Содержание статьи
Об узбекском заводе, занимающемся сборкой авто, его перспективах мы подробно рассказали в одной из статей, а сегодня — рассказ о коротком знакомстве с первенцем — микроавтобусом Damas.
ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ
Итак, зовут его Damas. А фамилия — УзДэу. В семье подобных микроавтобусов это третий, самый младший братишка. Среднего тоже зовут Damas, однако он «кореец». А вот самого старшего звали Сапу, и фамилия у него была японская — Suzuki.
Наш отличается от своего корейского брата не только местом сборки. Например, узбекский Damas не имеет модификации «грузовичок», поскольку для него нужна прочная рама, но ее решили не делать, чтобы не усложнять производство, а обойтись безрамным несущим кузовом. Двигатель — трехцилиндровый, расположен впереди, продольно, а ведущие колеса — задние. Выпускается Damas в двух вариантах: Bus — это семиместный микроавтобус в модификациях «стандарт» и «люкс», а еще грузовой фургон Van (только в модификации «стандарт») грузоподъемностью 450 кг. Люксовая комплектация отличается от стандартной возможностью установки кондиционера, наличием подголовников на сиденьях второго и третьего рядов, стереомагнитолой, и, главное, пятиступенчатой коробкой передач. Поэтому, кстати, и максимальная скорость у «люкса» выше.
СНАРУЖИ И ВНУТРИ
Он узнаваем в любом ракурсе! Коротенькая такая, пухленькая машинка-булочка с большими, чуть выпученными глазками-фарами. Темные объемные направляющие полоски в задней части кузова недвусмысленно намекают на сдвижные двери.
Такие двери с обеих сторон — это очень удобно, особенно на тесных стоянках. Конфигурация ручек и алгоритм срабатывания подсказывают, в какую сторону нужно прикладывать усилие, чтобы открыть дверь. Очень удобны и информативны кнопки-скобочки блокировки замков дверей.
Салон здесь, считай, — от бампера до бампера, так что коэффициент полезного использования пространства в кузове почти сто процентов. Это обеспечено и расположением двигателя под полом кузова в передней его части.
Доступ к двигателю своеобразен: для того, чтобы попасть в моторный отсек, нужно откинуть назад сиденье водителя. Здесь сгруппированы контрольный щуп уровня масла в картере двигателя, маслоналивная горловина, бачки охлаждающей и омывающей жидкостей. И если при нормальной работе двигателя с минимальным расходом масла, когда не нужно ежедневно контролировать его уровень и доливать, такое решение допустимо, то уж бачок омывателя явно не на месте — ведь в осенне-весенний сезон его придется заправлять по несколько раз в день.
При ремонте двигателя можно добраться до мотора и снизу, подняв машину на подъемнике. К распределителю зажигания удобнее всего подбираться из салона, задрав коврик на наклонном полу за передними сиденьями. А вот бачок для тормозной жидкости расположен на торце панели приборов, в дверном проеме.
Сама панель приборов небольшая и простенькая. Комбинация приборов элементарная, если не сказать примитивная: спидометр, два указателя — уровня топлива и температуры двигателя, да несколько контрольных ламп. В центре панели хватило места для блока управления отопителем, магнитолы и прикуривателя с пепельницей. Характерной особенностью салона является несметное количество емкостей для мелких вещей — два бокса на панели, не считая «перчаточника», два «корытца» между сиденьями, карманы на передних дверях, емкости на панели сверху.
Достаточно просторные передние сиденья позволяют удобно разместиться на них даже тем, чей рост превышает 180 сантиметров. Органы управления расположены удобно, за исключением рычага стояночного тормоза, который из-за смещения вправо выдает «праворульные» истоки автомобиля. Само же рулевое колесо расположено тоже непривычно — почти горизонтально. Но выражением «непривычно» и следует ограничиться, так как никаких неудобств при управлении машиной такое положение руля не вызывает.
Среднее сиденье с регулируемым наклоном спинки очень понравилось. Оно хоть и состоит из двух одинаковых половинок, но позволяет разместиться на нем и втроем. Каждая половинка легко откидывается вперед — либо освобождая проход на заднее сиденье, либо площадку для крупногабаритного груза. Причем всеми «телодвижениями» управляет одна ручка. Хочешь изменить наклон спинки — потяни ручку вверх, хочешь сложить сиденье — сначала вверх, затем, когда спинка максимально наклонилась вперед, нажми вниз — и кресло легко сложится.
Заднее сиденье — тоже легко складывающийся сплошной диванчик. Он больше подходит для детей, но и два взрослых вполне могут там расположиться. Правда, большим дядям там долго не высидеть из-за низкого расположения над полом и почти вертикальной спинки.
Места для багажа — сумок и чемоданов — в микроавтобусе нет вовсе. Но если вас устроит только пятиместный вариант, тогда заднее сиденье можно легко снять совсем, открутив пару болтов. Тогда появится вполне приличный багажник за средним сиденьем, которое в таком случае окажется уже задним. Под этим сиденьем расположен второй, салонный отопитель, который управляется «краном» основного и отдельным выключателем, обеспечивающим две скорости электро-вентилятора. Запаска расположена под полом кузова в задней его части. Так что фургон при замене колеса разгружать не надо будет. А от «несанкционированного» доступа запаска блокируется болтом, расположенным в полу «хвостовой части» кузова.
Очень грамотно сделан уплотнитель и замок двери задка — они вынесены из дверного проема и опущены ниже уровня пола. Любую тяжелую вещь можно вытаскивать из кузова волоком, не боясь повредить груз или элементы автомобиля.
Ну вот, все облазили, теперь можно и прокатиться.
В ДВИЖЕНИИ
Фыркнул моторчик, и машина очень легко тронулась с места. Первая передача очень короткая, подобрана явно с запасом. Попробуем тронуться со второй. Тоже можно, хотя потребуется подбросить чуть побольше оборотов. Несмотря на то, что моторчик постоянно «троит» (цилиндра-то у него всего три), и об этом все время напоминает необычный «пофыркивающий» звук, тяга у него вполне приличная и довольно ровная во ем диапазоне оборотов. Никаких провалов и подергиваний, даже если ехать со скоростью 30 км/ч на четвертой передаче.
Усилия на органах управления небольшие, так что Damas и дамам понравится.
Руль достаточно «короткий», и машина начинает активно поворачивать уже при небольших углах поворота рулевого колеса. А уж если его до упора повернуть, то впечатление такое, что передние колеса повернулись почти на 90 градусов, и машина крутится вокруг задней оси. Маневренность потрясающая! Однако, поездив еще немного, начинаем понимать, что при небольших углах поворота рулевого колеса информативности не хватает. Усилие начинает возрастать, когда руль поворачиваешь примерно на 45 градусов, а до этого ничего не «проявляется». При маневрировании, например, в тесном дворе, это хорошо, а вот если двигаться по дороге со скоростью километров восемьдесят-девяносто, то уже не очень приятно. Можно нечаянно, а главное, незаметно для себя, чуть повернуть руль и не заметить того, что машина уходит в сторону.
На таких скоростях выяснился и еще один недостаток: слабая информативность привода тормозов. Педаль очень уж легкая и какая-то «ватная». Трудно дозировать тормозное усилие при плавном торможении, хотя начало блокировки колес довольно легко контролируется.
В поворотах Damas не заваливается, крены вполне приемлемые, особенно если учесть, что машина высокая. В близких к предельным режимах автомобиль сохраняет нейтральную поворачиваемость. Вот только при увеличении тяги в повороте или резком уменьшении радиуса поворота внутреннее заднее колесо вывешивается и начинает пробуксовывать. Вот такой здесь своеобразный ограничитель скорости прохождения поворотов…
Плавность хода терпимая, но передача на кузов толчков при проезде мелких неровностей все же слегка досаждает — видимо, сказываются маленькие колеса. А при быстром проезде крупных неровностей обращает на себя внимание раскачка кузова. Это заметно на передних и, особенно, на задних сиденьях. Да и не удивительно, ведь и в том, и в другом случае сидеть приходится практически над колесами. А вот среднее сиденье в этом смысле оказалось самым комфортабельным в этом плане — ведь оно находится почти в середине базы.
Обзорность вперед и по сторонам великолепная: все видно очень хорошо. Большие наружные зеркала в сочетании с внутренним обеспечивают возможность подъезда задним ходом в любые узкие места не поворачивая головы. При этом легко контролируется расстояние от задней кромки автомобиля до препятствия. Как недостаток, с точки зрения обзорности, можно отметить отсутствие обогрева, очистки и омыва стекла двери задка: на наших дорогах заднее стекло будет очень быстро загрязняться!
*****
Несмотря на некоторые замечания Damas мне очень понравился. Да и замечания эти, в основном, касаются «активной» езды, а ведь эта машинка имеет сугубо транспортное назначение и никак не призвана доставлять удовольствие активным «драйверам». А вот своей функциональностью и универсальностью она прямо-таки поражает!
В общем это вполне удачный универсальный семейный автомобиль. И, наверняка, недорогой, хотя точные цены на российском рынке пока и неизвестны. А в качестве ориентира назовем розничную цену микроавтобуса Damas корейской сборки в московской фирме Паритетъ: уже прошедшая таможенную очистку машина стоит $9300. По-моему, очень интересная цена…