Содержание статьи
В конце сентября на южном побережье Испании проводился открытый теннисный чемпионат Marbella Ореп’96. Тысячи поклонников тенниса съехались на Коста дель Соль. Мы прилетели в Марбеллу в самый разгар турнира. Но не за главным призом в 46 тысяч долларов (решили, что маловато будет…), а чтобы поближе познакомиться с новым семейством автомобилей S40/V40 фирмы Volvo.
Машины Volvo традиционно популярны на российском рынке, и числу проданных новых автомобилей завидуют многие автопроизводители. Парочка S40/V40, конечно же, не останется без внимания российских покупателей.
ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?
Когда машина еще не была «засвечена», у нее было имя S4/F4. Буква S подразумевала седан (sedan), a F означала универсал (flexible — гибкий, универсальный). Цифра 4 обозначала статус автомобиля в производственной программе фирмы (более крупные Volvo имели бы в названии большую цифру, автомобили поменьше — меньшую цифру). Но как только название было обнародовано, последовал протест на его использование со стороны фирмы Audi, которая уже выпускала спортивный универсал Audi S4. Чтобы не нарываться на конфликт, в Гетеборге быстренько приписали к названию нолик, а заодно поменяли букву F на V, и теперь получилось S40/V40. Замену F на V можно, вероятно, объяснить тем, что есть автомобиль Ferrari F40 (это купе, правда, уже не выпускается).
Любопытно, что до этого похожая история могла бы приключиться и с Volvo 850. После появления этой машины многие ожидали ответной реакции со стороны фирмы BMW. Но баварцы, видимо, решили, что Volvo 850 конкурентом для BMW 850 не является и повлиять каким-то образом на имидж купе не сможет. И затевать конфликт не стали. Спустя пару недель после премьеры S40/V40 на автосалоне во Франкфурте я спросил у одного из сотрудников фирмы Volvo, почему возникла такая неразбериха с названиями. Ответ был таков: «Вряд ли хоть кто-ни-будь на нашей фирме знает, из-за чего приключилась эта история…»
ОТКУДА РОДОМ?
Интересно, а шведский ли это автомобиль?
Дело в том, что Volvo S40/V40 выпускаются на совместном предприятии NedCar в голландском городе Борн. Помимо Volvo учредителями этого СП стали фирма Mitsubishi и правительство Голландии . Проектная мощность завода — 200 тысяч машин в год, из которых половину составят Volvo, а вторую половину — их двойники, автомобили Mitsubishi Carisma. (Правда, на проектную мощность завод пока не вышел — за первый год предполагается выпустить только 60 тысяч машин Volvo. К тому же из Швеции поступает лишь 26% комплектующих. Остальное делается в Голландии и завозится из Германии, Бельгии, Франции и Англии. Так что шведской новую машину можно назвать лишь с натяжкой.
Впрочем, в таком случае старые Volvo 400-й серии, которые до сих пор выпускаются на том же заводе, тем более шведскими не назовешь. Эти машины разрабатывались голландскими инженерами в Хелмонде, а доля шведских комплектующих в них менее одного процента. Получается, что S40/V40 более «шведская» машина, нежели Volvo 440/460.
ВЫ ВЫГЛЯДИТЕ НЕПЛОХО!
На наш взгляд, дизайн автомобиля удался.
Во-первых, без особого труда идентифицируется марка Volvo. Во-вторых, исчезли прежние угловатые формы, за которые Volvo даже называли чемоданом на колесах. Правда, многие любили этот стиль, и в этом смысле автомобили Volvo были уникальными среди европейских машин. Сейчас это почти утеряно. Но зато у автомобиля неплохая аэродинамика: Сх=0,31 (седан), а у универсала Сх=0,32.
Дизайнеры утверждают, что, создавая этот автомобиль, они оглядывались на старые машины Volvo PV444 и 122 Amazon). Кроме того, наши постоянные читатели наверняка припомнят концептуальный гибридомо-биль Volvo ЕСС трехлетней давности: очертания S40 перекликаются с внешностью Volvo ЕСС, и это в очередной раз подтверждает, что концептуальные машины делают не просто так!
Неплох автомобиль и внутри, хотя других эпитетов салон не вызывает. На панели приборов разместились спидометр с электронно-цифровым счетчиком километража, тахометр и дисплей бортового компьютера, выдающий информацию о запасе и среднем расходе топлива, средней скорости, температуре масла и охлаждающей жидкости. Но «вызывать» на экран нужную информацию неудобно. Ручка управления потерялась на центральной консоли, и ее все время приходится искать — «наткнуться» на нее с первого раза мне так и не удалось.
Понравилось водительское сиденье — здесь будет удобно водителю любого роста и комплекции.
Проверять работу системы подогрева кожаных сидений я, не будучи мазохистом, не стал (жара была невыносимая), зато кондиционер показал себя молодцом — претензий к нему не было.
ВСЕМ — НА КОРТ, А НАМ — НА ТРАССУ
Когда тысячи любителей тенниса отправлялись на корты Марбеллы, мы попрыгали в автомобили и направились в глубь Испании. За два дня удалось намотать несколько сотен километров по скоростным магистралям юга страны и изрядно поколесить по горным серпантинам, иногда на высоте полутора километров над уровнем моря. Автомобиль показал себя неоднозначно.
Первое, что обращает на себя внимание, — невнятный, ватный руль. Из-за низкой информативности рулевого привода водителю трудно понять, где находится «ноль» — положение, когда автомобиль едет прямо. Из-за отсутствия четкой обратной связи трудно преодолевать крутые виражи.
Вновь проблемы: приходится «на ощупь» оценивать, на какой же угол нужно поворачивать руль, чтобы правильно скорректировать траекторию.
Это, пожалуй, единственное серьезное замечание. В остальном — все O.K. К тому же у этой машины есть одно удивительное свойство — к ней быстро привыкаешь. Сев следующим утром за руль, я поймал себя на мысли, что все мне здесь знакомо и привычно. Словно ездил на S40 целый год. Но почему-то показалось, что именно этот автомобиль пожосче.
И я был прав: он был оснащен другой подвеской! Конструкция подвески, конечно, осталась прежней, а вот некоторые характеристики изменились. Оказывается, Volvo S40/V40 может поставляться в двух вариантах: с «обычной» и со «спортивной» подвеской. Последняя отличается другими амортизаторами, стабилизаторами поперечной устойчивости, а еще на таких машинах — легкосплавные диски и шины более низкого профиля. Есть ли разница в поведении машин с разными подвесками, помимо изменения плавности хода?
ЕСТЬ
При езде на «комфортной» подвеске автомобиль как бы предупреждает водителя в повороте: начались боковые уводы покрышек, сильно кренится кузов, осаживай, а то поздно будет!
Спортивная версия «молчит». А когда сцепные свойства шин уже использованы полностью, автомобиль плавно срывается в намеченной траектории. При этом его легко вернуть на путь истинный сбросом газа, хотя работать рулевым колесом в таких ситуациях, как уже было сказано, надо сверхосторожно.
Мне показалось, что именно так должна работать не спортивная, а «нормальная» подвеска — ехать на такой машине приятнее. Правда, приходится жертвовать комфортом: до «табуретки» еще далеко, но швы и стыки на дорогах уже исправно передаются на кузов. Так что перед походом к дилеру хорошо бы определиться, что для вас важнее: размеренная езда с комфортом либо чуть более активное вождение, но с небольшой потерей в плавности хода. (За спортивную подвеску нужно доплатить около $250.)
Заранее надо подумать и о выборе двигателя. Их три: два бензиновых (объемом 1,8 и 2 литра и мощностью 115 и 137 л. с.) и 90-сильный турбодизель, а работать они могут как в сочетании с механическими, так и с автоматическими КПП (турбодизель агрегатируется только с механической коробкой). Механические КПП отличаются лишь передаточными числами. Возможно, именно подбор передаточных чисел стал причиной того, что автомобиль с 2-литровым мотором разгоняется лишь чуть-чуть интенсивнее машины с 1,8-литровым двигателем.
Автоматическая КПП заимствована у Volvo 850 и имеет три режима работы: «экономичный», «спортивный» и «зимний».
Останавливаться далее на ходовых качествах автомобиля вряд ли нужно. Дело в том, что в это же время на другом конце Европы — в холодной Дании — эксперты Авторевю устроили S40 весьма серьезный экзамен, причем в компании с Volvo работали свежеиспеченные Nissan Primera и Volkswagen Passat — одноклассники S40/V40.
ОСТРОВОК БЕЗОПАСНОСТИ
Инженеры Volvo постарались использовать в конструкции машины все лучшие разработки фирмы для защиты пассажиров в случае аварии. В этом смысле S40/V40 не менее безопасен, чем Volvo 850, хотя «восемьсот пятидесятая» машина чуть больше и дороже.
Например, интересен процесс раскрывания подушки безопасности. Как и на Volvo 850, сначала она раздувается в сторону лобового стекла, чтобы осколки стекла не поранили человека. И только после этого подушка раскрывается полностью. Помимо защиты от осколков, снижается и риск ранения человека подушкой, если тот сидит в неправильной позе.
Не забыли и про боковые столкновения. Машина оснащена знаменитой системой SIPS, которая также включает в себя боковые надувные подушки безопасности.
Еще понравились два детских сиденья, интегрированные в заднее сиденье машины. Причем внешне они не заметны, а чтобы привести их в рабочее положение надо лишь щелкнуть ручкой-замком и поднять детскую подушку вверх до фиксации, Даже сам ребенок справится. Сиденья эти рассчитаны на детей от 3 до 10 лет. А если у вас грудной малыш, то лучше заказать отдельное детское место.
Volvo S40 и V40 продаются в России через сеть официальных дилеров.