Пожалуй, впервые мы предпринимаем попытку рассказать об одном из отечественных предприятий, изготавливающих комплектующие и запасные части к автомобилям. Мы надеемся, что узнать о том, чем сегодня дышит наша автомобильная и, если так можно выразиться, околоавтомобильная промышленность, что нового вскоре увидит покупатель на прилавках, с каким партнером не грех завести деловые отношения, а что осторожно обойти стороной — будет интересно многим нашим читателям.

ПОЧЕМУ ЯРОСЛАВСКИЙ ШИННЫЙ?

Там, где делают «Ярославку»Как-то незаметно, но верно ушли в историю те времена, когда выбор шин для автомобиля сводился к подбору типоразмера. В лучшем случае, можно было «попривередничать», раскладывая по полочкам «за» и «против» шин с разными рисунками протектора: дорожным, универсальным и так называемым повышенной проходимости.

Зато сегодня ситуация иная. В магазинах и «с колес» продается самая разнообразная продукция: от относительно недорогих отечественных покрышек до лучших западных образцов, от качественного товара до откровенных подделок, изготовленных в южных республиках.

Чтобы узнать, как сегодня обстоят дела на крупнейшем в России шинном заводе, мы отправились в древний Ярославль.

КОЕ-ЧТО ИЗ ИСТОРИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ПОКРЫШКИ

История этого гиганта насчитывает шесть десятилетий. На заре своего существования он входил в состав резиноасбестового комбината. Именно здесь в 1932 году и были изготовлены первые автомобильные шины, которыми стали снабжать ярославский и московские автозаводы.

За шины взялись серьезно, а потому сразу же были предприняты усилия по созданию своего синтетического каучука. Местные химики оказались на высоте — и через несколько месяцев после начала производства в рецептуру резин ввели этот важнейший компонент.

Там, где делают «Ярославку»В 1940 году завод выделился в самостоятельное предприятие. Здешние ученые, рационализаторы и изобретатели стали пионерами многих решений в отрасли, а сам завод превратился в настоящую лабораторию. В разные годы здесь первыми в стране разработали и внедрили в производство грузовые шины со съемным протектором, авиапокрышки с армированным протектором, бескамерные шины; было создано несколько поколений арочных шин низкого давления, обладающих высокой проходимостью и бережным отношением к поверхности почвы и растительности.

Имя Ярославского шинного поднялось до такой высоты, что в послевоенные десятилетия здесь прошли обучение и стажировку шинники из многих стран Европы и Азии, наведывались даже спецы из лучших западных фирм. Им было на что посмотреть. Еще в 1959 году на ЯШЗ была разработана покрышка типа PC со съемным протектором, предназначенная для автомобиля ГАЗ-51. Ходимость этой шины, а она служила вдвое больше, чем диагональные покрышки, слыла фантастической. На Западе таких шин еще не выпускали. Спустя шесть лет на одной из международных выставок демонстрировалась ярославская шина, которая при пятикратной смене протекторных колец «пробежала» 354701 километр — цифра, даже по нынешним меркам, ошеломляющая.

С тех самых пор марка ЯШЗ стала известной по всему свету, а шины экспортируются в десятки стран мира.

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ

Там, где делают «Ярославку»Не будем утомлять читателей разными цифрами, расскажем лишь о том, что увидели сами.

Надо сказать, что от посещения цехов завода у нас осталось несколько двоякое впечатление. С одной стороны, как и на всех бывших госпредприятиях, многое делается по старинке, допотопными методами. С другой стороны, здесь есть самое современное оборудование западных и японских фирм, но и на этих участках пока еще велика доля ручного труда. И если подготовительный процесс производства — изготовление сырьевой массы для получения резины — более-менее стабилен (здесь не жалуются на качество сырьевых комплектующих), то о последующих этапах производства этого с уверенностью не скажешь. Почему?

Там, где делают «Ярославку»Дело в том, что, как я уже сказал, в отличие от лучших западных фирм, где практически весь процесс производства автоматизирован, на наших предприятиях остаются дедовские методы. Например, когда подаваемая автоматом сырая резина слой за слоем наматывается на специальные барабаны, рабочий должен отрезать нужные куски ленты вручную. Понятно, что отрезать он может на сантиметр больше или меньше. А затем, чтобы в буквальном смысле слова свести концы с концами, нужно подтягивать или ослаблять натяжение ленты. В результате непостоянство характеристик наших шин. И хотя все покрышки проходят контроль (в частности, на дисбаланс), разброс в характеристиках шин даже в одной партии гораздо больше, чем у именитых зарубежных фирм.

Там, где делают «Ярославку»

Другой пример. Завод не может запустить цех, буквально напичканный японским автоматическим оборудованием — для этого не хватает около десяти миллионов долларов. Все, на что пока способны в этом цехе, — наполовину вручную изготавливать для автобусов ЛиАЗ отличные покрышки, которые, как говорят, днем с огнем не сыщешь.

Так что до сих пор ручной труд здесь — основа всех основ. И если надпись hand made — сделано вручную — делает честь элегантной одежде или обуви, то к шинам это вряд ли относится. На этом фоне больше всего поражаешься, когда узнаешь, что в день здесь делают по тринадцать тысяч покрышек, причем до общего промышленного спада здесь производили почти вдвое больше.

ИСПЫТАНИЯ

Честно говоря, мы ожидали увидеть на испытательном участке затишье: в наше-то время на плаву бы удержаться, не до нововведений. Но были приятно удивлены кипящей здесь работой.

Как принято на всех крупных фирмах, испытания можно условно разделить на две составные части: плановое тестирование серийной продукции из каждой выпущенной партии и испытания, связанные с новейшими разработками.

Там, где делают «Ярославку»В испытательных цехах не было простаивающих стендов — огромные барабаны, имитирующие дорожное покрытие и прижатые к ним с определенной нагрузкой колеса с разными типами покрышек без передыху «наматывали» новые сотни километров. Другие шины проходили размерный и весовой контроль, контроль на дисбаланс и т. д. Кстати, беговые барабаны рассчитаны на «скорость» до 200 км/ч. В отделе испытаний авиационных покрышек имитировался режим посадки самолета: на вращающийся с бешеной скоростью барабан резко «садилось» колесо, издавая страшный визг и на глазах увеличиваясь в размерах; для полноты картины не хватало только рева реактивных двигателей!

К сожалению, не удалось побывать на небольшом полигоне, расположенном за пределами ЯШЗ — поговаривают, что, несмотря на скромные размеры, там можно вполне сносно проводить дорожные испытания всех видов покрышек.

Ну, а тесные связи с Дмитровским автополигоном довершают сию картину. Само собой, что вся выпускаемая продукция надлежащим образом сертифицируется.

АССОРТИМЕНТ

Покрышки на Жигулях с маркировкой Ярославского шинного никого не удивляют, но вот то, что в «ярославку» обувают широкофюзеляжные лайнеры и сверхзвуковые истребители, известно, пожалуй, только специалистам. Что с этого нам, автомобилистам? Ответ прост: это — качество. Действительно, высокий авторитет ярославских шин у ведущих на-учно-технических комплексов Туполева, Ильюшина, Микояна, Антонова, Миля, Сухого завоеван многолетним опытом проектирования и изготовления. Лучшие образцы авиатехники — СУ-27, МИГ-29, АН-124-Руслан, АН-225-Мрия, МИ-26, Ка-52 — то, что ежегодно показывается в Фарнборо и Ле-Бурже, — оснащены ярославскими шинами. Каждую авиационную шину «просвечивают» рентгеном в трех плоскостях на предмет контроля качества. Понятное дело, что этот технический и качественный уровень производства в той или иной мере передается и на участки изготовления автомобильных шин.

Но основными потребителями ярославской продукции являются предприятия, призводящие автомобили и сельхозтехнику. В их числе — Московский, Минский, Ульяновский автозаводы, АвтоВАЗ, Ижмаш, автозавод в Елгаве, Липецкий, Минский, Ташкентский тракторные заводы. Кроме того, выпускаются более двух десятков типоразмеров камер и так называемые массивные шины (полнотелые — например, для электрокаров), огромное число арочных шин, которые, судя по всему, являются предметом особой гордости местных конструкторов.

Бывают и нестандартные заказы. Недавно по заказу ГАЗа здесь сварили покрышки… для довоенной полуторки — точь-в-точь такие же, что были до войны. И вообще, как заверили нас, нет такой покрышки, которую нельзя было бы изготовить на Ярославском шинном.

ЧТО НОВЕНЬКОГО?

Там, где делают «Ярославку»Новенького хватает. Правда, не обо всех новинках пока еще можно говорить — кое-что проходит стадию оформления патентов.

Например, разработана новая «обувка» для «рафиков». Это шина Я-411 размерностью 195/82 R15C. Практически готова новая покрышка для УАЗа. Любопытно в этой связи, что УАЗ планирует переводить свои джипы на 16-дюймовые колеса (сейчас 15-дюймовые). Шину сделали, а испытывать не на чем — дисков-то пока нет.

Начат выпуск опытных партий шин для грузовиков и междугородних автобусов с металлокордом в каркасе ri брекере. Эти шины обладают меньшим сопротивлением качению, меньшим теплообразованием, повышенной стойкостью к проколам. Среди них — модели Д-1М (280/70R572), Д-2М (280R508) и Д-ЗМА (300R508).

Совсем недавно мы писали о результатах испытаний ярославских «двуликих» покрышек — с двойным (несимметричным) рисунком протектора — модели Я-425, предназначенных для «сорок первого» Москвича. Напомним, что эти шины в целом оставили очень хорошее впечатление. И вот здесь, при посещении опытного участка, мы выяснили, что «двуликих» стало больше!

Судя по комментариям конструкторов, ставка на шины с двойным рисунком пока не делается, но работы в этом направлении идут очень активно. Так, нам продемонстрировали «двуличную» шину для Волги: таких же размеров, как привычная ИД-220, она, как и Я-425, будет с двойным рисунком протектора. Сейчас покрышку доводят до ума, и, будем надеяться, вскоре она появится в продаже. Кроме того, разрабатываются «двуликие» покрышки и для других автомобилей.

По мере выхода этого пока еще непривычного товара на наш рынок, мы постараемся своевременно проводить испытания новых шин, а пока лишь скажем о том, что у давно известной шины Я-425 появилась… подделка, выдаваемая покупателям за истинную «ярославку». Впрочем, этой истории посвящен наш отдельный материал.