Содержание статьи

Mercedes со стеклянной крышейКомпания Mercedes-Benz AG решила после шести лет выпуска обновить свои родстеры и купе серии SL. «Обновить» потому, что предложить после довольно непродолжительного срока кардинально новую модель такого класса не под силу даже штуттгартцам —больно уж это дорогое и хлопотное дело. Зато привнести изменения, рассчитанные на новую волну покупательского интереса к автомобилю — это пожалуйста.

Появившись впервые на автосалоне в Женеве весной 1989 года, автомобили серии SL произвели настоящий фурор. Потрясали агрессивные и в то же время лаконичные формы кузова, его аэродинамическая «чистота», роскошный интерьер. Но главное — это, конечно, техника: от надувных подушек безопасности до автоматически «выстреливающейся» при опрокидывании дуги безопасности, от АБС на всех колесах до серии мощных и тяговитых двигателей (кстати, самая мощная версия SL600 с 6-литровым V-образным 12-цилиндровым мотором появилась только летом 1992 года — спустя год после дебюта седана S600, с которого и заимствован этот двигатель).

Mercedes со стеклянной крышейЧто же подвигло инженеров компании подновить флагман своих спортивных автомобилей, занимающий, между прочим, верхнюю строку в списке популярности «спортсменов» этого класса у себя на родине? Сам Mercedes-Benz четкого ответа на это не дает, но и так ясно, что спать спокойно не дают конкуренты. И первую скрипку в этом оркестре играет не BMW со своим купе 840Ci/850CSi, как это может показаться на первый взгляд, а земляки из Штуптарта — фирма Porsche, выдающая на-гора все новые и новые модификации своих машин. Уже после начала выпуска SL появился Dodge Viper (в Европе он продается как Chrysler Viper), несколько новых относительно недорогих моделей появилось у Ferrari, потихоньку обновляет свои купе и родстеры Jaguar. Не следует сбрасывать со счетов и, безусловно, более простых по конструкции, но и куда более дешевых «японцев», например, купе Honda NSX и Nissan 300ZX. Вся эта братия вместе с более мелкими фирмами, выпускающими различный «эксклюзив», отрывает смачные куски от пирога, которым Mercedes делиться, естественно, не хочет.

ДИЗАЙН

Стилисты фирмы полагают, что дизайн кузова за эти годы практически не устарел (и с этим можно согласиться; к тому же с 1989 года автомобиль не единожды получал всевозможные призы за свою неповторимую внешность). Поэтому изменения в экстерьере носят чисто косметический характер.

Так, чуть реже стал «частокол» декоративной решетки радиатора. Новые бамперы визуально делают автомобиль более широким и длинным (кстати, передний длиннее на 30 мм, что довело общую длину машины до 4500 мм). Сбоку обращают на себя внимание новые прорези в передних крыльях для вентиляции моторного отсека и новый рисунок дисков колес.

Mercedes со стеклянной крышейИзменилась оптика. Сзади фонари перекрасились в красный цвет, а светорассеиватели передних указателей поворота стали бесцветными — согласно нынешней моде. К тому же теперь используются ксеноновые фары головного света (аналогично новому Е-классу), газонаполненные лампы которых светят в два раза лучше обычных галогеновых. Корректоры угла наклона фар, получая сигналы от датчиков на передней и задней подвесках, автоматически регулируют угол наклона, выдерживая его неизменным по отношению к полотну дороги.

В салоне обращают на себя внимание новая обивка сидений в двухцветной гамме, новое 4-спице вое рулевое колесо диаметром 390 мм, новая система управления стеклоподъемниками и кнопки блокировки дверных замков вместо прежних рычагов. В спинку и подушку сидений встроены воздушные камеры, с помощью которых регулируются подпор в поясничной области и глубина посадки водителя.

ЭТО КРЫША ИЛИ?..

Mercedes со стеклянной крышейОднако все вышеперечисленное меркнет по сравнению с тем, что предложили для купе. Это — стеклянная крыша! Помните концептуальное купе, показанное на Женевском автосалоне в 1993 году? Именно на нем Mercedes впервые продемонстрировал четыре круглые фары и прозрачный верх Первые благополучно прижились на новом Е-классе, а теперь вот дело дошло и до крыши.

Состоит стеклянный колпак из четырех частей: на алюминиевую раму приклеивают верхнее 5-миллиметровое стекло, пропускающее 15 процентов светового потока; сзади — также 5-миллиметровое, с 75-процентным проникающим свойством. Плюс боковые «треугольники» толщиной 3 мм. Алюминиевый каркас снаружи окрашивается в цвет кузова, а изнутри маскируется обшивкой. При этом очень узкие задние стойки смотрятся куда элегантнее более широких стоек стандартного, полностью алюминиевого верха (такой вариант тоже возможен). При палящем солнце от лучей можно спастись с помощью сворачивающейся шторки.

ТЕХНИКА

Mercedes со стеклянной крышейНемало интересного и под капотом машины. Серьезно поработав над зажиганием, системами впрыска и выпуска отработавших газов, над газораспределительным и кривошипно-шатунным механизмами, конструкторы существенно снизили токсичность отработавших газов, добившись соответствия V-образных двигателей нормам 19% года. Например, приемная труба глушителя состоит из двух стенок с воздушной прослойкой. При такой конструкции отвод тепла уменьшается, соответственно при запуске двигателя быстрее нагревается катализатор, выходя на рабочий режим. На это же работает электронное управление подачей топлива и опережением зажигания, увеличивая температуру выхлопа после запуска мотора.

Кроме того, у V-образных силовых агрегатов на 10 процентов снизился расход топлива. Для этого пришлось поколдовать над коленчатым валом, уменьшить массу деталей механизма газораспределения, оптимизировать весовые параметры поршней, использовать на каждый цилиндр по отдельной катушке зажигания (они монтируются непосредственно в головках блока), перенастроить электронные «мозги» и разработать новую 5-ступенчатую автоматическую трансмиссию.

Работа новой КПП в чем-то схожа с коробкой INVECS-II компании Mitsubishi (подробнее о ней читайте в статье о новом автомобиле Mitsubishi Carisma в этом номере Авторевю). Она, например, на крутых виражах, спусках и подъемах не включает другую передачу (что свойственно обычным «автоматам»), сдвигая момент переключения передач. Кроме того, КПП в состоянии подстроиться под характер езды конкретного водителя, «подтыкая» именно ту передачу, которую он хотел бы в данных условиях.

При каждой смене передачи электроника изменяет угол опережения зажигания, снижая крутящий момент и облегчая переключение ступеней. При движении с постоянной скоростью на высших передачах (начиная с третьей) автоматически включается жесткая связь в КПП (вместо гидротрансформатора), снижая потери в трансмиссии. Интересно, что Mercedes впервые применил автоматическое поддержание скорости 30 км/ч в жилых зонах городов — для этого достаточно нажать на подрулевой рычажок.

Помимо этого, имеется гидропневматическая система регулирования уровня кузова над дорогой (водитель может выбрать между высоким или низким положением в зависимости от дорожных условий). Наконец, в дверях появились 16-литровые надувные подушки безопасности на случай бокового столкновения. Подушки аналогичны таковым на новом Е-классе и приспособлены для установки в родстеры и купе.

* * *

Mercedes-Benz надеется, что проведенный рестайлинг даст новый импульс продаж родстеров и купе SL. Тем не менее, вряд ли нынешний SL продержится еще столько же на конвейере: если Mercedes обновляет какую-либо модель, значит жить ей осталось года два—три от силы. Будем ждать следующий SL?