Заполярный «Мир испытаний»«Нормального человека и палкой не загонишь за полярный круг, тем более —зимой!» —скажете вы и, вероятно, будете правы. И если бы не крайняя необходимость, то вряд ли и мы отправились бы в финскую часть заполярной Лапландии —холодно там… Но именно поиски холода заставили нас двинуться в путь.

Нам нужно было провести сравнительные испытания нескольких наиболее популярных на нашем рынке шин. Чтобы успеть опубликовать результаты к началу зимнего сезона, а не весной, когда время думать уже о летней «обувке», это нужно было сделать в конце ноября или начале декабря. А в Москве, как назло, тепло — не было ни снега, ни льда. Где испытывать зимние шипованные покрышки? Тут-то о себе и напомнили наши финские друзья, пригласив нас в «Мир испытаний». Test World — именно так называется заполярный испытательный центр.

МОСКВА — ХЕЛЬСИНКИ — ИВАЛО

Мы решили отправиться в Финляндию на машине. И, загрузив редакционный Land Rover Discovery шинами, которые предстояло испытать, мы выехали из Москвы в сторону Санкт-Петербурга. Докатили без происшествий до Северной столицы и поехали дальше, через Выборг, до границы. От Москвы до пограничного перехода в Торфяновке — 920 км. Пересечение границы заняло всего-то полчаса. Здесь мы с ужасом вспоминали километровые очереди на границе в Бресте, организованные ленивыми белорусскими и польскими таможенниками.

Заполярный «Мир испытаний»И вот — Финляндия. Указатели населенных пунктов с кучей двойных гласных и согласных букв, прекрасная разметка, ровный асфальт… Газ в пол и — вперед? Не тут-то было! В Суоми жесткие ограничения. В населенных пунктах — 50 км/ч; на загородных дорогах — 80; на автобанах — 100. И лучше этих правил не нарушать! Штрафы — жуткие. В этом смысле дешевле припарковать машину в неположенном месте и даже проехать на красный. А между тем за всю поездку мы не увидели ни одной полицейской машины с радаром! Оказывается, полицейские часто ездят на автомобилях без боевой раскраски и мигалок, но при этом вооружены специальной видеокамерой. Сначала нарушителя «снимут в кино», а через пару дней пришлют счет на кругленькую сумму. Если же нарушители, как и мы, залетные иностранцы, то их «возьмут» при пересечении границы.

Так что мы поехали спокойно. И через два часа достигли Хельсинки, пройдя от границы 170 км. Но это — лишь промежу’гочный финиш. Нам предстоит еще 1200 км на Север, до города Ивало.

Рядом с ним — городок Рованиеме, центр зимнего туризма и спорта. Здесь уже снег и мороз, настоящая зима. Кстати, всего в пяти километрах севернее, на широте полярного круга, расположена деревня Сан-та-Клауса. Правда, как уверяют местные жители, основное жилище Деда Мороза находится на горе Корва-тунтури в Лапландии, но в середине ноября он спускается сюда, в свою «рабочую резиденцию», чтобы ответить на приходящие со всего мира письма и принять участие в праздновании Рождества и Нового Года.

Мы засвидетельствовали свое почтение Деду Морозу и отправились дальше на Север. Через 300 километров добрались до Ивало, а утром — на полигон Mellatracks, где проводятся «ледяные» испытания. Все трассы проложены на льду большого озера, а на берегу — небольшие постройки и круг для езды на снегоходах.

Но сначала мы заглянули в национальный финский домик — что-то типа юрты, хотя крыша здесь покрыта не шкурами, а 10-сантиметровым слоем земли. В центре горит костер, вытяжной трубы нет, а вместо нее — дырка в центре крыши. Тепло, уютно и романтично. Это — местный «кинолекторий». Включен проектор, и на экране появляются схемы, графики, таблицы. Нам рассказывают о методике испытаний шин, способах обработки результатов и возможностях полигона. Не вдаваясь в подробности, скажем, что результатам таких испытаний можно доверять вполне. Ведь при обработке данных учитывается и изменение состояния покрытия, и температура воздуха, и скорость ветра…

Заполярный «Мир испытаний»А теперь — за дело! Наша задача — «чистые» испытания. Об остальном позаботятся финны. Они сбортируют, отбалансируют и заменят колеса, обработают результаты. Окруженные такой заботой, мы с дрожью вспоминали, как в прошлом году испытывали шины на льду подмосковных озер. После зачетных заездов нужно было в очередной раз менять колеса. Руки примерзают к болтам, машина все время норовит соскользнуть с жиденького домкрата. Бр-р-рр.

И все же одна проблема была и в Лапландии. Это темнота. Солнце поднимается лишь на два-три часа, но и в полдень здесь сумерки. Испытывать шины, конечно, можно, а вот сфотографировать или снимать на видео — уже сложно.

Мы управились с «обязательной программой» часа за четыре, проведя необходимые измерения для четырех комплектов шин. А затем вволю «оттянулись» на извилистых дорожках, наслаждаясь ездой с глубокими заносами.

С УТРА — В АЭРОПОРТ

Нет, мы вовсе не собрались улетать в Москву, бросив наш Discovery в снегах Лапландии. Просто основной полигон испытательного центра Test World расположен на территории аэродрома города Ивало. Лихо прокатив нас по всем дорожкам на Volvo 850, директор полигона Тимо Макела предупредил, что одновременно на соседних трассах будут работать другие испытатели, так что нужно быть очень внимательными.

Заполярный «Мир испытаний»Следуя подъездными дорогами от трассы к боксам, мы не раз видели, как увешанный датчиками Audi А4 проходит веером поворот. Встречный водитель при этом учтиво прижимается к обочине, приветствуя идущего в вираже «на все деньги» коллегу дружеским взмахом руки. Так же относились и к нам. Страшновато было лишь тогда, когда близко приземлялся самолет.

Закончив работу, мы собрались у гаража, чтобы обсудить предварительные результаты испытаний. Тимо вдруг спросил, а не хотели бы мы покататься на полноприводном автомобиле Toyota Celica? От такого предложения мы просто обалдели. «Еще бы!» И Тимо скрылся в боксах. Мы переминались с ноги на ногу, пытаясь угадать — из какого бокса сейчас вырулит прославившийся на раллийных трассах автомобиль? Тут из-за угла выходит Тимо, а в руках у него… обещанная Celica. Это — радиоуправляемая машинка! Ловко он над нами пошутил!

На площадке перед гаражом мы конусами разметили трассу. Финны «выкатили» еще пяток машинок и вместе с нами начали нарезать круги, искусно, с заносами, проходя повороты.

КОМУ НУЖЕН TEST WORLD?

В основном здесь работают инженеры и испытатели шинных компаний, доводя до ума новые модели покрышек. Причем тот факт, что полигон расположен в Финляндии, вовсе не означает, дуя управляемость машин на скользких покрытиях, оттачивая характеристики новейших систем активной безопасности.

В принципе, многие виды испытаний сотрудники полигона могут делать сами — у них есть и автомобили, и, конечно, мастерство. Они же обработают результаты и выдадут заказчику «под ключ» полный отчет об испытаниях. Но иногда все делает заказчик, а полигон лишь предоставляет дороги. А меж этих границ — масса вариаций. Так что без работы финны не сидят.

А ЕЩЕ ЗДЕСЬ УЧАТ ЕЗДИТЬ

В одном из боксов мы обнаружили странный автомобиль — Volvo 850. Точнее, машина-то обыкновенная, но шины… На передней оси — шипованные Nokian Hakkapeliitta 10, а вот сзади — слики! Причем это не просто «изношенные в дым» покрышки, а именно слики, с идеально гладкой рабочей поверхностью. Понятно, что на льду такой автомобиль даже в самых безобидных поворотах будет срываться в занос. Но это — то, что надо: ученик на невысоких, безопасных скоростях будет обучаться навыкам езды с заносом. Если поменять шины местами (слики спереди, а шипованные покрышки — сзади), то можно начинать тренировки по борьбе со сносом передней оси.

Заполярный «Мир испытаний»Пройти курс экстремальной езды может любой желающий. Естественно, не составляют исключение и граждане России. Правда, стоит это немало: 2000 финских марок в день (около $450), но если заявку на обучение подает группа из 20—25 человек, то цена падает до 400 марок за каждого ученика. Обучаться можно как на личном автомобиле, так и на полигоновском. В эту цену входит и проживание, и питание. Кроме обучения «чайников», Test World занимается и специальной подготовкой профессионалов.

В день нашего отъезда столбик термометра опустился с отметки -4°С до -22°С. Привыкшие к холодам финны спокойно ездили на велосипедах (кстати, на шипованых шинах — с ма-а-ленькими шипами). А мы беспокоились за наш Land Rover: заведется ли турбодизель на морозе? Обошлось, мотор застрекотал с полуоборота.

Но сами финны рисковать не любят и предпочитают подстраховаться: стоящие рядом автомобили были подключены к электрическим разъемам. Двигатели этих машин оснащены обогревателями, а питающие розетки расположены возле каждого места на стоянке.

Мы вырулили на трассу, набрали положенные 100 км/ч и покатили на юг. Но через десять километров вынуждены были остановиться. Путь нам преградили олени. Хорошо еще, что пятерка этих парнокопытных оставила небольшой «коридорчик» для нашего Discovery, ведь тормозного пути нам могло и не хватить…

Кстати, аварийность на дорогах северной Финляндии главным образом связана с оленями. Каждый день здесь в среднем сбивают одно животное. Все олени, хоть и считаются дикими, все же имеют конкретного хозяина — по территориальному признаку. Владелец сбитого оленя получает страховую компенсацию. И водитель получает деньги на ремонт машины, если у него есть специальная «оленья» страховка. У нас такой страховки не было, а потому дальше мы поехали очень осторожно, всматриваясь в придорожные сугробы. Но больше олени не появлялись.