«Двуликий Янус» из ЯрославляПоявление на рынке ярославских шин Я-425 с двойным рисунком сразу же обратило на себя внимание автомобилистов. Посыпались вопросы: почему половина протектора шины имеет один рисунок, а половина —другой; для чего это нужно; хорошо это или плохо? Нас это тоже заинтриговало, и мы попытались в меру сил разобраться в этом вопросе.

ВО-ПЕРВЫХ, размерность новой шины — 185/65 R14, что само по себе необычно, ибо раньше в основном выпускались покрышки серий 70 или 80. Во-вторых, при современной радиальной структуре в ней применен не металлический корд, а текстильный. И, наконец, самое интересное — «страдающий раздвоением личности» рисунок протектора. Внутренняя его часть хорошо знакома автомобилистам, например, по ярославской же шине Я-370, тоже текстильно-радиальной. А наружная (это указано на боковине по-английски — outside) воскрешает в памяти уже почти забытую жигулевскую шину ИЯ-170 70-х годов.

Насколько оправдана такая комбинация? Может быть, «мелконарезанная» наружная часть протектора будет лучше работать в поворотах на асфальте, а внутренняя, с более крупным расчленением, уверенней «грести» на бездорожье? Делает ли такое сочетание шину более универсальной или же ничего не дает — ведь «настоящая любовь надвое не делится*?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили провести испытания «двуличного ярославца» на москвиче-2141, смонтировав шины на стандартных «сорок первых» дисках. А сравнивать новинку мы решили с «родной» москвичовской шиной МИ-180. С одной стороны, если говорить о сравнительных испытаниях шин, то такая постановка задачи некорректна — ведь шины-то разной размерности. Но мы поставили себя на место владельца «сорок первого», который задумался над тем, купить ли ему те же шины, что стояли на его Москвиче, когда он получал его в автомагазине (МИ-180), либо приобрести «модные» шины из Ярославля? И ему-то гораздо важнее знать не столько результаты «академических» сравнительных испытаний, сколько то, лучше или хуже станет вести себя машина.

«Двуликий Янус» из ЯрославляДавление во всех шинах (а они все — камерные) установили одинаковое — 2 атм. И, вооружившись профессиональным измерительным комплексом Datron, выехали на специальные дороги для испытаний.

Для начала весь цикл тестов мы провели с шинами МИ-180 — чтобы знать, на что способен наш Москвич в своей родной «обувке». А затем поставили на него Я-425. Кстати, смотрится Москвич с ярославскими колесами основательней, солидней.

РАЗГОНЯЕМСЯ

С новыми шинами мы сразу почувствовали, что недостаток резвости Москвича стал еще более удручающим: при разгоне мотор раскручивается очень неохотно. Во-первых, сказывается большее, чем у узкой шины, сопротивление качению, а во-вторых, новые шины оказались почти на килограмм тяжелее, чем МИ-180.

На высоких скоростях потеря динамики не столь замета, но при напряженных обгонах или на затяжных подъемах рукараньше тянется к рычагу КПП, чтобы «подоткнуть» передачу пониже.

Увеличился и расход топлива: Москвич стал прожорливей на 0,7 л/100 км при 90 км/ч и аж на 2,3 л/100 км при 120 км/ч.

ТОРМОЗИМ

Если тормозить плавно, то обе шины ведут себя почти одинаково. Но при интенсивном торможении на сухом покрытии ярославские шины понравились больше: мы чувствовали себя увереннее благодаря более равному, стабильному замедлению и более простому контролю момента блокировки колес. Все это позволяет точнее рассчитать тормозной путь.

На мокром асфальте эти преимущества резко возросли: тормозной путь «двуличного» москвича со скорости 80 км/ч стал меньше на 5 метров. Но к этому добавился еще один и, наверное, самый существенный плюс. Дело в том, что МИ-180, попав на более глубокий слой воды, всплывает — начинается аквапланирование, и… Чем это может обернуться понятно. А вот Я-425 при тех же скоростях практически не «плавает»!

Кстати, и на сухом покрытии тормозной путь короче у «ярославца». Немного, всего на метр, но как часто не хватает именно этой «малости»!

УПРАВЛЯЕМОСТЬ

Здесь новая шина вновь обернулась к нам своим лучшим ликом.

Надо сказать, что одна из наиболее неприятных особенностей поведения «сорок первого» — это его слабая, «ватная» реакция на действия рулем. Шины Я-425 в значительной степени подняли чувствительность, уменьшили запаздывания, и при этом Москвич стал более стабильным и прогнозируемым. Если «родные» МИ-180 в экстремальных поворотах вызывают двойственное поведение автомобиля — сначала снос передних колес, а потом — занос задних, то «двуликие» шины сделали реакции машины более однозначными. Выглядит это так. По достижении предельной скорости в повороте начинается занос задних колес, может быть, даже чуть интенсивнее, чем следовало бы, но опытному водителю его нетрудно погасить. А вот передние колеса практически не сносит — они словно вцепились в дорогу мертвой хваткой…

При испытаниях в аварийных ситуациях (маневр «пере-ставка») на сухом покрытии шины Я-425 оказались примерно на одном уровне с МИ-180, но на мокром покрытии шины Я-425 вновь были на голову выше. И главное здесь то, что благодаря меньшему аквапланированию сохранилась прогнозируемость поведения машины, а это позволяет точнее отслеживать траекторию. «Родные» МИ-180 в этих условиях безо всякого предупреждения вдруг всплывают и «сбрасывают» автомобиль в сторону.

Итак, с точки зрения управляемости шины Я-425 оолее стабильны. Кроме того, они практически не меняют реакций машины при изменении нагрузки.

ШУМЫ И ВИБРАЦИИ

Как только мы примерили ярославскую «обувку», в машине стало значительно шумнее. Правда, приборы зафиксировали даже некоторое снижение уровня шума, но, видимо, в спектре этого шума стало больше неприятных на слух составляющих. В основном, усилилась вибрация, которая «оживила», заставила «говорить» пластмассовые панели в салоне, отдельные элементы кузова, кое-что под капотом и в багажнике, стали ощутимее «зудеть» панели пола и рулевое колесо. На сиденье особых изменений не почувствовалось, кроме случаев попадания на жесткие неровности и в глубокие выбоины — удары от них стали значительно сильнее и даже появились там, где их не было, когда мы преодолевали эти неровности на более мягких МИ-180.

ЧТО В ИТОГЕ?

Шины Я-425 оказались действительно двуличными. Улучшение, по сравнению с МИ-180, активной безопасности, особенно на мокром покрытии — несомненный плюс новых шин. Но за это, увы, приходится платить — ведь ухудшается разгонная динамика и возрастает аппетит машины, особенно при темпераментной езде. Кроме того, в салоне становится шумнее… Какая ипостась «двуликого Януса важнее? Это решать вам.

Не смогли мы оценить только два серьезных качества — «ходимость» (для этого нужны длительные испытания) и проходимость новых шин. Правда, по проселкам и песчано-глинистому грейдеру мы наш Москвич погоняли, но существенных различий не обнаружили. И предположили, что наиболее ярко преимущества во «внедорожных» качествах (если, конечно, таковые есть) должны проявиться с приходом зимы, а потому вернемся к «двуликому Янусу» с наступлением холодов и снегопадов.