Знакомец DAFЧуть больше года назад мы опубликовали обзор гаммы грузовиков DAF. С тех пор изменилось многое: появились модификации с новыми двигателями, начался выпуск тягачей с нашумевшей кабиной Super Space Cab, а объемы производства и продаж увеличились вдвое. И я отправился в голландский город Эйндховен, где делают эти грузовики.

«ЖЕЛТАЯ СУБМАРИНА» И КАМАЗ

Вначале я попал на небольшую площадку-полигон, где можно было поупражняться в езде на «желтой субмарине» 95.430 Super Space Cab. В ожидании хозяйки машины, очаровательной девушки с русским именем Наташа, я оглянулся… и увидел припаркованный неподалеку КамАЗ.
Действительно, под теплым голландским солнышком стоял самый обычный бортовой КамАЗ с номерным знаком серии «ТТА» (то есть из Набережных Челнов). А рядом возвышалась серо-серебристая кабина от тягача DAF — с высокой крышей и хромированными «дудками» пневмосигналов. «Эту кабину поставят на КамАЗ?» — спросил я у Де Ионга, шефа по связям с Восточной Европой. Тот хитро улыбнулся: «Может быть, да. А может, и нет…»

Неофициальная информация такова. КамАЗ планирует запустить в производство «люкс-модель» с кабиной DAF и двигателем Cummins; этих машин будет выпущено всего около 25 тысяч, и стоить они будут приблизительно в два раза дешевле, чем DAF. Во всяком случае, КамАЗ уже купил несколько десятков кабин.

Знакомец DAFЧто касается самой «субмарины», то я охарактеризовал бы ее, как локомотив и купе СВ одновременно. Огромная кабина, которой в Европе нет равных, широкие и мягкие спальные полки… А попробуйте-ка в любой другой кабине удобно сесть на нижнюю полку и поболтать ногами! Я полностью согласен с зарубежными коллегами, которые утверждают: Volvo FH — идеальная машина для одного дальнобойщика, a DAF 95 Super Space Cab — для двоих. Правда, у того же Volvo FH панель приборов, внутренние ручки дверей и т. д. проработаны, на мой взгляд, лучше — но не надо забывать, что DAF 95 появился на свет восемь лет назад, a Volvo FH — в позапрошлом году.

Во время езды в кабине непривычно тихо, лишь легкое урчание под полом выдает присутствие 430 «лошадок». Для сорокатонных автопоездов такой двигатель наиболее оптимален (в расчете «десять лошадиных сил на тонну»). А уж тот, кто хочет чего-нибудь этакого, может разориться на 500-сильный Cummins… С машиной запросто справляется и девушка (Наташа это охотно продемонстрировала); один из немногих моментов, где требуются крепкие мускулы — подъем-опускание кабины с помощью гидронасоса. Впрочем, и это неудобство можно устранить, если заказать электропривод подъема кабины.

КАК ДЕЛАЮТ DAF

Знакомец DAFЗавод в Эйндховене куда меньше, чем наш ЗИЛ или КамАЗ: дело, прежде всего, в другой философии производства. DAF делает сам только кабины, мосты (их производит соседний завод в бельгийском местечке Вестерло), рамы и двигатели, а все остальное закупает у именитых партнеров. Топливные системы поставляет Bosch, рулевое управление и коробки передач — ZF, тормозные системы — Wabco и т. д. Блоки цилиндров отливают в Испании и привозят аккуратно запакованными в целлофан; пластиковые детали делают небольшие специализированные фирмы — все это дает немалую экономию. Кстати, такой принцип производства характерен для всех европейских «грузовых» заводов. Два года назад DAF перестал работать «на склад»: все машины выпускаются только под конкретный заказ. Поэтому запас комплектующих рассчитан на три дня работы, а, к примеру, коробки передач идут на конвейер «с колес».

Завод в Эйндховене работает в одну смену, с единственной нитки конвейера ежедневно сходят 55—56 машин. В основном это 95-я серия, 10 % приходится на более легкую 85-ю модель, 15 % — на грузовики 65-й и 75-й серий. А городские машины 45-й серии (вскоре к ним прибавится DAF 55) делают отдельно, на британском заводе Leyland.
Двигатели выпускаются в пропорции «50 на 50»: 50 % моторов предназначено для грузовиков, другая половина — для автобусов, судов и сельского хозяйства.

На любом автомобильном заводе наиболее эффектен, конечно же, главный конвейер, и здесь мне почему-то больше всего понравилась процедура установки топливных баков (их объем, в зависимости от заказа, от 200 до 600 л). Кран с присосками подплывает к полированному баку, раздается звук «чмок» — и бак уже плывет по воздуху к машине.

В Россию за прошлый год DAF продал больше 200 машин: среди них есть даже тягачи с супер-кабиной. А недавно москвичи узнали, что…

DAF ТОРГУЕТ КОЛБАСОЙ

Знакомец DAFНу, конечно, не сам DAF, а автомобили-магазины на его шасси. Черкизовский мясокомбинат купил 65 пятитонных рефрижераторов на шасси 45.150 и 60 «магазинов на колесах» с менее мощным 130-сильным дизелем. Недавно 30 почти таких же автомагазинов заказал и комбинат МИ КОМ С.
Специально для российских условий конструкция доработана: здесь стоят более жесткие рессоры и отделитель воды в топливной системе. Кузова изготовил один из партнеров, фирма Tielemans, расположенная рядом с эйндховенским заводом.

Внутри автомагазина — холодильники на 1000 кг колбас и сосисок, в мороз можно задвинуть прозрачные витрины и включить отопитель салона. Во время работы DAF ощутимо тарахтит: так как специальное оборудование рассчитано на напряжение 220 В, слева под фургоном установлен автономный дизель-генератор (можно подключиться и к наружной розетке).

В базовой комплектации магазин стоит DM 148000, но цена может меняться в зависимости от комплектации и заказа. Черкизовцы, например, попросили установить в кузова видеомагнитофоны и крутят покупателям фильмы про то, как делается колбаса… А недавно появилась возможность заказать более «тихий» дизель-генератор Honda.