана белая фигура человека, которая дает отсчет масштаба этой частички вселенной. Человек — это укротитель машины, которая зовется Тигра и которая прыгает, как тигра.»

Opel Tigra как объект искусства
Группа художников Fajc Aucomo. «Тигра полосатая»

Самый лобовой подход — и в то же время самый симпатичный: просто взять и сделать из машины этакого «витязя в тигриной шкуре», оклеив ее синтетическим мехом соответствующей расцветки! Очень получилась мяконькая тигра и уютная; так и хочется взять ее на руки, приласкать, погладить, поиграть с ней… «Мы попытались минимальными средствами одушевить машину, ничего по-крупному в ней не меняя», — поясняют авторы. И нельзя не признать, что удалось им это блестяще!