Содержание статьи
Opel Kapitan не только стал одним из самых популярных автомобилей своего времени, но и прожил долгую, весьма насыщенную жизнь.
Еще в 1928 году фирма Adam Opel A.G. стала одним из отделений могущественного американского автоконцерна General Motors. С этого момента предприятие начало жить по распорядку заокеанского владельца. Новые хозяева полностью пересмотрели производственную программу фирмы, а главным принципом конструирования стала максимальная унификация узлов и агрегатов всех моделей.
В 1934 году автомобили немецкого филиала, как и все другие General Motors, получили независимую переднюю подвеску. В 1935 году по выпуску продукции Opel первым из немецких автопроизводителей перемахнул за 100 000 экземпляров.
Во второй половине тридцатых облик моделей фирмы Opel по смелости дизайнерских решений опережал другие немецкие марки. В их формах и линиях ясно виделись американские мотивы… Предсталенная в 1938 году модель Opel Kapitan представляла собой образец работы дизайнеров| США с небольшим налетом традиции немецкого консерватизма.
Плоды американизации
Более всего Opel Kapitan впечатлял «лицом»: в нем не было привычной облицовки радиатора в хромированном окладе и отдельно стоящих фар, вместо этого обтекаемый капот округлой формы, по бокам жалюзи с хромированными накладками. Широко расставленные в форме шестигранника фары встроены в основные крылья. «Спинка» кузова была литой, без выпирающих объемных колен, даже запасное колесо не торчало снаружи, а спряталось под крышку багажника, боковины кузова не имели подножек, только рудименты.
Оконные проемы стали выше — это увеличило площадь остекления окна, а следовательно, улучшило обзор. Салон был просторен. Конструкция самого кузова тоже оказалась во многом peволюционной — он был несущим, не имея при этом ни массивных коробчатых лонжеронов, ни приваренной к полу рамы, благодаря чему сухая масса 4-дверного седана сотавляла всего 1230 кг.
На автомобиль устанавливался 6-цилиндровый нижнеклапанный двигатель рабочим объемом 2473 см3 и мощностью 55 л.с., причем и блок цилиндров и головка блока отливались из чугуна. Коробка передач имела три ступени. Подвеска задних колес выполнена по классической схеме — балка моста и две продольные полуэллиптические рессоры.
Передняя независимая, на двух вертикальных пружинах с парой рычагов с каждой стороны, причем гидравлические амортизаторы совмещались с верхними рычагами. Максимальная скорость Opel Kapitc 126 км/ч, что вполне соответствовало требованиям времени. Расход топлива также удовлетворял — около 13,5 л на 100 км.
За нашу «Победу»!
Цена 4-дверного седана составляла 3000 рейхсмарок. 2-дверный обходился дешевле на 400 марок, а самым дорогим был конечно же, кабриолет — 4325 рейхсмарок, причем заводской кабриолет, так как за открытые кузова, сделанные по индивидуальным заказам различными фирмами, нужно было выложить еще больше.
Основную часть кабриолетов на шасси Opel Kapitan делали кузовные ателье Glaser и Hebmuller. Статистика сохранила данные о поставках отдельных шасси — 248 экземпляров. Всего же до и во время войны было изготовлено 25 374 автомобиля Opel Kapitan, включая шасси под заказные кузова.
Этот надежный и неприхотливый автомобиль полюбили по обе стороны фронта — сначала немцы, а впоследствии и офицеры Красной армии, вывозившие их в качестве трофеев из поверженной Германии. А один из самых первых трофейных Opel Kapitan, захваченных еще в 1941 году, попал на Горьковский автозавод. где его изучением занялись советские конструкторы, которые несмотря на сложности военного времени разрабатывали новый легковой автомобиль с несущим кузовом.
Трофейный Opel Kapitan им в этом помог — конструкция внутренних кузовных панелей и пола, а также передней и задней подвесок автомобиля ГАЗ-М20 «Победа», первый опытный образец которого был готов уже 1944 году, во многом перекликается с узлами пленного «немца». Даже ходовые испытания «Победы» летом 1945 года проходили в сравнении советского автомобиля с Opel Kapitan.
А позже обнаружилось, что передняя подвеска от «Победы» безо всяких подгонок встает на место изношенной опелевской. То же касалось и прогнившего пола в немецкой машине — конфигурации выштамповок абсолютно идентичны. Только вот разбитые шестигранные фары советским владельцам Opel Kapitan заменить было нечем, и вместо них ставились обычные круглые…
Последние капитаны
После войны руководство завода приняло решение возобновить производство Opel Kapitan. но все оказалось не так просто — согласно решению победителей Германия не могла выпускать легковые автомобили с рабочим объемом двигателя более полутора литров. Только в октябре 1948 года эта модель стала сходить с конвейера.
Отличительной чертой послевоенного Opel Kapitan были круглые фары — изготовление сложных шестигранных рассеивателей наладить не смогли, и автомобиль приобрел более скромный вид. Тип кузова был только один — 4-дверный седан. Но даже в таком виде он стал самой люксовой моделью фирмы Opel и до февраля 1951 года было изготовлено 30466 экземпляров.
Затем модель обновили еще раз. Опять в ходу оказались американские мотивы — переднюю часть переделали, сформировав «лицо» автомобиля из широких хромированных брусьев. Двигатель также модернизировали, доведя его мощность до 58 л.с., максимальная скорость при этом поднялась до 128 км/ч. С марта 1951-го по июль 1953 года было выпущено 48 587 экземпляров, а потом появился уже совершенно новый Opel Kapitan.