Полчаса на выставке под открытым небомКогда на встречах с зарубежными коллегами-журналистами речь заходит о внедорожных приключениях, те порою с завистью произносят: «У вас в России нет никаких проблем с бездорожьем, счастливые». В самом деле, попробуйте-ка где-нибудь в Европе сунуться на автомобиле в лес. Максимум через пятьдесят метров вас остановит либо «кирпич», либо ненавязчивая табличка с надписью «Privat». Не принято у них ездить вне асфальтовых дорог. А коль назвался джиппером, то записывайся в клуб, плати денежку и поезжай на специальную трассу. Для начала придется прослушать теоретический курс, потом покататься с инструктором и только после этого вкусить первые прелести езды по бездорожью. Делается это из соображений безопасности: если кто-нибудь положит машину «на уши» в первый же день, то обязательно свалит вину на «неправильную » трассу и потребует выплаты страховки…

Школа внедорожной езды, где в выходные дни и во время отпусков «отрываются» автолюбители из Швейцарии и Франции, расположена в небольшом альпийском городке Валь де Изер. Это местечко примечательно еще и тем, что здесь ежегодно проходит International Off-road Show, по-нашему — международная выставка внедорожных автомобилей.

ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ

Полчаса на выставке под открытым небомАтмосферу, царящую здесь, можно охарактеризовать коротко — это типичный альпийский курорт. Отели, магазинчики, рестораны, кафе, сувенирные лавки, а главное — сама природа. Все здесь работает на могучую туристическую индустрию. Кого здесь только не встретишь! Любители кататься на горных лыжах, сноубордах, снегоходах, горных велосипедах, парамоторщики и парапланеристы, просто горные пешеходы-фанаты. Но в начале августа в Валь де Изере собираются поклонники автомобилей повышенной проходимости.

Традиция эта родилась в 1984 году с подачи известного французского биолога Энри Одуи. Ученый был заядлым джиппером, но в силу своей профессии не мог мириться с бесконтрольной ездой по альпийским склонам. Так вот. Окресности Валь де Изера настолько сильно запали в душу биологу, что, воспылав энтузиазмом, он решил организовать в этом месте ежегодную выставку полноприводных машин. К тому же рядом с предполагаемой выставочной площадкой есть столько лишенных растительности горных дорог, что можно проверить в деле любой автомобиль.

На первый автосалон, который открылся в августе 1984 года, приехало 30 участников, а посетило выставку около 10000 человек.

ЗДЕСЬ ВСЕ НЕ ТАК, ЗДЕСЬ ВСЕ ИНАЧЕ…

Полчаса на выставке под открытым небомВы когда-нибудь бывали на автосалонах? Громадные павильоны, прожекторы, подиумы, ковровые дорожки, восковые лица стендисток. Так вот, ничего подобного здесь нет. Во-первых, вся экспозиция расположена под открытым небом и обнесена чисто символическим ограждением. Перед центральным входом на выставку, у подножия горы скромно приютилась маленькая вертолетная площадка. Мы на минутку остановились. Взглянув на небо, наш сопровождающий произносит убийственную фразу: «Имейте в виду, что на осмотр экспозиции у вас есть не более тридцати минут: погода портится, а в аэропорт мы должны улететь вертолетом». Да, этот сюрприз приятным не назовешь. Что ж, надо торопиться.

Какая атмосфера! Похоже, что подавляющему большинству посетителей абсолютно наплевать на новинки и на то, к какому модельному году относится тот или иной экспонат. Быть может, он вообще уже снят с производства… Люди приходят сюда смотреть на то, что они любят. Поэтому на выставке в Валь де Изере рядом могут стоять новый Jeep Wrangler и древний Nissan Patrol GR, дорогой Puch G и авангардный SsangYong Musso (за вычурную внешность эту машину здесь прозвали Strange Rover), громадный Hummer и миниатюрный неприхотливый Willys. Здесь выставляются даже подержанные автомобили, и это никого не удивляет.

Полчаса на выставке под открытым небом

Но ориентироваться в этой пестрой экспозиции сложно. Батюшки, один из самых больших стендов отдан нашей Ниве! Оказывается, в 1995 году во Франции было продано 2145 Нив! И это очень много. За то же время дилеры сумели продать во Франции 1350 — Discovery, 1821 — Nissan Terrano II, 989 — Suzuki Vitara. Серьезным помощником, кстати, для Нивы стал дизель Peugeot.

Эх, было бы побольше времени… Очень хотелось, например, побеседовать с представителями ARO France. Местные представители румынской фирмы выставили в Валь де Изере три автомобиля. Новыми их назвать, конечно, нельзя (фирма ARO начинала свою деятельность с вариаций на тему советского ГАЗ-69), но, однако, шаг вперед налицо.

Начинаю нервничать. А что если набраться наглости и… Взяв в руку фотокамеру, протискиваюсь к стенду Land Rover. Эта экспозиция была особенной: в центре площадки возвышалось очень странное сооружение в виде горки из металлических профилей — искусственный подъем в 45 градусов. Даже издалека конструкция казалась хлипкой, и подтверждение тому — действия человека, сидевшего за рулем Discovery песочного цвета. Тщательно вправляя машину в колею перед подъемом, водитель почему-то то и дело глушил двигатель и выходил покурить. Подловив момент, когда француз затушил очередную сигарету, подхожу к нему. «Здравствуйте. Я журналист из России. Знаете ли, очень не хватает красивого кадра. Вы не могли бы въехать на подъем специально для меня?» Но француз попросил подойти через полчаса…. «Не могу, мсье, у меня через десять минут вертолет». Изобразив рукой пропеллер, отмечаю, что француз начинает «гнуться». О’кей!

Полчаса на выставке под открытым небом

Хорошенько прицелившись, Discovery начинает медленно ползти на подъем. Вся журналистская братия хватается за фотокамеры. Вершина! Машина замирает, слегка покачиваясь вместе с шатким сооружением. Спуск вниз был не менее эффектным. Браво!

И тут… Он приглашает меня прокатиться? Сколько сейчас времени? Успею! Прыгаю на место переднего пассажира.

Француз запускает мотор, прицеливается. Скрип металла, тяжесть тела медленно переносится на спинку, в лобовое стекло уже не видно даже горных вершин. Да, если этот парень ошибется хотя бы на пару сантиметров, на вертолете мы с ним полетим вместе, причем на санитарном и в любую погоду. Перевалив через вершину, Discovery клюет носом и под недовольное рычание дизеля начинает спускаться вниз. «Super! — Показываю французу большой палец. — Merci!»

И я побежал к вертолету…