Содержание статьи
Турецкий язык странен для нашего уха. «Бардак» в переводе с турецкого — всего лишь стакан, «дурак» — остановка… А «сарай» —не что иное, как дворец. Соответственно, Аксарай — «Белый дворец».
Городок с таким названием, затерявшийся в Турции (час лета от Стамбула и еще два часа на автобусе!), совсем не похож на дворец: невысокие блочные дома, невзрачные улицы… Здесь живет около сотни тысяч человек; шестьсот из них ежедневно проходят через проходную с большой надписью Mercedes-Benz. Это —завод, где делают грузовики; в том числе Mercedes 800, на презентации которого я побывал. Но вначале — немного о заводе. Интересно ведь, как делают грузовики с надписью «Made in Turkey»!
ЗАВОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ
Лучшие женихи во всей округе — военный командир, мэр города и инженер завода Mercedes!» — шутят турецкие «мерседесовцы». Действительно, работать на заводе, благодаря которому Аксарай превратился из поселка в небольшой город, престижно.
Завод в Аксарае был построен в 1986 году. Поскольку седельные тягачи в Турции встречаются крайне редко, Mercedes делает в основном шасси для популярных магистральных грузовиков полной массой 25 тонн. Но там, где написано «25 тонн», в Турции надо рассчитывать на 35, а то и на 40—50 тонн: машины часто перегружают так, что, кажется, еще чуть-чуть — и они опрокинутся… Поэтому турецкий Mercedes отличается от германского более мощным шасси и более простой конструкцией.
Эти грузовики славятся высокой надежностью, но самыми популярными в Турции их назвать нельзя из-за довольно высокой цены. Кстати, чаще всего на турецких трассах встречаются Ford Cargo со стеклопластиковой кабиной и капотный «крокодил» Chrysler (он же Dodge, Fargo или De Soto, в зависимости от надписи на облицовке радиатора) — дешевые машины местного производства. «Грузовые» фирмы не случайно налаживают производство на территории Турции: пошлины на ввоз грузовиков здесь настолько высоки, что наши таможенные тарифы по сравнению с ними кажутся просто несерьезными…
Вначале я думал, что Mercedes собирает свои грузовики простым «отверточным» способом, из готовых узлов. И — ошибся! Завод в Аксарае — вполне самостоятельное производство, только небольшое (в прошлом году здесь построили 2350 машин) и с солидной долей ручного труда.
В одном из корпусов делают мосты и шестицилиндровые дизели — не только для грузовиков, но и для автобусного завода в Стамбуле. Доля комплектующих из Германии высока: примерно 55% для осей и 90% для двигателей. После сборки каждый двигатель ставят на испытательный стенд и «гоняют» в точном соответствии с германскими стандартами. С токсичностью выхлопа грузовиков дело в Турции обстоит примерно так же, как у нас (то есть никак), поэтому моторы соответствуют нормам Euro 0. Но есть и грузовики с моторами Euro 1 — эти V-образные «восьмерки» приходят из Германии уже в готовом виде. В соседнем сборочном корпусе, помимо прочего, делают и красят кабины — точно такие же, как у машин из Германии. А после того, как новенькие грузовики сходят с конвейера, они рядами выстраиваются здесь же — около цехов.
Поодаль — ма-аленькое административное здание. Руководителей здесь раз-два, и обчелся, причем из Германии приехали лишь директор и шеф отдела контроля качества. Кстати, насчет качества: мы привыкли, что товары из Турции сделаны не очень-то тщательно. А как обстоит дело с этим здесь?
В ответ мне вручили копию сертификата ISO 9002 и, пока я ее изучал, рассказали следующее. За качество в Аксарае серьезно взялись с самого начала: завезли оборудование для контроля, поставили специальные посты в цехах, начали жестко контролировать продукцию, которая поступает с других местных заводов… В итоге Mercedes первым среди автомобильных предприятий Турции получил знаменитый сертификат ISO 9002. Эта, на первый взгляд, невзрачная бумага, которую выдает специальная европейская комиссия — не что иное как «пропуск» на мировой рынок автомобилей. Проще говоря, сертификат — это свидетельство того, что завод и его оснащение полностью соответствуют международным нормам.
…Действительно, завод как завод. Из необычного могу отметить разве что кошку, которая, невзирая на шум, лежала на полу цеха. Или, к примеру, развозчика чая. На его тележке кипел чайник: вдруг кому-то захочется горяченького?
НЕ ТОЛЬКО «ДАЛЬНОБОЙЩИКИ»!
Но большие грузовики — это далеко не все. Кроме них здесь собирают из привозных комплектов вездеходы Unimog. Их основной заказчик — армия Турции. Если эти грузовые машины из Аксарая продаются исключительно в пределах страны, то средние автобусы 0814 Midibus идут только на экспорт. Производство штучное: за год здесь делают всего 30— 50 автобусов.
Наконец, здесь сваривают элементы каркаса для германских автобусов. «Германских?»— переспросил я, думая, что ослышался. Оказалось, «скелет» всех городских автобусов из Германии (без исключения!) содержит турецкие элементы: при мне их загружали в трейлер, чтобы везти в Маннгейм.
А с недавних пор большим грузовикам Mercedes пришлось потесниться, уступив одну из двух ниток сборочного конвейера новой машине Mercedes 800, конструкция которой была разработана специально для Турции. Перед запуском в производство грузовик как следует проверили на выносливость: он прошел 150000 км по различным дорогам, в том числе 3000 км по дорогам с плохим покрытием; его жарили и морозили (при температурах от —40 °С до 50 °С!) в климатической камере. Проходя по площадке, где стоят готовые грузовики, я увидел у забора потрепанный Mercedes 800 с «чужой» решеткой радиатора и без эмблем. Несомненно, это была одна из машин, проходивших испытания…
MERCEDES 800: СНАРУЖИ И ВНУТРИ
До того момента, когда первый раз увидел MB 800, я абсолютно не представлял его габариты. В приглашении было написано «небольшой грузовик»; в то же время указано, что его грузоподъемность — пять с лишним тонн. Ничего себе «небольшой»! Однако машина оказалась настолько компактной, что ее запросто можно принять за «полуторку», в крайнем случае — за «трехтонку». Маленькая кабина, 16-дюймовые колеса, простая конструкция… Что же мне все это напоминает? Ага, вспомнил! Несколько лет назад Mercedes начал выпуск в Индонезии грузовика MB 700 (даже индексы схожи!) для местного рынка. Никак, это его родственник?
Оказалось — не совсем так, но близко к истине. Во всяком случае, все панели кабины (кроме крыши) приходят из Индонезии; в Аксарае их сваривают и красят. «А остальные компоненты откуда?» — поинтересовался я. Двигатель Mercedes ОМ364А — из Бразилии, коробка передач ZF — испанская, задний мост Rockwell — итальянский. Загибайте пальцы: комплектующие приходят со 116 зарубежных и 125 местных заводов (соответственно, 358 и 834 детали); в их числе — шесть заводов Mercedes со всего света!
Знакомство с машиной я решил начать с кабины. За несколько дней до поездки в Турцию я испытывал новый DAF 45 того же класса, и на его фоне кабина MB 800 кажется непривычно маленькой. Что есть, то есть: вход довольно узкий, а кабина расположена высоко, поэтому при посадке и высадке неизбежен контакт с крылом. Внутри кабину тесной не назовешь, сиденья удобны, но остается ощущение, будто сидишь в небольшом грузовике, а не во «взрослой» пятитонной машине.
Интерьер вполне современен: ровная передняя панель, щиток приборов, аналогичный моделям Sprinter и Vito, компактный руль с усилителем. Но по обработке пластиковых деталей видно, что, как ни говори, турецкое качество отличается от германского… А самая необычная деталь — «костыль» стояночного тормоза, который разместили у рулевой колонки, рядом с левым коленом водителя (место, прямо скажем, не самое удобное).
Поднять кабину, чтобы добраться к двигателю, оказалось не так-то просто: чтобы проделать эту операцию в одиночку водитель должен обладать мускулами Сталлоне. Зато о ежедневном сервисе конструкторы позаботились, смонтировав масляные щуп, горловину и бачок с охлаждающей жидкостью справа за кабиной.
Конструкция шасси при ближайшем рассмотрении оказалась очень простой, но это шасси может выдержать солидную перегрузку: по словам «мерседесовцев», MB 800 безболезненно перевозит лишних две тонны поклажи!
Жаль, что поездить на грузовичке так и не удалось. Когда я подошел к ответственному за машины с просьбой разрешить мне сделать круг по заводской площадке, тот с явным сожалением покачал головой. Потом постучал пальцем по плечу, изображая погон (начальник, мол, близко) и интернациональным жестом показал, что этот начальник с ним сделает, пусти он меня за руль.
ЖДИТЕ ГОСТЕЙ ИЗ ТУРЦИИ
Как мы уже упоминали, до сих пор грузовики из Аксарая практически не продавались в другие страны. А теперь взгляните на карту, которую представили журналистам на презентации. Это — страны, куда намечен экспорт модели MB 800.
Оказалось, уже есть четкие планы на этот счет. В нынешнем году из 800 выпущенных грузовичков за пределы Турции уйдут 50 машин, на будущий год — 200, в 1998 году — 400 и, наконец, в 1999 году — 500 машин. Нашей стране отводится особая роль: Mercedes собирается здесь не только продавать, но и собирать эти грузовики.
«Как ты считаешь, пойдет новая машина в России?» — спросили меня «мерседесовцы» на прощанье. Я, чтобы не огорчать хозяев, ответил уклончиво: «Надо проанализировать ситуацию…»
А ситуация такова: зарубежные грузовики среднего класса у нас не пользуются популярностью. (Пожалуй, успеха здесь добился лишь DAF с «колбасными» автомагазинами и рефрижераторами.) Но в основном эту нишу закрывают гораздо более дешевые ЗИЛы и ГАЗы.
Mercedes 800 (причем одно лишь шасси с кабиной) стоит в Турции S29000. Наверняка, экспортная цена будет ниже, однако прибавьте сюда стоимость кузова и «растаможки»… Конечно, аналоги из Западной Европы еще дороже — но они, к примеру, однозначно выигрывают в эргономике. реализовать его производство на одном из наших заводов, с российскими комплектующими — тогда, возможно, ситуация изменится.
Не исключено, что скоро мы будем покупать у Турции и тяжелые грузовики. Когда осенью этого года на смену хорошо знакомым магистральным машинам Mercedes в Германии придет абсолютно новая, и, несомненно, более дорогая, модель, производство прежней тяжелой серии останется только в Аксарае…