Содержание статьи

ISOTTA — ожившая легендаЧезаре Изотта и братья Винченцо, создавая более ста лет назад свое предприятие, даже не могли подумать о том, что их имена прочно войдут в историю автомобилестроения. Вряд ли они подозревали, что автомобилями их фирмы будут пользоваться короли и шейхи, а слава марки Isotta Fraschini долетит до Японии, Соединенных Штатов и Южной Америки. И уж тем более, они не могли предположить, что после почти полувекового забвения машины с этим именем вновь будут пленять своей красотой и техническим совершенством сердца миллионов ценителей автомобильного искусства.

ISOTTA FRASCHINI

Начиналось все довольно прозаично: 27 января 1900 года юрист Чезаре Изотта из Омегны и братья Винченцо, Оресте и Антонио, из Милана решили основать автомобильную компанию. В отличие от многочисленных конкурентов, фирма взяла хороший старт — дела сразу пошли в гору. Не обошлось, как это было принято, и без участия во всевозможных соревнованиях. Так, в 1907— 1908 годах автомобили фирмы выиграли все гонки, в которых участвовали.

Слава к этой марке пришла довольно быстро — 8-цилиндровые машины фирмы считались одними из лучших в мире. На автомобилях Isotta Fraschini ездили политики и артисты, финансовые магнаты и промышленники, кинозвезды и монархи.

ISOTTA — ожившая легендаПервая мировая война заставила сократить выпуск машин и переключиться на производство судовых двигателей и пропеллеров для аэропланов. А во второй половине 30-х годов производство машин практически свернули — на пороге новой войны было не до шикарных авто.

Лишь после освобождения Европы Джанни Капрони, купивший фирму еще в 1932 году, решает вновь вернуться к производству легковых машин. Вскоре рождается красивейший родстер 8С Monterosa — естественно, с 8-цилиндровым мотором под капотом. К сожалению, автомобилю не суждено было оказаться в заводских корпусах — он навсегда остался лишь прототипом. Машины Isotta Fraschini исчезли с автомобильного небосклона и никогда там вновь не появлялись (если, конечно, не считать выставляемых по умопомрачительным ценам «старичков» на ведущих аукционах). Было это в 1948 году.

Лишь сорок пять лет спустя итальянская компания Fissore решила возродить забытую марку. Инициатором затеи был глава фирмы Джулиано Мальвино, понимающий толк в автоиндустрии, — он хотел вернуть былую славу полузабытой легенде.

В августе девяносто третьего Fissore покупает у государственной компании EFIM предприятие Oto Breda Sud, расположенное в Сан Ферди-нандо, что в провинции Ре-жио Каламбра на юге Италии. Этот завод — ультрасовременное металлообрабатывающее производство, соответствующее последним нормам ISO 9002.

В ноябре того же года у фирмы Finmeccanica были выкуплены все права на торговую марку Isotta Fraschini, а предприятие в Сан Фердинандо переименовано в Isotta Fraschini Automobili S.p.A. Площади завода расширяются до 32000 кв. метров, и туда переносится производство малоизвестных у нас полноприводных автомобилей Magnum 4×4 (выпускаются с 1983 года).

Одновременно велись переговоры с Audi на поставку механики (производство которой в короткий срок самим освоить нереально) — двигателей, КПП, подвесок, тормозных систем. Параллельно в Центре стиля Fissore разрабатывался кузов автомобиля Isotta Т8, а берлинская фирма I.A.Y. (ею частично владеет Volkswagen) помогала в окончательной доводке и омологации автомобиля.

ISOTTA — ожившая легендаНаконец, в марте 1996 года на автосалоне в Женеве Isotta Fraschini Т8 впервые была выставлена на всеобщее обозрение и стала подлинным открытием мотор-шоу. Что это за машина? Каковы ее перспективы?

Можно лишь сказать, что конкурентами Т8 стали Mercedes SL, Aston Martin DB7, Jaguar XK8 и иже с ними. Isotta оказалась в компании автомобилей класса Gran Tourismo стоимостью от 100 до 150 тысяч долларов. Таких машин выпускается не более 50 тысяч в год, и конкуренция здесь очень сильна. Что могла противопоставить своим оппонентам новая машина — незаурядную внешность, исключительную технику или, в первую очередь, известное имя?

СТАЙЛИНГ

Облик машины рождался в Центре стиля Fissore. Само собой, возрождая легендарное имя, создатели автомобиля, в первую очередь, оглядывались на знаменитые автомобили Isotta Fraschini прежних лет выпуска.

Так, хромированная декоративная решетка радиатора с вертикальными ребрами и логотипом IF есть ни что иное, как импровизация на тему 8-цилиндровых моделей фирмы 20-х и 30-х годов. В свою очередь, задняя часть кузова решена в духе шикарного родстера Monterosa 1948 года выпуска. Длина машины 4530 мм, ширина — 1890 мм, высота — 1380 мм.

И все же, несмотря на явную связь времен, не скажешь, что Т8 — произведение высокой автомобильной моды. Нет, автомобиль в целом смотрится неплохо (особенно хорош родстер). Есть в нем даже что-то интригующее — фотографиями этого не передать, надо видеть машину живьем. И все же чего-то не хватает. То ли не достает чего-то экстраординарного («изюминки») в обводах кузова, то ли нехитрые формы слишком простоваты для автомобиля всемирно известной фирмы, а может быть, причиной тому… технология? Последнее весьма вероятно, поскольку кузов машины сделан из алюминия!

Алюминиевый кузов разработан на Isotta Fraschini. Особое внимание здесь уделили жесткости конструкции. Ведь крыша современного легкового автомобиля с несущим кузовом — важный элемент жесткости всего кузова, а у Т8 жесткой крыши как раз и нет. (В варианте купе жесткая крыша — съемная.) Похоже, что с этой задачей конструкторы справились блестяще. Например, тесты на опрокидывание показали, что жесткость рамки лобового стекла превышает на 23% нормы омологации таких машин в США.

ISOTTA — ожившая легендаКстати, о безопасности. Алюминиевые конструкции легко «заставить» сжиматься при аварии в нужном направлении — чтобы поглотить энергию удара и тем самым максимально защитить пассажиров, создав вокруг них каркас безопасности.

Кроме того, алюминий позволил снизить массу автомобиля — напичканный электроникой и всевозможным оснащением он весит всего 1700 кг. К тому же фирма лишний раз напоминает о том, что такой кузов можно легко и, главное, полностью переработать после окончания срока службы. Экология, понимаете ли.

Что касается салона, то он не аскетичен, как на многих родстерах, а наоборот — роскошен. Про натуральную кожу, электроприводы везде, где можно, подушки безопасности и прочее даже говорить не стоит — все это в наличии. А вот
о кондиционере скажем отдельно. Благодаря нескольким сенсорам, расположенным в салоне, он автоматически определяет зоны, куда падает прямой солнечный свет, и увеличивает подачу туда холодного воздуха. Благодать.

ТЕХНИКА

Практически все итальянские автомобили высшего класса, выпускавшиеся в период между двумя мировыми войнами, имели под капотом 8-цилиндровые моторы. Восьмицилиндровые монстры прославили и фирму Isotta Fraschini. Естественно, возрождая былую славу марки, итальянцы не хотели ударить лицом в грязь — нужна была мощная современная «восьмерка». Однако разработать хороший двигатель — дело непростое, долгое и сверхдорогостоящее. Оставался один выход — заимствовать мотор. У кого? У немцев!

Так под капотом машины оказался V-образный 8-цилиндровый 32-клапанный двигатель фирмы Audi, который устанавливается на Audi S6 и А8. Мощность этого мотора 300 л. с., максимальный крутящий момент 400 Нм. Этого с лихвой хватило для Т8. Максимальную скорость пришлось даже ограничить электроникой на уровне 250 км/ч.

А что с «коробкой»? С выбором последней долго возиться не стали — на Т8 с автомобилей Audi перекочевала знаменитая КПП tiptronic, которая может работать как в автоматическом режиме, так и в «ручном» варианте.

Дальше — больше. Audi славится своими полноприводными автомобилями, А почему не пристроить полноприводную трансмиссию и на Т8? Так и сделали. Возможно, привод на все колеса стал самым большим отличием нового автомобиля от своих почтенных предков.

В общем и целом автомобиль по части техники стоит в табели о рангах на голову выше многих современников и не посрамит автомобили Isotta Frasncini прежних лет выпуска. С той лишь разницей, что раньше итальянцы на поклон в немецкие земли не ходили.

Что ж, порох в пороховницах IF еще есть, и за сорок с лишним лет он даже не отсырел. Не это ли внушает такую уверенность нынешним владельцам фирмы, которые намерены в ближайшие годы захватить до 10% рынка дорогих купе и родстеров, выпуская в год по 5000 машин.