Содержание статьи
Наконец-то компания BMW объявила о начале производства небольшого родстера 23 в США.
ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ ТАК
Было это в 1928 году, когда фирма BMW, будучи изготовителем авиационных моторов, приобрела предприятие Fahrzeugwerke Eisenach, что в Тюрингии. На FWE в то время выпускалась небольшая 4-местная модель Dixi по лицензии компании Austin. Баварцы, не мудрствуя лукаво, прилепили на радиатор Dixi бело-голубой «пропеллер», а автомобиль назвали BMW 3/15 (первая цифра в ту пору обозначала налоговую, а вторая — действительную мощность двигателя). Спустя год на базе 3/15 появилась спортивная версия 3/15 Wartbuig Sport — 2-местная машина со складывающимся вперед лобовым стеклом и с большими вырезами в боковинах взамен дверей. Всего лишь 15.0 таких автомобилей сошло с конвейера, и погоды на рынке Германии они не сделали. Да и технические параметры оставляли желать лучшего: 15-сильного двигателя хватало на разгон только до 75 км/ч. Но именно этот автомобиль стал родоначальником славного семейства баварских родстеров.
Дальше — больше. В середине 30-х увидели свет модели 315/1 и 319/1. Машины кардинально отличались от своего предшественника — не только ярко выраженным спортивным дизайном, но и соответствующими такому автомобилю конструкцией и характеристиками. Успеху способствовали рядные 6-цилиндровые двигатели мощностью 40 и 55 л. с. (да-да, слава бэ-эм-вэшных «шестерок» имеет 60-летнюю историю). Благодаря сравнительно небольшому весу (750 и 780 кг), машины развивали максимальную скорость соответственно 120 и 130 км/ч, а отличное поведение на дороге сыграло не последнюю роль в победах на различных состязаниях. Но мизерные объемы выпуска сохранились: за несколько лет было изготовлено 350 машин.
А настоящим триумфом баварских моторов стала модель 328 (1936—1940 годы, изготовлен 461 экземпляр), которая еще при жизни стала памятником самой себе. «Двадцать восьмая» заслуживает отдельного подробного рассказа, а потому пока лишь скажем, что специальная версия 328 МШе Miglia (56 л. с., 210 км/ч) выиграла в 1940 году знаменитое рал и и «1000 миль»..
Послевоенная Европа. Кому-то не по карману оказалась даже крошечная Isetta, зато некоторые требовали что-нибудь эдакое… То, что было нужно последним, баварцы показали на автосалоне во Франкфурте в 1955 году. Это был на редкость изящный родстер BMW 507 со 150-сильной V-образной «восьмеркой» под капотом. Самобытный дизайн, отменные технические параметры и высокий уровень комфорта сводили с ума многих, но приобрести красавца удалось далеко не всем, и за четыре года было выпущено только 252 машины.
В 60-е годы в Европе про небольшие открытые автомобили начали потихоньку забывать, а в 70—80-х забыли вовсе. На то были разные причины. В частности, на BMW этому «поспособствовали» две кардинальные смены в модельной политике — в начале 60-х и в середине следующего десятилетия. Не последнюю роль сыграл энергетический кризис в середине 70-х. И надо поклониться консервативным британцам, что те смогли, уберечь от полного вымирания автомобили этого класса, продолжая выпускать их мелкими партиями или в единичных экземплярах.
О неприкрытой бреши на рынке спортивных автомобилей на BMW вспомнили только в 1986 году, когда отделение BMW Technik GmbH взялось за разработку небольшого родстера Z1 с кузовом из оцинкованной стали, пластмассовыми навесными наружными панелями кузова, «уезжающими» в глубокие пороги маленькими дверями и 6-цилиндровым двигателем мощностью 170 л. с. Мелкосерийное производство Z1 продолжалось с 1988 по 1991 годы: в день изготавливалось до 6 автомобилей.
Тем временем настоящий толчок новому витку развития небольших родстеров дали, как это ни странно, японцы. В 1989 году на мировом рынке по весьма сносной цене появилась небольшая Mazda МХ-5 (Miata), тут же стала лидером по числу продаж в своем классе и остается им по сей день: реализовано более 70 тысяч машин! А дальше — понеслось-поехало. Suzuki представил свою малютку Capuccino. Honda начала выпускать крошку Beat с центральнорасположенным двигателем.
Lotus выпустил новую версию спайдера Elan S2 и т. д. Словом, рынок оживился.
НОВИЧОК
Чем примечателен новый BMW Z3? Автомобиль стоит особняком от других моделей компании и, тем более, от своего предшественника Z1.
Бросается в глаза пониженная линия капота, тянущегося до самого бампера и поглотившего собой фальш-радиаторную решетку — аналогично новой 5-й серии BMW. Задняя же часть полностью оригинальная — и световое оборудование, и крышка багажника, выполненная заодно с задней стенкой кузова. Обращает внимание необычное для BMW расположение наружных зеркал заднего вида на панелях дверей; впрочем, это весьма характерно для автомобилей такого класса.
Еще одна интересная деталь — неубирающийся «треугольник» бокового остекления. Такое решение вызвано, вероятно, двумя причинами. Во-первых, стекло все равно не сможет полностью «спрятаться» внутрь сильно изогнутой двери. Во-вторых, это может быть продиктовано требованиями пассивной безопасности — дополнительная опора играет немаловажную роль в случае опрокидывания автомобиля.
В основе Z3 лежит платформа от хэтчбека BMW Compact. Скорее всего, от него же (с определенной доводкой, конечно) использованы и подвески. Длина машины 4100 мм (Compact — 4210 мм), ширина 1700 (1698) мм, высота 1300 (1393) мм. База 2700 мм — как на всех BMW 3-й серии.
Пока доподлинно известно, что на Z3 планируется устанавливать два 4-цилиндровых двигателя — как на моделях 318i и 318iS. Их мощность соответственно 115 и 140 л. с., а развиваемый максимальный крутящий момент 168 и 175 Нм. При массе машины около 1000—1100 кг максимальная скорость должна быть в пределах 200 км/ч. Не исключено также, что позже к этим двигателям присоединится 6-цилиндро-вый агрегат мощностью 193л.с. от модели 328i.
Коробка передач механическая 5-ступенчатая; с большой степенью вероятности можно предположить, что на рынок Северной Америки в основном будет поступать версия с «автоматом».
Список стандартного оборудования Z3 обещает быть довольно богатым — имеются в наличии усилитель рулевого управления, антиблоки-ровочная система в приводе тормозов, две надувные подушки безопасности (интересно, будут ли боковые? — американцев это сразило бы наповал) и прочее оснащение.
Завод в Спартанбурге (штат Южная Каролина, США), в строительство которого вложено более 400 млн. долларов, рассчитан на ежегодный выпуск 90 тысяч автомобилей, треть из которых составят BMW Z3, а остальное — различные модификации 3-й серии. Цифра немаленькая, а значит вскоре после премьеры в Детройте автомобиль начнет поступать и в Европу. Цена Z3 в Германии не должна превысить 50 тысяч марок.
А ЧТО КОНКУРЕНТЫ?
Они не спят! В последнее время рынок миниродстеров словно прорвало. Судите сами.
Fiat вовсю наращивает выпуск спайдера barchetta — его уже частенько можно встретить на улицах европейских городов. Совсем немного времени осталось ждать до начала продаж английского MG F. Спайдер Alfa Romeo немного крупнее этих моделей, но, учитывая общий идейный замысел (и вариант со скромным 2-литровым двигателем), его тоже можно причислить к этой когорте.
Само собой, нельзя забывать о сегодняшнем лидере в классе: Mazda Miata вряд ли сдаст свои позиции в ближайшее время. Мало того, в 1996 году, возможно, произойдут серьезные стилистические изменения во внешности машины и, кроме того, появится новый двигатель V6.
Не за горами середина 1996 года, когда сойдет с конвейера Mercedes SLK со 150-сильным двигателем. Тогда же пойдет в серию и среднемоторный 2-местный Porsche Boxster. В том же 1996 году Toyota планирует произвести замену модели MR2. Не исключено, что Renault наладит-таки в следующем году мелкосерийное производство показанного этой весной в Женеве спайдера. Volkswagen через пару лет представит принципиально новый родстер на базе модели Polo. Наконец, возможно уже в этом году Opel продемонстрирует открытый вариант своей очень удачной модели Tigra. Веселенькая компания собирается, не правда ли?
Кто-то окажется в этой гонке в числе первых, а кому-то неизбежно придется смириться с ролью аутсайдеров. Между прочим, у BMW Z3 есть все шансы примерить желтую майку лидера — это и сравнительно быстрый выход на рынок, удачный дизайн, высокий технический уровень и, наконец, отменная родословная вкупе с громким именем. Дело остается только за немецким качеством, поэтому будем надеяться, что в этой бочке меда клеймо Made in USA не окажется ложкой дегтя.